Добровольное медецинское страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РСФСР и реализуется в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам.

Файлы: 1 файл

страхование.docx

— 113.24 Кб (Скачать файл)

7.4. Обязанности Страхователя по  договору страхования. Он обязан:

*   своевременно и в полном размере уплачивать обусловленные договором страхования страховые взносы;

*   предоставить Страховщику необходимые для заключения договора страхования сведения, а также иную необходимую информацию, связанную с действием договора страхования;

*   обеспечить сохранность документов по договору страхования.

7.5. Обязанности Застрахованного  по договору страхования. Он обязан:

*   соблюдать предписания лечащего врача, полученные в ходе предоставления медицинской помощи, соблюдать порядок, установленный медицинским учреждением;

*   заботиться о сохранности страховых документов и не передавать их другим лицам с целью получения ими медицинских услуг.

7.6. Обязанности Страховщика по  договору страхования. Он обязан:

*   ознакомить Страхователя с правилами страхования;

*   выдать страховой полис (договор) установленной формы;

*   при наступлении страхового события произвести страховую выплату в порядке, установленном в договоре страхования;

*   обеспечить конфиденциальность в отношениях со Страхователем (Застрахованным).

8. Прекращение действия  договора страхования.

8.1. Договор страхования прекращает  действие, и застрахованный теряет  право на получение медицинских  услуг по договору в случае:

8.1.1. истечения срока действия  договора страхования;

8.1.2. смерти Застрахованного;

8.1.3. по требованию (инициативе) Страховщика - в случае неуплаты страховых  взносов в установленные договором  сроки по истечении 10 дней с  даты, установленной для уплаты  очередного страхового взноса, а  также невыполнения Застрахованным  обязанностей, предусмотренных п. 7.5;

8.1.4. по требованию (инициативе) Страхователя - в случае нарушения Страховщиком  правил страхования;

8.1.5. принятия судом (арбитражным  судом) решения о признании договора  недействительным;

8.1.6. по соглашению сторон (о намерении  досрочного прекращения договора  страхования стороны обязаны  уведомить друг друга письменно  не позднее чем за 30 дней до даты предполагаемого расторжения);

8.1.7. ликвидации Страховщика в  порядке, установленном действующим  законодательством;

8.1.8. ликвидации Страхователя - юридического  лица, в случае если Застрахованный не принял на себя исполнения обязанностей Страхователя по уплате взносов.

8.2. Во всех случаях прекращения  договора страхования Страхователь  обязан вернуть Страховщику страховой  полис и страховую(ые) карточку(и), действие которых прекращается с момента окончания срока страхования, поступления письменного заявления Страхователя о досрочном прекращении действия договора страхования, принятия решения Страховщиком о досрочном прекращении договора страхования при несоблюдении Страхователем (Застрахованным) своих обязанностей, в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством и настоящими Правилами.

9. Порядок и условия  осуществления страховой выплаты.

9.1. При наступлении страхового  случая медицинские услуги Застрахованному оказываются на основании предъявления им страховой карточки.

Для получения медицинских услуг Застраховангый обращается в медицинские учреждения, предусмотренные договором страхования, или к агенту Страховщика по контактным телефонам, указанным в страховой карточке, полисе.

10. Порядок разрешения  споров.

10.1. Споры, вытекающие из договоров  страхования, заключенных на основании  настоящих Правил, рассматриваются  в порядке, предусмотренном действующим  законодательством РФ.

Примечания к правилам

добровольного медицинского страхования граждан.

1. Страховщик имеет право предусмотреть  в условиях страхования обязательное  медицинское освидетельствование  Страхователей (Застрахованных), на  основании результатов которого  определить принадлежность Страхователя (Застрахованного) к группам риска, по которым могут быть дифференцированы  размеры подлежащих уплате страховых  взносов.     

В условиях страхования могут быть указаны иные, в отличие от предусмотренных п. 1.1.2, ограничения в контингенте Застрахованных, в соответствии с которыми отдельные категории граждан (инвалиды) могут быть застрахованы на особых условиях с соответствующими специфике такой группы риска ограничениями в объеме ответственности и расчетом тарифной ставки.

2. Перечень ограничений ответственности  Страховщика устанавливается индивидуально  и может быть шире или уже  предложенного типовыми правилами.

