Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 17:25, контрольная работа
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и прочим.
По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на:
1) производственную;
2) коммерческую;
3)финансовую
В-пятых, организация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров
для малых предприятий. Данное направление
поддержки малого предпринимательства
отражено в статье 21 Федерального закона
от 24 июля 2007 года «О развитии малого и
среднего предпринимательства в
Российской Федерации». Согласно этой
статье, поддержка по данному направлению
осуществляется в виде:
Формами государственной поддержки
малых предприятий являются оказание
финансовой помощи на возмездной и
безвозмездной основе, финансирование
федеральных программ поддержки
и развития малого предпринимательства,
предоставление налоговых льгот
малым предприятиям, осуществляющим
приоритетные виды деятельности, льготное
кредитование и страхование субъектов
малого предпринимательства, предоставление
малым предприятиям на конкурсной основе
государственных заказов на производство
и поставку отдельных видов продукции
и товаров (услуг) для государственных
нужд и другие формы поддержки. К сожалению,
не все это формы реализуются на практике.
1.2 Инфраструктура
поддержки малого предпринимательства
Согласно Федеральному закону от 24 июля
2007 года «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации»
инфраструктурой поддержки малого предпринимательства
является организации, которые создаются
в целях размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
при реализации федеральных, региональных,
муниципальных программ развития субъектов
малого предпринимательства, обеспечивающих
условия для создания субъектов малого
предпринимательства, и оказания им поддержки.
Как показывает зарубежный опыт, устойчивое
развитие малого предпринимательства
во много зависит от функционирования
разветвлённой инфраструктуры поддержки
малых предприятий как на уровне государства,
так и на региональном уровнях. Так важную
роль в достижении успехов предприятиями
малого бизнеса США играют Администрация
по делам малого бизнеса, министерства
торговли, Федеральная торговая комиссия,
торговые ассоциации, торгово-промышленные
палаты, коммерческий банк, федеральные
фонды и другие организации. В РФ сложилась
определённая инфраструктура поддержки
развития малого предпринимательства
на федеральном уровне и на уровне субъектов
РФ. К федеральным органам, осуществляющим
регулирование развития малого предпринимательства,
его поддержку (в том числе функциональную),
относятся президент РФ, Федеральное собрание
РФ, Правительство РФ, федеральные министерства,
службы, государственные комитеты. Так,
в реализации федеральных Комплексных
программ поддержки и развития малого
предпринимательства принимают участие
следующие федеральные министерства:
экономики, финансов, по налогам и сборам,
труда и социального развития, развития
конкуренции и поддержки малого предпринимательства,
юстиции, образования и др. Важное место
в инфраструктуре предпринимательства
занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный
суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная
прокуратура РФ и их органы на местах.
Большую роль в механизме поддержки развития
малого предпринимательства ранее играл
Государственный комитет по поддержке
и развитию малого предпринимательства
РФ, однако указом Президента РФ в сентябре
1998 г. комитет был ликвидирован. В настоящее
время на федеральном уровне непосредственное
участие в поддержке и развитии малого
предпринимательства осуществляет Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства,
который фактически организует финансовое
обеспечение политики в области государственной
поддержки малого предпринимательства,
созданный в соответствии с законом «О
государственной поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации» от 14.06.95г. Необходимо
отметить, что помимо Фонда поддержки
существует также Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической
сфере. Деятельность этого Фонда направлена
на исключительное оказание финансовой
поддержки высокоэффективных наукоёмких
проектов, разрабатываемых малыми предприятиями,
способствует освоению и внедрению новых
технологий и ноу-хау с использованием
патентов и лицензий, а также созданию
малых наукоёмких фирм – инкубаторов
бизнеса, инновационных центров. Данный
фонд (в отличие от Фонда поддержки малого
предпринимательства) оказывает финансовую
помощь на возвратной основе, с оплатой
за использование средств. Кроме фондов
поддержки и содействия в России существуют
и другие организационные формы поддержки
и защиты интересов малых предприятий.
С этой целью созданы ассоциации малых
предприятий, Федерация развития и поддержки
малого предпринимательства, Всемирная
ассамблея мелких и средних предприятий.
