2. Описание
предприятия
В этом разделе приводится
история предприятия, сведения об его
развитии за прошедшее время, описывается
текущая ситуация, даются сведения
об участниках проекта и руководителях
предприятия. Здесь также следует
подробнее раскрыть суть проекта, историю
возникновения идеи.
Если речь идет о составлении
бизнес-плана для совершенно нового
предприятия, то предоставляется следующая
информация:
- Планируемая организационно-правовая форма.
- Сведения об учредителях.
- Опыт предпринимательской деятельности учредителей.
3. Описание
среды реализации проекта
Здесь необходимо показать,
насколько среда, в которой будет
реализовываться проект, может способствовать
или препятствовать его осуществлению
и как может быть преодолено ее
тормозящее влияние:
- Оценка текущего состояния экономики страны и ожидание тенденции развития (описание инфляционных колебаний).
- Текущее состояние производства в отрасли, к которой относится проект, и ожидаемые тенденции развития.
- Спрос на продукцию отрасли и ожидаемые тенденции его изменения;
- тенденция изменение спроса на производимую или планируемую к производству продукцию (услуги) в районе ее предполагаемого сбыта.
- Влияние импорта на изменение спроса на продукцию (услуги).
- Текущее финансовое положение предприятия, возможность реализации проекта за счет собственных средств.
- Наличие организации, способной защищать интересы перед местными, региональными и федеральными властями.
4. Описание
продукции (услуг)
В этом разделе необходимо
подробно охарактеризовать производимую
продукцию или услуги, произвести
сравнение ее с продукцией конкурентов,
проанализировать планы развития производства:
- Характеристика продукции (услуг).
- Потребности, которые призвана удовлетворить продукция (услуги);
- Особенности продукции (услуги), ее отличие от продукции конкурентов, например, более выгодные ценовые, технические или качественные параметры, особенность в упаковке, преимущества дизайна (по возможности сравнить технические, качественные параметры своей продукции с той продукцией, которая сегодня имеется на рынке, их цены).
- Стадия развития продукта (идея, эскизный вариант, рабочий проект, прототип, опытная партия, действующие серийное производство).
- Время, в течение которого этот продукт будет новинкой на рынке (примерная оценка с учетом ранее сложившихся тенденций).
- Организация сервиса товара (гарантийное и послегарантийное обслуживание).
- Патенты или авторские свидетельства, защищающие данный продукт;
- наличие возможностей дальнейшего совершенствования и видоизменения продукции (услуг).
5. Анализ
рынка сбыта и маркетинг
В этом разделе необходимо
убедительно показать, что производимая
или планируемая к выпуску
продукция (услуга) имеет рынок
сбыта.
В этом разделе следует
уделить внимание следующим вопросам.
- Территориальное расположение рынка сбыта Вашей продукции (услуг).
- Основные типы клиентов, на которых рассчитана продукция (услуги).
- Требования клиентов к цене продукции (услуг), ее качеству и обслуживанию.
- Ожидаемые тенденции развития рынка сбыта.
- Факторы, от которых зависит спрос на продукцию.
- Перечень основных конкурентов.
- Описание (по возможности) технического уровня и финансового положения предприятий-конкурентов.
- Ценовая политика конкурентов.
- Используемые конкурентами способы стимулирования сбыта.
- Предлагаемая стратегия в конкурентном соревновании.
- Расчет и обоснование цены продукта (услуги), ценовая политика.
- Система продвижения продукции (услуг) на рынок и ее реализации.
- Соображения по организации рекламы.
- Стимулирование сбыта и сервисное обслуживание клиентов.
6. Производственный
план
Здесь необходимо привести
полное описание производственного
процесса, из которого следует, что
предприятие в состоянии производить
нужное количество товара с выполнением
обязательств по срокам, и какое
можно организовывать производство
и имеете необходимые для этого ресурсы.
В данном разделе необходимо
раскрыть следующие вопросы:
- Место размещения производства.
- Требуемая производственная мощность предприятия.
- Наличие или потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях.
- Наличие или потребность в технологическом и вспомогательном оборудовании (где намечено приобрести его, на каких условиях, и в какие сроки).
- Потребность в поставках сырья, материалов и комплектующих.
- Схема транспортировки сырья и материалов, готовой продукции (оказания услуг).
- Характеристика основных поставщиков расходных материалов (репутация поставщиков и опыт работы человека, собирающегося открыть своё собственное дело с ними), описание условий поставок.
- Потребность в топливно-энергетических ресурсах, основные источники снабжения.
- Наличие или потребность в производственном, инженерно-техническом и административном персонале.
- Существующая и планируемая организационная структура предприятия, способ взаимодействия подразделений друг с другом (лучше изобразить в виде схемы).
