Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной работы является определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели надо рассмотреть ряд задач, а именно:
описать сущность социального страхования и его необходимость;
рассмотреть фонд социального страхования и характеристику его деятельности;
изучить нормативно-правовое регулирование деятельности социального страхования;
проанализировать систему формирования доходов и расходов средств ФСС;
рассмотреть перспективы совершенствования социального страхования в России.
Аннотация………………………………………………………………..….…3
Введение…………………………………………………………………..……4
1. Теоретические основы социального страхования в России………..….…6
1.1. Сущность социального страхования и его необходимость………..…....6
1.2.Фонд социального страхования и характеристика его деятельности………………………………………………………………..…..9
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности социального страхования ……………………………….……………………………..……17
2. Анализ системы социального страхования и перспективы её развития..............................................................................................................22
2.1. Анализ системы формирования доходов Фонда социального страхования ……………………………………………………….…….….....22
2.2. Оценка расходования средств Фонда социального страхования………………..……………………………………………...…...27
2.3. Перспективы совершенствования социального страхования в России.................................................................................................................31
Выводы и предложения………………………………………………………35
Список использованной литературы………………..………….….………...37
- Федеральный Закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства [ 5 ];
- Федеральный закон от 16 июля 1999г. №165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования». Регулирует отношение в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования [ 6 ];
- Федеральный закон от 12 января 1996г. № 8-ФЗ « О погребении и похоронном деле». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности [ 7 ];
- Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 г. № 309. Настоящее положение определяет порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление [ 8 ].
Таким образом, социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностью социального страхования является его финансирование из внебюджетных фондов, образуемых за счет целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. При помощи социального страхования общество решает следующие задачи: формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; обеспечивает необходимое количество и структуру трудовых ресурсов; сокращает разрыв в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества; добивается выравнивания жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченных в трудовой процесс. Фонд социального страхования РФ создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа в 1992 г. в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Основные задачи фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации гос. программ охраны здоровья и программ по социальному страхованию; осуществление мер по обеспечению устойчивости фонда; разработка совместно с министерством труда и социального развития положений по соц. страхованию; проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам соц. страхования. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
2. Анализ системы социального страхования и перспективы её развития
2.1. Анализ системы формирования доходов Фонда социального страхования
В настоящее время
такой вид экономических
Поскольку главным фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, то необходим всесторонний анализ динамики и структуры доходов.
Динамику основных показателей ФСС за период 2009-2011 гг. рассмотрим на основе таблицы 2.1.1
Таблица 2.1.1
Динамика основных показателей ФСС за период 2009-2011 гг. ( млрд. руб.) [ 17 ]
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Отклонение + / - | |
2009-2010 |
2010-2011 | ||||
Доходы |
440,1 |
463,8 |
558,6 |
+ 23,7 |
+ 94,8 |
Расходы |
448,5 |
491,2 |
497,6 |
+ 42,7 |
+ 6,4 |
Профицит(+) / Дефицит(-) |
- 8,1 |
- 27,4 |
+ 61 |
Таким образом, в рассматриваемом периоде дефицит бюджета наблюдается в 2009г. (8,1 млрд. руб.) и в 2010г. (27,4 млрд. руб.), а в 2011г. Бюджет ФСС является профицитным. Указанный дефицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования обусловлен, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющих детей.
Подробнее рассмотрим динамику основных показателей ФСС за 2009-2011 гг. (млрд. руб.) на рис. 2.1.1.
Рис. 2.1.1. Динамика основных показателей ФСС за 2009-2011 гг. в млрд. руб. [ 17 ]
Наибольший рост доходов наблюдается в 2011 году. Это обусловлено увеличением сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Среди факторов, повлиявших на увеличение доходов в 2011 году, основными является то, что организация работы Фонда социального страхования стало максимально соответствовать новым принципам и подходам его работы. Эти подходы были предложены при формировании представленного в Государственную думу РФ бюджета ФСС РФ на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов. Он сверстан в строгом соответствии со страховыми принципами. Предусматривает, что средства федерального бюджета будут использоваться лишь на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов по обязательному социальному страхованию и на выполнение государственных функций.