Планомерную деятельность по подготовке
кадров для субъектов малого предпринимательства
осуществляют высшие учебные заведения
страны, например, Российская академия
предпринимательства, Государственный
университет управления и др. Так, в Государственном
университете управления впервые в России
образована и действует кафедра предпринимательства,
разработан учебный план подготовки специалистов
с высшим образованием по специализациям
«предпринимательство», созданы современные
учебные и учебно-методические материалы.За
последние годы были созданы различные
негосударственные структуры по поддержке
малого бизнеса: Российская Ассоциация
маркетинга, Международный фонд поддержки
инновационных предприятий «Инносоюз»,
Институт малого предпринимательства
Высшей школы экономики, Общероссийские
общественные объединения предпринимателей,
Российское агентство поддержки малого
и среднего бизнеса и т.д. Российское агентство
поддержки малого среднего бизнеса создано
в 1992 г. в рамках межправительственного
соглашения между Россией и Великобританией.
Основными задачами агентства являются
содействие развитию предпринимательской
активности населения, предоставление
ему необходимой информации и консультаций.
Агентство предлагает широкий спектр
услуг: индивидуальное консультирование
предпринимателей по вопросам экономической,
финансовой, инвестиционной, налоговой,
внешнеэкономической, таможенной политики;
помощь в регистрации предприятия и лицензировании
его деятельности, разработка и оформление
учредительных документов; нормативно-правовое
обслуживание; рекламные и издательские
услуги. В решении проблем малого бизнеса
большую роль играет общественная организация
предпринимателей – Российская торгово-промышленная
палата (ТТП РФ). В 2000 г. у торгово-промышленных
палат всего мира был своеобразный юбилей:
400 лет назад марсельские купцы объединились
и создали торговую палату для защиты
своих интересов. Несколько позже к ним
присоединились промышленники. Так был
сформирован институт торгово-промышленных
палат. В России первая ТТП появилась достаточно
поздно – в 1911 г. Предполагалось, что это
будет палата западного образца, и даже
был подготовлен соответствующий проект
устава. Но из-за войн и революций начала XX века
вопрос о формировании этого института
промышленников и предпринимателей был
отложен на неопределённый срок. Вновь
вернулись к этой идее только в начале
20-х гг. XXв. Когда социалистическая Россия
пыталась наладить торговые отношения
с Западом, возникла проблема: отсутствовал
орган, который бы курировал эту деятельность.
Поэтому в 1922 г. указом В.И. Ленина в Петрограде
была создана торгово-промышленная палата,
которая до сих пор является одной из самых
сильных палат в России. Спустя несколько
лет ТПП стали появляться в союзных республиках
и отдельных регионах. В 1991 г. была образована
российская ТПП. Курирование внешнеэкономических
отношений перестало быть доминирующей
функцией ТПП. На первый план вышло то,
чем занимались изначально палаты всего
мира, – отстаивание интересов бизнесменов.
Экономическая и политическая обстановка
в стране обусловила необходимость нового
организационного построения ТПП: нужно
было приблизить её к предпринимателям.
Во всех субъектах РФ сейчас действуют
ТПП, сейчас насчитывается 151 палата. Эти
палаты независимы от государства и существуют
за счёт членских взносов.
Законно «О торгово-промышленных палатах
в Российской Федерации», принятый в 1993
г., стал важнейшим импульсом для развития
торгово-промышленных палат в России.
Палаты являются единственными негосударственными
некоммерческими организациями, осуществляющие
свою деятельность на основании специального
закона. Членами Российской ТПП являются
87 союзов и гильдий, имеющих различные
профили деятельности и географию.
Палаты разных стран выполняют одни и
те же функции (их около 100): выставочная
деятельность, информационное обеспечение,
сертификация товаров, защита интеллектуальной
собственности, размещение государственных
заказов, защита интересов предпринимательства
и др.
Изменения, происходящие в экономике,
политике и сфере государственного управления,
создают реальные предпосылки для консолидации
предпринимательства, укрепления взаимодействия
бизнеса и власти, повышения роли торгово-промышленных
палат и других общественных организаций
предпринимателей в процессе выработки
и реализации стратегии социально-экономического
развития России.
Как показывает опыт, малое предпринимательство
успешно развивается, если в регионах
страны создана и функционирует действенная
инфраструктура малого предпринимательства,
так как малые предприятия являются активными
субъектами рыночной экономики в первую
очередь на территории субъектов РФ, которые
имеют право принимать законодательные
акты по поддержке и развитию малого предпринимательства,
формировать органы поддержки малых предприятий,
направлять собственные материально-технические,
финансово-кредитные и другие ресурсы
для поддержки малых предприятий. На региональном
уровне государственная поддержка малого
предпринимательства осуществляется
соответствующими органами исполнительной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления.
1.3 Специальные налоговые
режимы для субъектов малого предпринимательства
Современные налоговые платежи, правильное
определение налогооблагаемой базы и
полное использование всех возможных
налоговых льгот – всё это важные факторы
нормальной работы малого предприятия.
В то же время налоги, обязательные отчисления
в различные фонды ограничивают возможности
предпринимателей по использованию результатов
своей работы для развития производства
и личного потребления.
Налоговые платежи и порядок их уплаты
органически связаны с системой учёта
и отчётности, а в целом все они взаимозависимы.
От достоверности учёта и отчётности зависит
величина и обоснованность налогов. При
этом учёт и отчётность не только ориентируют
на порядок налоговых платежей и взносов,
но и одновременно позволяют контролировать
и оценивать производственный процесс
и его результаты.
В середине 90-х годов в России была предпринята
попытка снизить затраты малых предприятий
на ведение учёта и отчётности и одновременно
увеличить налоговые поступления от малого
предпринимательства. В декабре 1995 года
был принят Федеральный закон «Об упрощённой
системе налогообложения, учёта и отчётности
для субъектов малого предпринимательства».
Сущность упрощенной системы налогообложения
заключается в следующем: данная система
налогообложения применяется наряду с
действующей системой налогообложения,
учёта и отчётности, предусмотренной законодательством
РФ.
Применение упрощённой системы налогообложения,
учёта и отчётности организациями предусматривает
замену уплаты совокупности установленных
законодательством РФ федеральных, региональных
и местных налогов и сборов уплатой единого
налога, исчисляемого по результатам хозяйственной
деятельности организаций за отчётный
период.
Согласно Налоговому кодексу РФ переход
на упрощённую систему налогообложения
не препятствует как коммерческим, так
и некоммерческим организациям получать
безвозмездную помощь, гранты в области
науки, образования, культуры, искусства
и охраны окружающей среды, а также некоммерческим
организациям получать пожертвования
и целевые поступления на благотворительную
деятельность, которые, как и при стандартной
системе налогообложения, не включаются
в налогооблагаемую базу.
Для организаций, применяющих упрощённую
систему налогообложения, учёта и отчётности,
сохраняется действующий порядок уплаты
таможенных платежей, государственных
пошлин, налога на приобретение автотранспортных
средств, лицензионных сборов, отчисления
в государственные социальные внебюджетные
фонды. Применение упрощенной системы
налогообложения, учёта и отчётности индивидуальными
предпринимателями предусматривает замену
уплаты установленного законодательством
РФ подоходного налога на доход, полученный
от осуществляемой предпринимательской
деятельности, уплатой стоимости патента
на занятие данной деятельностью.
Объектом обложения единым налогом организаций
в упрощённой системе налогообложения,
учёта и отчётности установлен совокупный
доход, полученный за отчётный период
(квартал), или валовая выручка, полученная
за отчётный период.
Официальным документом, удостоверяющим
право применения субъектами малого предпринимательства
упрощённой системы налогообложения,
учёта и отчётности, является патент, выдаваемый
сроком на один календарный год налоговыми
органами по месту постановки организаций
и индивидуальных предпринимателей на
налоговый учёт.
Упрощённая система налогообложения,
учёта и отчётности, имея ряд положительных
сторон (упрощение учёта и отчётности,
замена совокупных федеральных, региональных
налогов и сборов единым налогом, право
выбора системы налогообложения, включая
переход к упрощённой системе, или возврат
к обычному порядку учёта и отчётности
и др.), не лишена существенных недостатков.
Так, упрощённая система налогообложения
распространяется далеко не на все малые
предприятия. Под его действие попадают
малые предприятия с численностью занятых
до 15 человек. В их число включаются работающие
по договорам порядка и иным договорам
гражданско-правового характера, а также
занятые в филиалах малого предприятия.