3. Конкретный перечень медицинских  услуг по договору страхования, а также уровень страховой  ответственности выбираются Страхователем  при подаче заявления о своем  намерении заключить договор  страхования, исходя из возможностей  Страховщика, определяемых договорами  о сотрудничестве, заключенными  с медицинскими учреждениями.

 

3. Перспективы развития  добровольного медицинского страхования в России.

 

 3.1. Проблемы  добровольного медицинского страхования.

Практика проведения ДМС в России показывает, что существует ряд сложностей и проблем, которые препятствуют дальнейшему Эффективному развитию ДМС.

Во-первых, существующее несоответствие между законодательными документами (Законом РФ «О медицинском страховании» и Законом «О страховании» в части возврата части страхового взноса, оформления договора ДМС и др.).

Во-вторых, отсутствие налоговых льгот на доход граждан в части средств, направляемых на ДМС (предоставление данных налоговых льгот представляется оправданным в связи с тем, что ДМС осуществляет частичное финансирование государственного здравоохранения).

В-третьих, стремление большинства медицинских учреждений компенсировать недостаток бюджетных ассигнований за счет предоставления медицинских услуг в рамках ДМС зачастую в ущерб их качеству.

В-четвертых, отсутствие у страховых компаний банка статистических данных (статистика заболеваемости, ее распределение по полу, возрасту, профессии, виду заболеваний и т.п.), который является основанием для расчета страховых взносов.

В-пятых, в настоящее время программы обязательного и добровольного медицинского страхования не конфликтуют между собой, в связи стем что ОМС предоставляет гражданам гарантируемый минимум бесплатных медицинских услуг, а добровольное страхование - сверх этого минимума, что позволяет значительно расширить спектр предлагаемых медицинских услуг.

Однако, несмотря на видимые преимущества такой системы, ее существенным недостатком является то, что полис ни обязательного, ни добровольного медицинского страхования не обеспечивает страхователя покрытием на случай возникнования смертельно опасного заболевания. Программа ОМС не охватывает крупные риски в силу ограниченности финансовых ресурсов. А что касается программ добровольного страхования, то включение подобных рисков в общее страховое покрытие значительно усложняет методику расчета страховых тарифов. Если обычное страхование расходов на лечение относится к группе рисковых видов страхования и расчет тарифов производится по методике, принятой в имущественных видах страхования, то страхование от критических заболеваний требует иных подходов к расчету платежей. Это объясняется, во-первых, долгосрочным характером страхового покрытия и, во-вторых, тем, что такой вид страхования сочетает в себе черты рискового и накопительного страхования.

Хотелось бы выделить наиболее общие проблемы, стоящих перед медицинским страхованием практически во всех странах и анализ путей возможного решения этих проблем.

К таким проблемам относятся: проблема возрастания числа пожилых людей, т.е. «старение» населения; самовозрастающая стоимость (опережающая инфляцию) медицинских услуг, что хотя и является самостоятельной проблемой, но одновременно может рассматриваться и как производная от первой.

Пути решения этих проблем идентичны как для уже сложившихся систем медицинского страхования демократически развитых стран, так и для складывающейся его модели в России. Рассмотрим возможные варианты решения указанных проблем.

Проблема «старения» населения и наряду с ней социальной зашиты здоровья пожилых людей, обеспечения их медицинскими услугами и компенсации затрат на эти услуги сейчас особенно актуально  как для Европы, так и для России. Население нашей страны ежегодно уменьшается на 0,2%, что обусловленно неблагоприятным соотношением рождаемости и смертности, которое определяется не только современной обстановкой, но и характером демографического развития в прошлом. Показатель рождаемости в 1998 г. снизился с 10,6 до 9,2 (за период с 1990 г. ежегодное снижение составляет 0,2). Растет естественная убыль населения, число умерших в 1,6 раз превышает число родившихся (1997 г. - на 14%). Увеличивается число пенсионеров по старости: на 1,4 млн. человек в год.

В связи с этим вполне своевременно будет поставить вопрос о повышении расходов на социальное, в том числе медицинское обслуживание лиц пожилого возраста. При этом можно обратиться к опыту Германии, пржде всего части ее - бывшей ГДР, поскольку эта страна в конкретные периоды своей истории решала сходные с Россией задачи в приблизительно равных экономических условиях.

