Анализ бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Страховая система здравоохранения появилась в России в 1993 году. Средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей. Рыночные отношения повлияли на возникновение страховой медицины. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................5
1 Правовые и организационные особенности обязательного медицинского страхования.........................................................................................................8
1.1 Социально - экономическая природа и принципы обязательного медицинского страхования.................................................................................8
1.2Источники финансирования обязательного медицинского страхования.........................................................................................................10
1.3Государственное регулирование обязательного медицинского страхования.........................................................................................................13
2 Сравнительная характеристика медицинского страхования России и Зарубежных стран..............................................................................................25
2.1 Зарубежное медицинское страхование.............................................25
2.2 Возможности использования зарубежного опыта медицинского страхования в России..........................................................................................29
3 Анализ бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.........................................................................................................33
Заключение..........................................................................................................37
Глоссарий............................................................................................................41
Библиографический список................................................................................

Файлы: 1 файл

kursovaya_pechat.docx

— 75.93 Кб (Скачать файл)

 

 

Таким образом, степень устойчивости бюджета на 2014 год характеризуется как отличная.

Из этого можно сделать вывод, что по итогам деятельности за 2013 – 2014 года Федеральный фонд обязательного медицинского страхования отвечал требованиям платежеспособности и финансовой устойчивости. Это может свидетельствовать о стабильности в работе фонда.

Проведение более детального анализа бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования потребует проведение коэффициентного анализа его доходов и расходов

Расчеты будем производить на основе данных полученных с сайта Министерства Финансов Российской Федерации.

Для бюджетного анализа нам потребуются следующие коэффициенты:

  • Коэффициент автономии:

 

Коэффициент автономии за аналогичный период 2014 года:

 

Таким образом, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не зависим от дотаций из других бюджетов.

  • Коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:

 

Коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов за аналогичный период 2014 года:

 

 

 

Таким образом, в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования доходы привлеченные не превышают собственные доходы. Это положительный фактор.

  • Коэффициент внешнего финансирования:

 

Коэффициент внешнего финансирования за аналогичный период 2014 года:

 

Таким образом, в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования доходы от перераспределения средств составляют меньше половины всех доходов. Это положительный фактор.

  • Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

 

Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами за аналогичный период 2014 года:

 

Таким образом, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования без дотаций из других бюджетов, как правило, федерального бюджета, не сможет в полной мере осуществлять свои функции. Это отрицательный фактор.

  • Коэффициент бюджетного покрытия:

 

Коэффициент бюджетного покрытия за аналогичный период  2014 года:

 

Таким образом, в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования возникает дефицит. Это является отрицательным фактором.

  • Коэффициент налогового покрытия:

 

Коэффициент налогового покрытия за аналогичный период 2014 года:

 

Таким образом, в бюджете Федерального фонда обязательного  медицинского страхования налоговые поступления поставляют более половины от общего дохода бюджета. Это положительный фактор.

  • Коэффициент неналогового покрытия:

 

Коэффициент неналогового покрытия за аналогичный период 2014 года:

 

Таким образом, в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования неналоговые поступления составляют менее половины от общего дохода бюджета и свидетельствует о независимости в основном от дотаций из других бюджетов.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, Федеральный фонд медицинского обязательного страхования является платежеспособным и финансово устойчивым. Проанализировав коэффициент неналогового покрытия можно сделать вывод, что фонд в какой - то мере не зависим от дотаций,  в тоже время деятельность фонда не возможна без дотаций из других бюджетов. Это связано с тем, что собственных доходов фонду не хватит для осуществления своих функций в полной мере. В тоже время в деятельности фонда за последние два года возник дефицит, что негативно сказывается на бюджете Федерального фонда обязательного страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В последнее десятилетие стал очевидным глубочайший кризис российскогоздравоохранения. Ограничение финансовых возможностей государства, вызванноеобщим замедлением темпов роста производства, при нарастании бюджетногодефицита сделало невозможным обеспечение необходимых расходов наздравоохранение только за счет государственных фондов. Стал насущным переходк новой системе организации здравоохранения. Более того, назрела необходимость радикальных качественных перемен в рамках самой этой системы.Это вызвано острым кризисом традиционных и отсутствием новых источников развития отрасли.

Система здравоохранения в России нуждалась прежде всего в антимонопольных мерах, децентрализации и разгосударствлении. Все это заставило приступить ккардинальным преобразованиям отрасли в противном случае нарастала социальнаянапряженность так как медицинские учреждения не удовлетворяли потребностинаселения.

 На основе мирового  опыта была выбрана идея перехода  к медицинскому страхованию и принят Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Согласно заложенным в Законе принципам, новая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения предполагает, что медицинское страхованиедолжно осуществляться на многоуровневой основе и использовать для этого:

• прежние каналы бюджетных ассигнований (для обязательного страхования наименее защищенных групп населения и для выполнения части социальныхпрограмм на республиканском и местном уровнях);

• специальные внебюджетные фонды, (федеральный и территориальные фондыобязательного медицинского страхования, формируемые из взносов предпринимателей и самодеятельных граждан на обязательное медицинскоестрахование);

  • средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
  • личные средства граждан;
  • безвозмездные и/или благотворительные взносы или пожертвования;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • иные источники не запрещенные законодательством.

Кроме обязательного (социального) медицинского страхования законом вводится добровольное медицинское страхование, которое обеспечивает гражданамполучение дополнительных медицинских услуг сверх установленных базовымипрограммами медицинского страхования.

Законодательно определены субъекты медицинского страхования: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинскоеучреждение.

