Анализ системы социального страхования и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели надо рассмотреть ряд задач, а именно:
описать сущность социального страхования и его необходимость;
рассмотреть фонд социального страхования и характеристику его деятельности;
изучить нормативно-правовое регулирование деятельности социального страхования;
проанализировать систему формирования доходов и расходов средств ФСС;
рассмотреть перспективы совершенствования социального страхования в России.

Содержание работы

Аннотация………………………………………………………………..….…3
Введение…………………………………………………………………..……4
1. Теоретические основы социального страхования в России………..….…6
1.1. Сущность социального страхования и его необходимость………..…....6
1.2.Фонд социального страхования и характеристика его деятельности………………………………………………………………..…..9
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности социального страхования ……………………………….……………………………..……17
2. Анализ системы социального страхования и перспективы её развития..............................................................................................................22
2.1. Анализ системы формирования доходов Фонда социального страхования ……………………………………………………….…….….....22
2.2. Оценка расходования средств Фонда социального страхования………………..……………………………………………...…...27
2.3. Перспективы совершенствования социального страхования в России.................................................................................................................31
Выводы и предложения………………………………………………………35
Список использованной литературы………………..………….….………...37

Файлы: 1 файл

страхование.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других) [14.С.110].

Суммы, не подлежащие обложению  страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты  и иные вознаграждения физическим лицам:

  1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
  2. суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц и т. д.;
  3. взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов;
  4. при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления и т. д.;
  5. любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства [ 9 ].

Федеральном законом  №-228 установлено, что в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 79-ФЗ« О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 5-ФЗ «обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [ 4 ].

Законодательство РФ предусматривает применение к работодателями и другим плательщикам страховых  взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20%) , являются базой развития ФСС.

Расчетной базой для  начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ [12.С. 232].

Положение о порядке  формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации. Выплаты, производимые фондом социального страхования Российской федерации в 2013 году:

1. Пособие по временной нетрудоспособности. При заболевании или травме застрахованного, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения – выплата пособия за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации производится с четвертого дня, в остальных случаях – с первого дня нетрудоспособности при страховом стаже: до 5 лет – 60% среднего заработка; от 5 до 8 лет – 80% среднего заработка; 8 и более лет – 100% среднего заработка, за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на который начисляются страховые взносы в Фонд, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд, установленную на 2011-2012 годы (463 000 руб. и 512 000 руб. за соответствующие календарные годы). Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда;

2. Пособие по беременности и родам. Для женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, – в размере 100% среднего заработка, за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на который начисляются страховые взносы в Фонд, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд, установленную на 2011 - 2012 годы (463 000 руб. и 512 000 руб. за соответствующие календарные годы). Для женщин, уволенных в связи с ликвидацией организаций – 490,79 руб. в месяц. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда;

3. Пособие при усыновлении ребенка. В размере среднего заработка, за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на который начисляются страховые взносы в Фонд, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд, установленную на 2011-2012 годы (определяется по правилам, установленным для выплаты пособия по беременности и родам);

4. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. 490,79 руб. (при постановке на учет в медицинских учреждениях до 12 недель беременности;

5. Единовременное пособие при рождении ребенка (13 087,61 руб.);

6. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В размере 40% среднего заработка, за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на который начисляются страховые взносы в Фонд, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд, установленную на 2011-2012 годы (463 000 руб. и 512 000 руб. за каждый календарный год), но не менее 2453,93 руб. по уходу за первым ребенком и 4907,85 руб. - по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

7. Социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению. В размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4763,96 руб.;

8. Оплата четырех выходных дополнительных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по уходу за детьми-инвалидами. В размере дневного заработка за каждый дополнительный выходной день, при этом под дневным заработком следует понимать средний дневной заработок, определяемый в порядке, устанавливаемом Минтрудом России для исчисления среднего заработка [ 17 ].

Средства Фонда используются только на целевое финансирование. Не допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных.

Расходы Фонда в первую очередь связаны с обязанностью по выплате гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и других пособий, а с 2000 г. – по выплатам в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По решению комиссии по социальному страхованию, создаваемой на каждом предприятии, работникам на льготных условиях могут выдаваться путевки в санатории, профилактории, детям – в оздоровительные лагеря.

Таким образом, Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования и имеет существенные отличия от других внебюджетных страховых фондов в отношении порядка получения и расходования средств. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат. Фонд социального страхования РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о Фонде социального страхования РФ». Основными задачами Фонда являются: обеспечение выплат; разработка предложений по тарифам страховых взносов; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда. Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации (95%) занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.

 

1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности социального страхования

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных  законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Нормативные акты:

1) Регулирующие деятельность Фонда социального страхования РФ:

- Положение о Фонде социального страхования, утвержденное

постановлением  Правительства РФ от 12.02.94г. № 101;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999г. №765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ»;

- Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 184;

- Инструкция о порядке расходования средств Фонда социального

страхования РФ, утвержденная Постановлением Фонда  социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11 .

2) Регулирующие  обеспечение по государственному  социальному страхованию:

- Трудовой кодекс Российской Федерации. Указаны необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами [ 1 ];

- Федеральный Закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Данный Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования [ 2 ];

- Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный Федеральный закон устанавливает в РФ. правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях [ 3 ] ;

- Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов». В законе указано, что в 2013 г. и в плановый период 2014 и 2015 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 данного Федерального закона, индивидуальными предпринимателями в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы [ 4 ];

Информация о работе Анализ системы социального страхования и перспективы её развития