Поскольку главным фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, необходим всесторонний анализ динамики и структуры доходов. Динамика доходов Фонда социального страхования представлена в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2
Динамика доходов ФСС за 2009 -2011 гг. в млрд. руб. [ 17 ]
Группа доходов |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темп роста ( 2011г. к 2009г, млрд. руб.) |
Темп прироста ( 2011г. к 2009г., % ) |
доходы, всего: |
440,1 |
463,8 |
558,6 |
126,93 |
26,93 |
налоги, страховые взносы |
291,6 |
326,9 |
394,4 |
135, 25 |
15,71 |
поступления из федерального бюджета |
131,5 |
119,4 |
145,9 |
110,95 |
10,95 |
поступления из федерального фонда ОМС |
17,0 |
17,5 |
18,3 |
107,65 |
7,65 |
Как видно из таблицы, темп роста доходов по всем статьям в период 2009-2011гг. значительно увеличивается. Наибольший рост отмечается в группе налогов и страховых взносов ― 135,25 %. Поступления средств из других бюджетов в среднем увеличилось на 11, 44 %.
Проанализируем за счет, каких групп доходов происходит увеличение денежных средств Фонда социального страхования в 2009-2011 гг. Для этого построим структуру доходов ФСС за 2009-2011 гг.
Таблица 2.1.3
Структура доходов фонда ФСС за 2009-2011 гг. в млрд. руб. [17]
Группа доходов |
2009 год |
Уд. вес (%) |
2010 год |
Уд. вес (%) |
2011 год |
Уд. вес (%) |
Отклонение +/- | |
09-10гг. |
10-11гг. | |||||||
1. налоги, страховые взносы |
291,6 |
66,26 |
326,9 |
70,48 |
394,4 |
70,61 |
+35,3 |
+67,5 |
2.поступления из федерального бюджета |
131,5 |
29,88 |
119,4 |
25,74 |
145,9 |
26,12 |
-12,1 |
+26,5 |
3.поступления из федерального фонда ОМС |
17,0 |
3,86 |
17,5 |
3,77 |
18,3 |
3,28 |
+0,5 |
+0,8 |
Всего: |
440,1 |
100 |
463,8 |
100 |
558,6 |
100 |
+23,7 |
+94,8 |
Как видно из таблицы по всем группам доходов в 2011 году по сравнению с 2010 годом, наблюдается значительное увеличение.
Доходы ФСС в 2011 году увеличились на 94,8 млрд. руб. по сравнению с 2010г. Наиболее удельный вес в доходах ФСС в 2011 году приходится на налоги и страховые взносы - 70,61%. Поступления из федерального бюджета в в общем объеме составляют – 26,12 %, а на поступления из федерального фонда ОМС приходиться – 3,28 %.
Для наглядности построим рисунок структуры доходов ФСС РФ.
Как видно из рисунка наибольший удельный вес в доходах Фонда социального страхования занимают налоговые поступления и неналоговые поступления, в части страховых взносов и их доля с каждым годом лишь увеличивается.
Таким образом, в 2010 году наблюдается повышение доходов от налогов, страховых взносов и поступлений из федерального фонда ОМС, однако поступления из федерального бюджета сократились, так как в 2009 году произошло увеличение налоговых доходов фонда. В 2011 году происходит увеличение всех групп доходов ФСС, и в последствии чего доходы фонда значительно увеличиваются. Вследствие чего за 2011 год бюджет Фонда исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 61 миллиард рублей. При этом складывающийся текущий дефицит по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 26,5 миллиарда рублей был обеспечен за счет межбюджетных трансфертов, перечисленных в бюджет Фонда в 2011 году из федерального бюджета.
2.2. Оценка расходования средств Фонда социального страхования
Анализ расходов может проводиться двумя методами: горизонтальным и вертикальным.
Горизонтальный анализ - это деление каждой расходной статьи отчетного года на соответствующую статью расходов базисного года для выявления направлений и закономерностей изменений относительной значимости статей расходов в течение определенного периода.
Вертикальный анализ отчетности подразумевает представление всех статей отчетности в виде относительных показателей. Он позволяет получить наглядное представление о том, какую долю составляют те или иные расходы предприятия в общей сумме расходов , что позволяет судить о степени их влияния на деятельность предприятия.