Вся система медицинского страхования создается ради основной цели -гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получениемедицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. В современных страховых системах подпрофилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, ноотнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широкомпонимании, которая остается на ответственности государственной системыздравоохранения.

Страхователями определены все работодатели, (включая самодеятельную частьнаселения), а также бюджетные организации. Внебюджетные фонды обязательногомедицинского страхования также являются страхователями, призванными не толькоаккумулировать средства первичных страхователей, но и организовать системуучета, поступления и расходования средств на обязательное медицинскоестрахование.

Страховые организации - это именно те новые структуры, которые появились на рынке медицинских услуг и стали своеобразной, но очень важной финансовойнадстройкой, выполняющей посреднические функции. Главное -воплотить в жизнь основной принцип страхования: «Деньги идут за пациентом». Для пациента этоозначает, что страховая компании экономически заинтересована в том, чтобывыбрать для него лучшего врача и лучшее лечебное учреждение, для медиков -что они перестают получать деньги «по потребности», их приходится зарабатывать.

Таким образом, медицинское страхование гарантирует и делаетдоступными высококачественные медицинские услуги, а во-вторых, помогаетрешению проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферуздравоохранения.

Лечебно– профилактические учреждения, в которых производятся и предоставляются медицинские услуги, выступают на рынке продажи страховыхуслуг как самостоятельно хозяйствующие субъекты, несущие «предпринимательскийриск» в конкурентной борьбе за право заключения договоров со страховымикомпаниями, располагающими платежными средствами застрахованного населения.

Главная цель введения медицинского страхования - создать рыночную среду для работы учреждений здравоохранения, что в свою очередь позволит мобилизоватьдополнительные денежные ресурсы со стороны предприятий и населения путемдополнительного страхования. Создается рынок медицинских услуг, которыйпревращает руководителей лечебно-профилактических учреждений в продавцов этих услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

1.Актуарий- специалист в области страховой математической статистики, занимающийся разработкой научно обоснованных методов исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни.

2.Перестрахователь- страховщик, заключивший с перестраховщикомдоговорперестрахования.

3.Страхователь - это юридическое лицо или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования либо являющееся страхователем в силу закона.

4.Страховая медицинская организация-  юридическое лицо, участвующее в системе обязательного медицинского страхования, имеющее лицензию органа страхового надзора и наделенное отдельными полномочиями страховщика обязательного медицинского страхования.

5.Страховые фонды-  ключевое понятие страхования, элемент общественного воспроизводства, обусловленный страховыми интересами. 

6.Страховой тариф – ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

7.Страховые взносы- плата за страхование, вносимая страхователем страховщику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации: офиц. текст. -М.:Проспект,2012.- 496с.

2. Закон Российской Федерации от 29.12.2010 года № 326 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и законодательные документы, регулирующие деятельность федерального и территориальных фондов ОМС: офиц.текст.- М.: Проспект, 2015.-920с.

3. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: офиц.текст.- М.: Дом Советов,2012.-278с.

4. Конституция Российской Федерации с гимном России: офиц. текст. – М. : Проспект, 2013. – 32 с.

5. Типовые правила обязательного  медицинского страхования граждан, утвержденные Федеральным фондом  ОМС 03.10.2003 г. № 3856/30-3/и, и иные нормативно-правовые  документы федерального и территориального  уровней управления ОМС: офиц. текст.- М.:Проспект,2012.- 346с.

6. Федеральный закон от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»: офиц. текст.- М.: Дом Советов,2013. -325с.

7. Федеральный закон от 24 марта 2001 года № 33-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»): офиц.текст. –М.: Проспект,2013. – 239с.

8. Абрамов В.Ю. Страхование  – теория и практика: учеб.пособие / В.Ю. Абрамов. – М.:Волтерс Клувер,2013. – 221с.

9. Алиев Б.Х. Страхование: учеб.пособие / Б.Х. Алиев, Ю.Н. Махдиева. – М.:ЮНИТИ ДАНА,2014. – 466с.

10. Ардатова М.М. Шпаргалка  по страхованию: учеб.пособие / М.М. Ардатова, В.С. Багинова. – М.:Туран,2011. – 80с.

11. Архипов А.П. Страхование: учеб.пособие / А.П. Архипов. – М.:КноРус,2011. – 288с.

12. Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник /А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.– М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012.-321с.

13. Галаганов В.П. Основы  страхования и страхового дела: учеб.пособие / В.П. Галаганов. – М.:КноРус,2011. – 224с.

14. Гвозденко А.А. Страхование: учеб.пособие / А.А. Гвозденко. – М.:Юнит,2012. – 464с.

15. Дадашев А.З. Финансовая система России: учеб.пособие / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. – М.: ИНФРА-М, 2011.- 278с.

16. Дрошнев В.В. Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность / В.В. Дрошев // Страховое дело. - 2012. - N 2. – 57

17. Дручен Т.П. Страхование: учеб.пособие / Т.П. Дручен. – М.:Академия,2011. – 64с.

18. Ермасов С.В. Страхование: учеб.пособие / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. – М.:Высшее образование,2012. – 314с.

19. Зиборова И.В. Обязательное медицинское страхование и его роль в решении экономических проблем здравоохранения / И.В. Зиборова // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 2013.- 23с.

20. Итоги работы системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2014 год // Мед.газ. - 2014.

21. Климова М.А. Страхование: учеб.пособие / М.А. Климова. – М.:РИОР,2013. – 176с.

22. Крюков Р.В. Страхование. Конспект лекции: учеб.пособие / Р.В. Крюков. – М.:А - Приор,2012. – 156с.

Информация о работе Анализ бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования