Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной работы является определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели надо рассмотреть ряд задач, а именно:
описать сущность социального страхования и его необходимость;
рассмотреть фонд социального страхования и характеристику его деятельности;
изучить нормативно-правовое регулирование деятельности социального страхования;
проанализировать систему формирования доходов и расходов средств ФСС;
рассмотреть перспективы совершенствования социального страхования в России.
Аннотация………………………………………………………………..….…3
Введение…………………………………………………………………..……4
1. Теоретические основы социального страхования в России………..….…6
1.1. Сущность социального страхования и его необходимость………..…....6
1.2.Фонд социального страхования и характеристика его деятельности………………………………………………………………..…..9
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности социального страхования ……………………………….……………………………..……17
2. Анализ системы социального страхования и перспективы её развития..............................................................................................................22
2.1. Анализ системы формирования доходов Фонда социального страхования ……………………………………………………….…….….....22
2.2. Оценка расходования средств Фонда социального страхования………………..……………………………………………...…...27
2.3. Перспективы совершенствования социального страхования в России.................................................................................................................31
Выводы и предложения………………………………………………………35
Список использованной литературы………………..………….….………...37
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других) [14.С.110].
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
Федеральном законом №-228 установлено, что в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 79-ФЗ« О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 5-ФЗ «обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [ 4 ].
Законодательство РФ предусматривает применение к работодателями и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20%) , являются базой развития ФСС.
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ [12.С. 232].
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации. Выплаты, производимые фондом социального страхования Российской федерации в 2013 году:
1. Пособие по временной нетрудоспособности. При заболевании или травме застрахованного, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения – выплата пособия за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации производится с четвертого дня, в остальных случаях – с первого дня нетрудоспособности при страховом стаже: до 5 лет – 60% среднего заработка; от 5 до 8 лет – 80% среднего заработка; 8 и более лет – 100% среднего заработка, за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на который начисляются страховые взносы в Фонд, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд, установленную на 2011-2012 годы (463 000 руб. и 512 000 руб. за соответствующие календарные годы). Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда;
2. Пособие по беременности и родам. Для женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, – в размере 100% среднего заработка, за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на который начисляются страховые взносы в Фонд, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд, установленную на 2011 - 2012 годы (463 000 руб. и 512 000 руб. за соответствующие календарные годы). Для женщин, уволенных в связи с ликвидацией организаций – 490,79 руб. в месяц. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда;
3. Пособие при усыновлении ребенка. В размере среднего заработка, за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на который начисляются страховые взносы в Фонд, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд, установленную на 2011-2012 годы (определяется по правилам, установленным для выплаты пособия по беременности и родам);
4. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. 490,79 руб. (при постановке на учет в медицинских учреждениях до 12 недель беременности;
5. Единовременное пособие при рождении ребенка (13 087,61 руб.);
6. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В размере 40% среднего заработка, за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на который начисляются страховые взносы в Фонд, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд, установленную на 2011-2012 годы (463 000 руб. и 512 000 руб. за каждый календарный год), но не менее 2453,93 руб. по уходу за первым ребенком и 4907,85 руб. - по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.
7. Социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению. В размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4763,96 руб.;
8. Оплата четырех выходных дополнительных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по уходу за детьми-инвалидами. В размере дневного заработка за каждый дополнительный выходной день, при этом под дневным заработком следует понимать средний дневной заработок, определяемый в порядке, устанавливаемом Минтрудом России для исчисления среднего заработка [ 17 ].
Средства Фонда используются только на целевое финансирование. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Расходы Фонда в первую очередь связаны с обязанностью по выплате гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и других пособий, а с 2000 г. – по выплатам в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По решению комиссии по социальному страхованию, создаваемой на каждом предприятии, работникам на льготных условиях могут выдаваться путевки в санатории, профилактории, детям – в оздоровительные лагеря.
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности социального страхования
Законодательство Российской
Федерации об обязательном социальном
страховании состоит из настоящего
Федерального закона, иных федеральных
законов и принимаемых в
Нормативные акты:
1) Регулирующие деятельность Фонда социального страхования РФ:
- Положение о Фонде социального страхования, утвержденное
постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. № 101;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999г. №765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ»;
- Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 184;
- Инструкция о порядке расходования средств Фонда социального
страхования РФ, утвержденная Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11 .
2) Регулирующие
обеспечение по
- Трудовой кодекс Российской Федерации. Указаны необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами [ 1 ];
- Федеральный Закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Данный Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования [ 2 ];
- Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный Федеральный закон устанавливает в РФ. правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях [ 3 ] ;
- Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов». В законе указано, что в 2013 г. и в плановый период 2014 и 2015 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 данного Федерального закона, индивидуальными предпринимателями в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы [ 4 ];
Информация о работе Анализ системы социального страхования и перспективы её развития