Виды предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и прочим.
По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на:
1) производственную;
2) коммерческую;
3)финансовую

Файлы: 1 файл

Виды предпринимательской деятельности.docx

— 103.96 Кб (Скачать файл)

Виды предпринимательской  деятельности

Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим  формам, степени использования наемного труда и прочим.

По виду или  назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на:

1) производственную;

2) коммерческую;

3)финансовую

Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, указанные ее формы взаимно пронизывают  и дополняют друг друга, так что  один из видов может содержаться  в другом. Наиболее общим и важным является производственный вид предпринимательства, за ним следует коммерческий и  замыкает цепь финансовый вид.

Производственное  предпринимательство

К производственной предпринимательской деятельности относится деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей, тогда как другие сопровождающие производство функции, такие как сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной. Рассмотрим типовую схему производственного предпринимательства, позволяющую получить представление о нем. Предприниматель вначале избирает вид производственной деятельности, т.е. намечает, какие именно товары, работы, услуги он намерен производить. Затем он вступает в контакт с потенциальными потребителями, покупателями товаров либо представляющими их интересы закупочными, торговыми организациями в целях выявления потребности в товаре и спроса на него. Иначе говоря, предпринимательство включает маркетинговую деятельность. Эта первая фаза сделки получает юридическое оформление в виде договора между предпринимателем и будущим покупателем товара, хотя заключение подобного контракта не всегда имеет место. В ряде случаев предприниматель начинает осуществление сделки в одностороннем порядке, не имея формального договора с другой стороной, выступающей затем в роли покупателя и потребителя товара. Предпринимательский риск в этом случае существенно повышается. Для осуществления производства предприниматель должен иметь в своем распоряжении (либо приобрести) факторы производства, к которым относятся: рабочая сила, производственные фонды, материалы, информация. Частично факторы производства могут изначально принадлежать предпринимателю, например, собственная рабочая сила, заранее накопленные производственные ресурсы в виде орудий труда, материалов, информации. Недостающие факторы производства предприниматель вынужден приобретать до начала или в самом процессе осуществления предпринимательской деятельности. В стандартном случае предприниматель приобретает отсутствующие у него факторы производства путем найма рабочей силы, покупки производственных фондов, материалов, информации за деньги. Однако не исключаются, а в условиях наличествующих в нашей стране тотального дефицита и глубокой инфляции все чаще встречаются случаи приобретения предпринимателями факторов производства не за денежную, а за натуральную плату. В подобных условиях производственная предпринимательская сделка пронизывается побочными сопутствующими бартерными сделками. Наряду с упомянутыми выше факторами производства предпринимателю для осуществления намеченной им деятельности могут понадобиться работы и услуги (строительные работы, транспортные, информационные и интеллектуальные услуги), которые он не способен выполнить своими силами и потому вынужден привлекать сторонние организации и лица. Естественно, что такие услуги потребуют денежной оплаты со стороны предпринимателя или иных форм их компенсации. Оказывающие услуги предпринимателю сторонние организации и лица становятся в ряде случаев посредниками между предпринимателем и потребителем и тем самым агентами посреднического предпринимательства, сопутствующего сделке. Как видно из изложенного, осуществление предпринимательской сделки неизбежным образом связано с денежными затратами (Дз), которые можно определить следующим образом:  Дз = Др + Дм + Дс + Ди + Ду, 

где Др - денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников;

Дм - денежная оплата стоимости  приобретаемых материалов, сырья, энергии, полуфабрикатов;

Дс - денежные фонды, связанные с использованием основных фондов, средств труда, сооружений, помещений;

Ди - денежная оплата приобретаемой предпринимателем информации;

Ду - оплата услуг сторонних организаций и лиц.

Косвенным участникам производственно-предпринимательской  деятельности являются государственные, местные финансовые opганы, налоговая инспекция. Они выполняют практически чисто фискальную функцию, изымая у предпринимателя налоги, обязательные платежи, отчисления, а иногда и пошлину, штрафы в общей сумме. Однако в отдельных случаях в порядке содействия предпринимательству органы государственной власти могут предоставлять предпринимателям денежные субсидии, а также некоторые виды производственных ресурсов за определенную плату или бесплатно. Результатом производственно-предпринимательской акции и соответствующей ей сделки является реализация покупателю, потребителю определенного объема произведенных производителем товаров с получением за них денежной выручки. Обмен товара на деньги представляет собой торговую, товарно-денежную, коммерческую процедуру. Это относительно самостоятельная сбытовая сделка, неизбежно сопровождающая производственное предпринимательство (за исключением редких случаев, когда сам предприниматель полностью потребляет производимый товар). Финансовый (денежный) итог производственного предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель в результате совершения, проведения сделки.