На проведение страхования жизни и ДМС в комбинации с другими видами в Германии существует «запрет кумуляции», так как эти виды страхования - часть системы «социальной защиты», а для обеспечения защиты застрахованных они должны быть ограждены от сильных колебаний убыточности. Это дает возможность разграничить доходы и расходы в медицинском страховании и страховании жизни. Избыток накапливаемых средств может быть почти полностью использован для тех лиц, которые застрахованы пожизненно, но не для субсидирования других отраслей страхования. При этом, если нарушается размер премии, соответственно нарушается и динамика расходов, так как медицинские премии требуют больших расходов и продолжительность жизни может возрастать.

Происходит перераспределение средств в пользу пожилых людей из взносов молодых застрахованных лиц.

Как было уже отмечено, проблема «старения» населения актуальна для России. Через несколько лет вполне может возникнуть ситуация, когда число пожилых людей достигнет предельного уровня и возрастут расходы на их лечение и обслуживание. Избежать этого полностью вряд ли возможно, но сгладить этот процесс необходимо. Выход - в концентрации финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях с целью их дальнейшего использования.

Прежде всего проблема возрастания числа пожилых людей требует решения на макроуровне, так как частные фонды не в состоянии справиться с этой общегосударственной задачей в силу ограниченности своих бюджетов. Эту проблему необходимо решать совместными действиями социальных и страховых служб. Поэтому вполне возможно создание социальных демографических программ как на федеральном, так и на региональном уровне, то есть ориентация субъектов пенсионного и медицинского страхования на социальное обеспечение и охрану здоровья пожилых людей, инвалидов и т.п. Дополнительно к таким программам возможна разработка страховых программ (продуктов), включающих в себя обеспечение по указанным видам социальной защиты и охраны здоровья в рамках ДМС.

Другая не менее важная проблема частично сопряжена с рассмотренной нами проблемой «старения» населения. Это возрастающая (опережающая инфляцию) стоимость медицинских услуг, что связано с недостаточно четкой организацией распределения финансов в системе охраны здоровья. Применительно к российским условиям проблема возрастающей стоимости медицинских услуг не стоит сейчас остро, поскольку оказание услуг в основном производится общественными ЛПУ, а проблема роста цен на услуги ограничивается жестким бюджетным финансированием, что, с одной стороны, является положительным фактором, но с другой  - здравоохранение сталкивается с недостатком финансовых средств. Выход может быть найден в повышении размера отчислений на медицинское страхование до 5-7%.

3.2. Перспективы  развития добровольного медицинского  страхования в России.

В нашей стране страховые тарифы по ДМС в настоящее время превышают 70-80% при рисковых формах страхования. Такие тарифы при установлении цивилизованных  рыночных взаимоотношений на страховом рынке не будут коонкурентноспособны. Размер платы за страховую услугу, в качестве которой выступает страховой взнос, должен зависеть от реальной стоимости риска, определение которой на сегодняшний день осложнено либо полным отсутствием статистических данных, либо их недостоверностью.

Теперь обратися к финансовому аспекту страховой медицины. Доходную часть ДМС можно представить в следующем виде:

Ддмс = Пр + И + др., где  Ддмс - доходы ДМС,

 

                                            Пр - сумма страховых премий, поступающих      

 

                                             организациям ДМС,

 

                                             И - доходы от инвестирования временно

 

                                             свободных денежных  средств в ЦБ,

 

                                                  Др. - прочие источники финансирования, не

 

                                             запрещенные действующим законодательством.

Таким образом, доходная часть организаций, занимающихся ДМС складывается из следующих поступлений: страховых премий по договорам страхования, доходов от инвестирования временно свободных денежных средств в ценные бумаги и иных поступлений.

Прослеживается тенденция  получения организациями, занимающимися ДМС, доходов от инвестирования средств (временно свободного остатка) в государственные ценные бумаги, банковские депозиты, ценные бумаги акционерных обществ, валютные ценности в соответствии с валютным регулированием, на условиях возвратности, прибыльности, ликвидности.

Расходную часть организаций, занимающихся ДМС, можно выразить посредством формулы 

Рдмс = Ро + Рд, где Рдмс - расходы ДМС,

 

                                  Ро - основные виды расходов (непосредственно идущие

 

                                  на ДМС),

 

                                  Рд - дополнительные виды расходов (по обеспечению

 

                                  основной деятельности.

Тогда схему финансовой деятельности ДМС можно выразить в следующем виде:

Фр = Пр - В + И - Рд, где Фр - финансовый результат,

 

                                            Пр - поступление страховых премий,

 

                                            В - выплаты страхового возмещения,

Информация о работе Добровольное медецинское страхование