Виды предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

Виды предпринимательства, их особенности и сферы применения
• Сущность производственного предпринимательства, его определяющая роль среди других видов предпринимательской деятельности
• Факторы производства, их роль в повышении эффективности предпринимательства
• Сущность и значение коммерческого и финансового предпринимательства Особенности его развития в России
• Содержание и перспективы развития в России консультативного предпринимательства

Файлы: 1 файл

Виды предприним. деятельности.docx

— 43.13 Кб (Скачать файл)

Надо отметить, что малые  предприятия играют важную роль в  развитии инновационного предпринимательства. В свою очередь венчурный бизнес имеет рад преимуществ перед  другими формами организации  инновационного предпринимательства в малом бизнесе: высокая гибкость, динамизм и др.

Венчурное предпринимательство  базируется на принципах разделения и распределения риска. Оно позволяет  авторам идей, не имеющим в достаточном  объеме собственных средств, реализовать  эти идеи.

Венчурный бизнес зародился  и получил широкое развитие в  США. Любой малый инновационный  бизнес испытывает ограниченность  материальных  и  финансовых  ресурсов,  слабость научно-технической  базы   и   нуждается   в   эффективной   поддержке со стороны государства. В США разработана и действует  комплексная  программа  государственной  помощи  малому инновационному бизнесу. Она включает в себя прямое финансирование малых предприятий из Федерального бюджета, систему контрактного финансирования этих предприятий министерствами и ведомствами, благоприятные налоговое законодательство и амортизационный климат. Суть венчурного бизнеса в США состоит в том, что инновационные фирмы реализуют свои идеи с помощью средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение по льготной цене акций создаваемых компаний.

В современных условиях в  России имеются все необходимые  предпосылки для развития венчурного предпринимательства. Прежде всего это наличие развитого рынка ценных бумаг. Далее — все возрастающее проникновение зарубежных фирм на российский рынок интеллектуальной собственности. Причем это проникновение носит не только характер прямой экспансии, но и форму инвестирования в отечественные инновационные проекты. Одной из предпосылок является скрытая приватизация государственной интеллектуальной собственности, когда сотрудники государственных предприятий и научно-исследовательских организаций переходят в малый инновационный бизнес.

Наконец, надо отметить определенный интерес, который проявляют российские предприниматели к нововведениям, не требующим значительных инвестиций.

Все это свидетельствует  о том, что венчурное предпринимательство, находящееся в нашей стране лишь в самой начальной стадии, имеет  значительную перспективу роста  и может сыграть роль катализатора дальнейшего развития инновационного малого бизнеса.

Коммерческое предпринимательство

Товарные биржи. Полем  деятельности коммерческого предпринимательства  служат товарные биржи и торговые организации.

Товарная биржа — это  разновидность оптового товарного  рынка без предварительного осмотра  покупателем образцов и заранее  установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно  объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным  и соблюдаемым правилам. Цель такой  биржи — создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью с учетом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены/ Товарная биржа — наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.), продающихся по стандартам. Подобные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах. Классическими примерами служат специализированные товарные биржи, такие, как Лондонская (цветные металлы). Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др.

Помимо проведения обычной  торговли с фактическими поставщиками товаров, на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Товарные биржи выполняют  следующие основные функции:

•          оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

•          упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

•          сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота  товарных бирж составляют сделки не с  наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а сделки с будущим товаром  или по договорам поставки (срочные  сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать  участие только брокеры — биржевые посредники, выступающие между покупателем  и продавцом, а в торгах на открытых биржах — также посетители. По характеру  биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.

В настоящее время в  России функционирует более 200 товарных бирж. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, такие биржи действуют во многих крупных городах страны.

Операции по купле-продаже  товаров и услуг. Основное содержание коммерческого предпринимательства  составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже  товаров и услуг. Общая схема  коммерческого предпринимательства  в определенной мере аналогична схеме  производственно-предпринимательской  деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который  затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции здесь имеет место  получение готового продукта. 

 

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка.

В общем виде маркетинг  представляет собой систему организации  и управления всеми сторонами  хозяйственной деятельности коммерческого  предприятия, фирмы. Маркетинг рассчитан  на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия. Посредством маркетинга осуществляются все виды жизненного цикла торгового предприятия: исследование рынка, продвижение товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовое обеспечение и получение прибыли. При этом к торговому предприятию предъявляются два взаимосвязанных требования: максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции.

Важнейшим условием осуществления  маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит основанием для установления задания по объему продаж в натуральном  и стоимостном выражении. При  этом товары различаются по характеристике спроса: первая группа — товары, еще  не завоевавшие рынок, а потому требующие  повышенного внимания; вторая группа — товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом.

Структура маркетинга, наряду с оперативной управленческой работой, включает в себя также такие функции, как исследование рынка, оценка ситуации, предвидение, планирование (о котором говорилось выше), практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций.

Если предварительный  анализ рынка и прогноз свидетельствуют  в пользу осуществления коммерческой сделки, то предпринимателю необходимо проработать бизнес-план, в котором  должны найти отражение программа  действий по осуществлению сделки и  расчет требуемых затрат и ожидаемых  результатов.

В общем виде программа  любой коммерческой сделки включает:

•          наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупки товара, его транспортирования, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов);

•          приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;

•          закупку товара для последующей его продажи;

•          привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им;

•          получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции;

•          получение или приобретение необходимой информации, требуемой  для  планирования,  оформления  и  регулирования сделки;

•          реализацию товаров покупателю и получение выручки;

•          регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам.

Все важнейшие мероприятия  коммерческой сделки увязываются между  собой по срокам, и, где это, возможно, предусматривается параллельно-последовательная методика проведения операций. В заключение разрабатывается бизнес-план и укрупненный координационный план действий. Если сделка носит крупный и продолжительный характер, рекомендуется разрабатывать план-график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей.

Финансовое  предпринимательство

Коммерческие банки. Выше мы говорили о том, что основным полем  деятельности финансового предпринимательства  являются коммерческие банки и фондовые биржи. Что же представляют собой  эти институты рынка?

Коммерческий банк — это  финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка  является разница между процентными  ставками депозитных (привлеченных) и  ссудных средств.

Операции коммерческих банков делятся на три группы; пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой  комиссии).

Особенность деятельности коммерческих банков России состоит в том, что  они привлекают средства предприятий  на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти  банки подвержены риску коммерческого  характера, так как обязаны, выплатить своим кредиторам деньги в определенный заранее срок с установленными процентами. Учитывая, что   предоставленные   коммерческим   банком   кредиты   могут быть по тем или иным причинам не возвращены вовремя, банк должен обладать определенными резервами.

Другая особенность коммерческих банков России в современный период заключается в том, что в большинстве  своем они не обладают возможностями  предоставления долгосрочных кредитов в значительных размерах. Таких средств  во многих коммерческих банках России нет. Не случайно доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет лишь 3% всех активов. А главным источником доходов в коммерческих банках экономически развитых стран служат долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость доходов  коммерческих банков, нередкое их банкротство.

Фондовые биржи. Еще одним  институтом рынка, элементом финансового  предпринимательства служит фондовая биржа.

Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно  функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности  капитала и выявлению реальной стоимости  активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном  регулировании спроса и предложения. На фондовой бирже проводятся так  называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые  проходят через биржу. При этом текущие  курсы постоянно демонстрируются  на световом табло и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности — своеобразных барометров экономической конъюнктуры.

За рубежом сами фирмы  и предприятия на бирже не участвуют. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдинговая или  брокерская компания биржи. Число таких  членов регулируется, а репутация  их должна быть безупречной. Помимо того, такое членство требует денег. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже цена места колеблется от 450 до 6000 тыс. долл., а число членов практически неизменно  — 1469.

Вместе с тем в условиях государственно-монополистического капитализма  роль биржи в торговле ценными  бумагами несколько уменьшилась. Главная  причина этого — образование  мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцентрировали у себя большую часть торговли ценными  бумагами, без посредничества биржи. На снижение роли биржи в торговле ценными бумагами повлияло также  увеличение объема государственных  облигаций в общей массе ценных бумаг.

Консультативное предпринимательство

Сущность и этапы консультативных  услуг. Слово"консультант" происходит от латинского — советующий. Под этим словом понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской Федерации Ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО).

Менеджмент-консалтинг заключается  в предоставлении независимых советов  и  помощи  по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Информация о работе Виды предпринимательской деятельности