Эти малые предприятия не должны являться
производителями подакцизной продукции
и организациями, созданными на базе ликвидированных
структурных подразделений действующих
предприятий. Действие закона не распространяется
на страховщиков, профессиональных участников
рынка ценных бумаг, предприятия игорного
и развлекательного бизнеса. Кроме того,
конкретный налогоплательщик может претендовать
на применение упрощённой системы налогообложения,
если совокупный доходный размер валовой
выручки не превышает сумму стотысячекратного
минимального размера оплаты труда в течение
предшествующего года. Закон предусматривает
и ряд других ограничений в его применении.
Таким образом, к концу 1999 г. из 500 тыс. малых
предприятий, имеющих право на упрощённую
систему налогообложения, учёта и отчётности,
на неё перешло только 3%, а налоговые поступления
от них составили менее 1% от общей суммы.
Следующим шагом в развитии специальных
режимов налогообложения для малого предпринимательства
стала разработка и принятие закона «О
едином налоге на вменённый доход для
определённых видов деятельности» (июль
1998 г.). Закон вводится в обязательном порядке
по решению органов власти субъектов РФ.
В конце 2000 г. более 70 регионов ввели на
своих территорий данный закон, однако
результаты его оказались ниже ожидаемых.
Трудности его применения связаны с отсутствием
методики определения налогооблагаемой
базы и большим диапазоном деятельности
малых предприятий.
Уплата единого налога предусматривает
замену ряда налогов. Плательщиками единого
налога являются юридические лица и физические
лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность в следующих сферах оказания
предпринимателями ремонтно-строительных
услуг, бытовых услуг физическим лицам,
парикмахерских услуг, услуг по краткосрочному
проживанию, а также в сферах общественного
питания, розничной торговли, транспортных
услуг.
Объектом налогообложения при применении
единого налога является вмененный доход
на очередной календарный месяц. Ставка
единого налога устанавливается в размере
20% вмененного дохода. Сумма единого налога
рассчитывается с учетом ставки, значения
базовой доходности, числа физических
показателей, влияющих на результаты предпринимательской
деятельности, а также повышающих (понижающих)
коэффициентов.
И УСН (упрощённая система налогообложения),
и ЕНВД (единый налог на вменённый доход)
предполагают замену четырех налогов
одним. Вместо налога на прибыль, налога
на имущество организаций (НДФЛ и налога
на имущество физических лиц – для индивидуальных
предпринимателей), ЕСН (единый социальный
налог) и НДС налогоплательщик уплачивает
всего один налог. Однако ЕНВД по многим
параметрам отличается от УСН.
Во-первых, УСН
уплачивается добровольно,
а ЕНВД – принудительно.
На УСН может перейти любой налогоплательщик,
если размер его доходов
и прочие параметры соответствуют
требованиям НК РФ. На ЕНВД налогоплательщик обязан перейт
Второе существенное
отличие вытекает из первого. На УСН
переводится вся деятельность налогоплательщика.
ЕНВД же уплачивается только в отношении
тех видов деятельности, которые подпадают
под этот режим. В результате, если организация
или индивидуальный предприниматель ведёт
несколько видов деятельности, часть из
которых подпадает под ЕНВД, а часть –
нет, такой налогоплательщик должен вести
два отдельных учета. Один в отношении
ЕНВД, другой – в отношении общего режима
налогообложения или УСН.
Таким образом, наличие специальных налоговых
режимов для субъектов малого предпринимательства
является важной составляющей в государственной
поддержке малого бизнеса. Однако, на практике
их использование недостаточно эффективно.
Так, упрощённый бухгалтерский отчёт оказался
слишком простым и затрудняет внутрифирменный
анализ работы из-за отсутствия информационной
базы.
Совершенствование налогообложения малых
предприятий требует одновременного поиска
приемлемых вариантов учёта и отчётности.
В этой связи налогообложение малых предприятий
по принципу единого налога на вменённый
доход в условиях действия упрощённой
системы учёта и отчётности следует рассматривать
как поиск компромисса между ними в условиях
многообразия форм предпринимательской
деятельности.