Проанализируем статьи расходов ФСС РФ за 2009-2011 гг. горизонтальным методом.
Таблица 2.2.1
Динамика расходов ФСС за 2009 - 2011 гг. в млрд. руб. [ 17 ].
Статьи расходов |
2009 год |
2010 год |
Темп роста 2010 к 2009г.(%) |
2011 год |
Темп роста 2011г. к 2010г.( %) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Выплаты пособий по |
149,1 |
182,5 |
122,4 |
151,7 |
83,1 |
Продолжение таблицы 2.2.1. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2.Выплата пособий и страховых выплат по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболевания |
34,9 |
38,6 |
110,6 |
42,0 |
108,8 |
3.Выплаты пособий по |
57,3 |
67,3 |
117,5 |
75,6 |
112,3 |
4.Выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 |
36,9 |
42,7 |
115,7 |
46,2 |
108,2 |
5.Финансирование |
13,8 |
14,8 |
107,2 |
17,7 |
119.6 |
6.Финансирование других |
97,3 |
104,0 |
106,8 |
122,0 |
117,3 |
Расходы, всего: |
448,5 |
491,2 |
109,52 |
497,6 |
101,3 |
Таким образом, общая сумма расходов на 2010 год составляла 463,8 млрд. рублей (105,39 % к уровню 2009 года). Из них: на выплату пособий по временной нетрудоспособности 182,5 млрд. руб. (122,4%); на выплату пособий и страховых выплат по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболевания 38,6 млрд. руб. (110,6%); на выплату пособий по беременности и родам 67,3 млрд. руб. (117,5%); на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 42,7 млрд. руб. (115,7%); на финансирование исполнительной дирекции Фонда 14,8 млрд. руб. (107,2%); и на финансирование других мероприятий по социальному страхованию 104 млрд. руб. (106,8%). В 20010 году прослеживается рост всех статей расходов, что ведет к увеличению расходов Фонда социального страхования на 94,8 млрд. рублей по сравнению с расходами предыдущего года. Наибольший рост связан с увеличением выплат пособий по временной нетрудоспособности, который вырос с 149,1 млрд. руб. до 182,5 млрд. руб., рост составил 33,4 млрд. рублей.
На 2011 год расходы Фонда составляют 558,6 млрд. руб. (120,4% к уровню 2010г.). Из них: на выплату пособий по временной нетрудоспособности 151,7 млрд. руб. (83,1%); на выплата пособий и страховых выплат по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболевания 42 млрд. руб. (108,8%); на выплаты пособий по беременности и родам 75,6 млрд. руб. (112,3%); на выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5, 46,2 млрд. руб. (108,2%); на финансирование исполнительной дирекции Фонда 17,7 млрд. руб. (119,6%); и на финансирование других мероприятий по социальному страхованию 122 млрд. руб. (117,3%). В 2011 году расходы Фонда социального страхования выросли на 94,8 млрд. рублей. Увеличение в первую очередь обусловлено увеличением выплат пособий по временной нетрудоспособности на 29,3 млрд. рублей.
Наибольший темп роста наблюдался в период 2009-2010 гг. на пособия по временной нетрудоспособности. Он составил 122,4%. Наименьший наблюдался в тот же период на финансирование других мероприятий по социальному страхованию, который составил 106,8%. А уже в 2011 году на выплате пособий по временной нетрудоспособности наблюдается наименьший темп роста - 83,1%, а наибольший темп роста - финансирование исполнительной дирекции - 119,6%.
Рассмотрим динамику изменения всех групп расходов Фонда социального страхования на рис. 2.2.1.
.
Рис.2.2.1. Динамика расходов ФСС за 2009 - 2011 гг., млрд. руб. [ 17 ].
Из рисунка видно, что наибольший удельный вес в расходах ФСС принадлежит выплатам пособий по временной нетрудоспособности, который имеет тенденцию к снижению. Если рассматривать всю картину в целом, то следует указать, что сумма расходов по указанным статьям увеличивается в среднем на 12 %, за исключением выплат по временной нетрудоспособности.
Информация о работе Анализ системы социального страхования и перспективы её развития