Коммерческое  предпринимательство 
 
Коммерческое предпринимательство отличается прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, товарно-обменные операции. Суть этого вида предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, т.е. перепродаже товаров и услуг.  
 
Общая схема коммерческо-предпринимательской деятельности во многом аналогична изложенной выше схеме производственно-предпринимательской деятельности. Отличие состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции; приобретаемые предпринимателем материальные ресурсы покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Так что из схемы выпадает блок производства, который заменяется блоком получения товара. Что же касается отношений предпринимателя с покупателем, то они сохраняют общий характер и для производственной, и для коммерческой деятельности, и в том и в другом случае предпринимателю надо сбыть свой товар.  
 
Понятно, что в условиях коммерческого предпринимательства привлекаемые предпринимателем рабочая сила и средства производства имеют специфический характер, поскольку предназначены для осуществления торговых и непосредственно связанных с ними операций.  
 
Финансовое предпринимательство 
 
Финансовое предпринимательство требует получения информации из ряда источников. Это сведения о потенциальных покупателях денег, валюты, ценных бумаг, о курсах валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных операций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых предпринимателю. Если такая информация у самого предпринимателя отсутствует, он вынужден получать ее из внешнего источника и платить за это денежное вознаграждение.  
 
В случае, когда у финансового предпринимателя нет собственных служебных помещений, конторского оборудования, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для проведения и оформления финансовых сделок, ему приходится арендовать их на определенный период и платить за это арендную плату.  
 
В ходе финансового предпринимательства приходится прибегать к услугам сторонних организаций и лиц-посредников, которые зачастую сами являются предпринимателями, осуществляющими посредническую деятельность. Речь идет о получении транспортных, аудиторских, юридических услуг, без которых не происходит практически ни одна финансовая сделка. В условиях, когда сам предприниматель не обладает собственными внутренними возможностями обслуживания сделки или ему просто выгоднее прибегнуть к внешней помощи, он приобретает услуги.  
 
Подобно другим видам предпринимательства, финансовые сделки обычно нуждаются как в привлечении ряда категорий наемных работников со стороны, так и в найме постоянных служащих. В качестве таких работников выступают юристы, экономисты, бухгалтеры, брокеры, дилеры, маклеры, рассыльные, работники рекламы. Они и становятся либо наемными служащими, либо сторонними лицами, оказывающими предпринимателю услугу за определенную плату. Если финансовый предприниматель создает свою организацию, становится официальным юридическим лицом и включает указанных выше работников в свой штат, то они могут стать участниками предпринимательской деятельности - агентами коллективного предпринимательства.  
 
Основная, завершающая часть финансовой сделки - продажа денег, валюты, ценных бумаг покупателю в лице конечного потребителя либо другого предпринимателя, занимающегося перепродажей (дальнейшей продажей). В итоге предприниматель получает денежную выручку, которая должна быть достаточной для покрытия всех расходов и получения прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1

 

 

 

 

 

 

 

1.Малое предпринимательство, его место в системе

предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства в России

 

В российском законодательстве предпринимательство рассматривается  как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от использования имущества, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в  этом качестве в установленном законом  порядке» (Гражданский кодекс РФ). Предпринимательство  – это деятельность индивида, связанная  с созданием и развитием хозяйственных  единиц для производства какого-либо продукта или услуги и получения  прибыли, осуществляемая под имущественную  ответственность и риск самого индивида. В современной трактовке предпринимательство  рассматривается также в качестве специфического фактора производства наряду с землёй, капиталом, трудом.  
 
Малое предпринимательство является одной из организационных форм предпринимательства наряду с корпоративным и средним бизнесом. Причём малое предпринимательство может выступать как начальный этап организации крупной или средней компании (фирмы) и как самостоятельная форма существования. Термин «малое предпринимательство» широко применяется в отечественной литературе и отражает определённое общественное и экономическое явление, которое в зарубежной литературе обозначается такими терминами как «малый бизнес», «малые и средние предприятия».  
 
Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объём оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. К наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе с 1 января 1995 года к малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. экю, сумма баланса менее 2 млн. экю. При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенные комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения форм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микроформы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников которых колеблется от 10 до 99 человек. 
 
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 – как «средние», и свыше 500 – как «крупные». 
 
В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. По началу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета министров СССР, принятыми в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы – 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объём хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий с малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве1.  
 
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие следующим условиям: 

  1.  
    Для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%; доля участия, принадлежащая юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.
  2.  
    средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек (среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек).
  3.  
    выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учёта налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства. 