- Возможности набора и подготовки квалифицированных кадров для предприятия.
- Условия оплаты и стимулирования персонала.
- краткое описание технологии производства продукции (оказания услуг).
- Контроль качества.
- Расчет себестоимости и цены производимого продукта.
Следует учитывать, что при
анализе бизнес-плана данный раздел
рассматривается с точки зрения
рациональности технологической
схемы, обеспечения сокращения
затрат труда, времени и материалов,
а также возможности изменения
продукции с учетом требований
рынка.
В этом разделе также
должен быть помещен календарный
план выполнения работ в рамках
проекта, который должен включать
прогноз сроков мероприятий и
потребности в финансовых ресурсах
для его реализации.
Необходимо учесть затраты
времени и денежных средств на
реализацию следующих стадий проекта:
- Юридическая регистрация предприятия (если создается новое предприятие).
- Получение денежных средств.
- Осуществление программы капиталовложений.
- Наём рабочей силы.
- Изготовление опытной партии продукции.
- Оценка и тестирование (сертификация) выпускаемой продукции.
- Организация сбыта.
- Получение заказов.
7. Финансовый
план
Это важнейший раздел
бизнес-плана. Здесь задача состоит
в том, чтобы обобщить материалы
предыдущих разделов и представить
их в стоимостном выражении.
Если проект реализуется
на действующем предприятии, наряду
с прогнозируемым движением денежных
потоков (поступлениями и выплатами)
должно быть подробно описано
его текущее финансовое состояние.
Основные плановые
документы, которые должны быть
представлены в финансовом плане:
- Отчет о прибылях и убытках.
- Отчет о движении денежных средств.
- Балансовый отчет.
В дополнение к этому необходимо
приложить расчеты основных показателей
ликвидности, деловой активности, финансовой
устойчивости и рентабельности, а
так же прогнозируемые показатели эффективности
проекта.
Следует подробным образом
описать потребность в финансовых
ресурсах, предполагаемые источники
и схемы финансирования, а также
ответственность и предлагаемую
систему гарантии. Особое значение
следует уделить описанию текущего
и прогнозируемого состояния
окружающей экономической среды (инфляции,
условий проведения платежей, налогового
климата и т.п.).
В этом разделе необходимо
также привести график возврата
кредитных ресурсов.
8. Оценка
рисков и страхование
В условиях рыночной
системы хозяйствования предприятие
должно предвидеть возможные
риски. Природа этих рисков
разнообразна: природные, стихийные
бедствия, политическая обстановка,
кредитные, валютные и процентные
риски, законодательные изменения
и другие факторы. Предприниматель
должен предвидеть эти риски
и уменьшить потери от них.
Поэтому в настоящем
разделе должны быть разработаны
меры профилактики рисков.
Необходимо определить
типы рисков, негативные последствия
и разработать меры их профилактики,
учитывающие и страхование имущества
и уровня дохода, страхование
жизни, здоровья и трудоспособности
открывающего собственное дело
и персонала предприятия и
т.д..
9. Приложение
В приложение включаются документы,
которые могут служить подтверждением
или более подробным объяснением
сведений, представленных в бизнес-плане.
К таковым могут относиться следующие
документы (информация):
- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы.
- Результаты маркетинговых исследований.
- Аудиторское заключение.
- Подробные технические характеристики продукции.
- План предприятия.
- Гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции.
- Договора аренды, найма, лицензионные соглашения.
- Заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности.
- Статьи из журналов и газет о деятельности предприятия.
- Отзывы авторитетных организаций и др.
Для создания и развития
бизнеса необходимы производственные
ресурсы в виде оборудования, сырья,
материалов, информация о которых
может быть получена из различных
источников.
В зависимости от
характеристик ресурсов, возможностей
предпринимателя и показателей
производимой продукции информационный
рынок можно сегментировать по
географическому признаку. При этом
выделяются три больших сегмента:
- Регион в котором живёт человек, открывающий своё собственное дело.
- Россия.
- Страны дальнего и ближнего зарубежья.
Список литературы
- Бизнес-планирование. Под ред В. М. Попова и С. И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2002.
- Бусыгин А. В. Предпринимательство. – М.: Дело, 1999.
- Горемыкин В. А. Бизнес план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана (2-е изд.) – М.: «Ось-89», 2003.
- Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002;
- Индивидуальные предприниматели: правовые основы деятельности, учет, налогообложение – М.: ЗАО «Издательский дом «Главбух», 2003.
- Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство. М.: «ИНФРА – М», 2002г.
- Торкановский Е.М. «Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России». – М.: Бизнес и политика,1998.