 
Малое предпринимательство  играет существенную роль в экономике. Оно выполняет следующие функции:

  1.  
    Во-первых, комплекс малых предприятий стабильно выпускает часть внутреннего валового продукта страны.
  2.  
    Во-вторых, малое предпринимательство способствует обеспечению высокого уровня занятости трудоспособного и даже ограниченно трудоспособного населения. Оно создает рабочие места, предоставляет возможность очень многим реализовать свои возможности и способности. На малых предприятиях имеются большие возможности для организации работы по индивидуальному графику, для неполного рабочего дня. Следовательно, создаются места для женщин, учащихся, пенсионеров. При возрастающей напряжённости на рынке труда малый бизнес остаётся основной возможностью создания новых рабочих мест. Значимость этой функции малого предпринимательства показывает кандидат экономических наук О. Аборнева на примере Воронежской области: «в настоящее время около 500 тыс. человек, или примерно 50% населения Воронежа, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы, полученные в данном секторе»1.
  3.  
    В-третьих, оно противодействует процессам монополизации и таким образом способствует сдерживанию роста цен на рынке товаров и услуг. Противодействуя процессам монополизации, малое предпринимательство создаёт конкурентную среду, что в свою очередь ведёт к улучшению качества товаров и услуг.
  4.  
    В-четвёртых, оно осуществляет производство и реализацию населению мелких партий товаров и услуг, которые нерентабельно производить на крупных предприятиях. Не во всех сферах потребности населения могут обеспечиваться крупными организациями. Небольшие организации лучше и быстрее реагируют на изменения рынка, спроса покупателей. С другой стороны, им и сложнее выживать на рынке в период экономического спада. Малому предприятию сложнее даже появиться на свет: с трудом дается преодоление бюрократических процедур, проверок. Без поддержки со стороны государства малое предпринимательство может так и остаться в зачаточном состоянии.

 
1.1 Направления  и формы государственной поддержки  малого предпринимательства 
В России деятельность малых предприятий сопряжена с различными проблемами. Заниматься бизнесом в России намного сложнее, чем в Европе или Америке, особенно бизнесом, связанным с производством. По расчётам специалистов, в большинстве отраслей России удельные издержки производства на единицу продукции выше, чем в других странах (например, в 2,8 раз выше, чем в Японии, в 2,7 раза выше, чем в США, в 2,3 раза выше, чем в Германии и Италии). Кроме того, по данным на 1 июля 2004 года (приложение А) малое предпринимательство в России по сравнению с зарубежными странами развивалось не очень быстрыми темпами.  
 
Из таблицы (приложение А) мы видим, что в развитых странах именно малый бизнес даёт наибольшую долю в ВВП (60%). В Японии эта цифра приближается к 80%. В России же доля малого бизнеса находится на очень низком уровне. Не смотря на то, что экономические показатели малого предпринимательства в России с каждым годом становится всё выше (приложение Б), показатели развития малого бизнеса в странах Европы и США намного выше. Это свидетельствует о том, что развитие малого предпринимательства в нашей стране сопровождается возникновением различных проблем.  
 
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, а малые предприятия не всегда могут их предоставить. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями; специальные банки для обслуживания малого бизнеса не существуют. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия: невозможность получения кредита лишает их возможности конкурировать с другими предприятиями.  
 
Другой важной задачей, выполнение которой необходимо для успешного развития малого бизнеса, является создание надлежащей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время предприниматели не удовлетворены правовым регулированием их деятельности, несмотря на то, что в течение нескольких последних лет было принято немало законодательных и нормативных актов. Многие предприниматели высказывают пожелание провести усовершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, особенно в части, касающейся регулирования текущей деятельности малых предприятий. 
 
Больным вопросом для малого предпринимательства является несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий. Многие предприниматели жалуются на избыточность контролирующих органов, к тому же работа с их представителями требует больших затрат рабочего времени. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Существенно осложняет деятельность малых предприятий отсутствие профессионально подготовленных руководителей (менеджеров), обладающих всеми качествами, необходимыми для работы в современных условиях. 
 
Таким образом, очевидно, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. 
 
В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:  
 
Во-первых, формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Малым предприятиям необходима инфраструктура, сориентированная на специфику малого бизнеса: банки, биржи, аудиторские и страховые фирмы, информационные центры, коммерческие центры по обеспечению материальными ресурсами и т.д. 
 
Во-вторых, установление упрощённой системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставление бухгалтерской и статистической отчётности.  
 
В-третьих, создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий. 
 
В-четвёртых, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства осуществляется в виде:

Информация о работе Виды предпринимательской деятельности