Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 11:27, курсовая работа
Цель курсовой работы раскрыть роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства.
Выделим следующие задачи:
• Рассмотреть сущность, структуру и функции фондов обязательного медицинского страхования;
• Рассмотреть особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в РФ;
• Исследовать перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в РФ.
Введение 3
1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи система организации
1.1. Система обязательного медицинского страхования России (ОМС) 4
1.2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 5
1.3. Территориальные фонды ОМС 7
2. Особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
2.1. Особенности доходов и расходов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 11
2.2. Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на период 2013-2015 г.. 19
3.Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 27
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Бюджетом ФОМС на 2011-2013 гг предусматривается направление в бюджеты территориальных ФОМС дотаций на выполнение территориальных программ субъектов РФ в рамках базовой программы ОМС.
Средства, полученные в связи с увеличением тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 1,1 проц до 3,1 проц, - в 2011 г в сумме 217,5 млрд руб и в 2012 г в сумме 242,5 млрд руб - предусматривается направить на укрепление материально-технической базы медучреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранении, на обеспечение стандартов предоставления медицинских услуг, на софинансирование оплаты медпомощи, оказанной неработающим пенсионерам.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2011-2013 гг, передаваемые ФОМС, включают средства на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан; проведение дополнительной диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; компенсацию выпадающих доходов ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету ФОМС, составит в 2011 г 20,81 млрд руб, в 2012 г - 23,07 млрд руб и в 2013 г - 11,6 млрд руб. [12].
Из доклада Борзовой О.Г.председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья (профильный комитет) рассмотрел проект Федерального закона N 607160-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 – 2014 годы.
Доходная часть бюджета Фонда сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», с учетом положений проектов Федеральных законов N 607166-5 «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», N 607164-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».
Начиная с 2012 года принципы формирования доходной и расходной частей бюджета ФОМС изменяются.
С 1 января 2012 года тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС устанавливается в размере 5,1 процента (в 2011 г. – 3,1%). При расчете доходов учитывались размер предельной базы для начисления страховых взносов на ОМС в сумме 512 тыс. рублей, а также пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков страховых взносов на ОМС. Выпадающие доходы бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов в отношении отдельных плательщиков страховых взносов на ОМС компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Страховые взносы на ОМС неработающего населения впервые будут зачисляться в бюджет Федерального фонда ОМС.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 2012 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
проект |
проект |
проект | |
Доходы всего |
891 729,0 |
1 034 409,7 |
1 188 488,7 |
в т.ч. за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета |
51 810,0 |
50430,0 |
18810,0 |
Расходы – всего |
891 729,0 |
1 034 409,7 |
1 188 488,7 |
в т.ч. межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации |
19 030,0 |
19 030,0 |
19 030,0 |
Бюджет ФОМС по доходам и расходам сформирован на 2012 год в сумме 891,7 млрд. рублей, т.е. в 2,7 раза больше, чем в 2011 году (для справки: доходы и расходы бюджета Фонда на 2011 год запланированы в сумме 336,0 млрд. руб.). На плановый период 2013 и 2014 годов доходы и расходы составят соответственно: 1 034,4 млрд. рублей и 1 188,5 млрд. рублей. Дефицит бюджета ФОМС в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов не планируется.
Комитет по охране здоровья отмечает, что таким объемом финансовых средств система обязательного медицинского страхования никогда раньше не располагала. Это создает предпосылки для улучшения финансирования медицинских организаций, повышения доступности и качества медицинской помощи для застрахованных в системе ОМС, сокращения платных услуг в здравоохранении, повышения заработной платы работников здравоохранения.
Доходы ФФОМС
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |
Утверждено |
119,1 |
105,9 |
336,0 |
891,7 |
1059,3 |
1208,8 |
1442,5 |
Исполнено |
126,6 |
101,8 |
348,4 |
966,5 |
899,4 |
0,0 |
0,0 |
% исполнения |
106,3 |
96,2 |
103,7 |
108,4 |
84,9 |
0,0 |
0,0 |
Таблица 1. Доходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, всего, млрд. руб.[16].
Общий объем доходов бюджета ФФОМС планируется:
на 2013 год в сумме 1 059,3 млрд. рублей,
на 2014 год - 1 208,8 млрд. рублей,
на 2015 год - 1 442,5 млрд. рублей.
Основная часть планируемых доходов (в 2013 году - 95,2%, в 2014 году - 98,4%, в 2015 году - 99,9%) будет обеспечена поступлениями страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2013 - 2015 годы планируются на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков.
В 2013 - 2015 годах уплата страховых взносов в ФОМС на ОМС работающего населения устанавливается в размере 5,1% с выплат в пользу физических лиц до установленной предельной величины облагаемой базы. Предельная величина облагаемой базы для начисления страховых взносов в 2013 году составит 568 тыс. рублей, в 2014 году - 632 тыс. рублей, в 2015 году - 702 тыс. рублей.
Расчет поступления страховых взносов на ОМС работающего населения осуществлен исходя из прогноза фонда заработной платы на 2013 год в сумме 16 482 млрд. рублей, на 2014 год - 18 295 млрд. рублей, на 2015 год - 20 269 млрд. рублей с применением к каждому году коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 82 процентов и коэффициента сбора в размере 95 процентов.
Расходы ФФОМС
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |
Утверждено |
119,1 |
110,9 |
336,0 |
891,7 |
1059,3 |
1208,8 |
1442,5 |
Исполнено |
130,0 |
109,1 |
310,4 |
932,2 |
877,1 |
0,0 |
0,0 |
% исполнения |
109,2 |
98,4 |
92,4 |
104,5 |
82,8 |
0,0 |
0,0 |
Таблица 2. Расходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, всего, млрд. руб.
В составе бюджета ФФОМС на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов сформирован нормированный страховой запас:
на 2013 год в сумме 54,1 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 34,5 млрд. рублей,
на 2015 год в сумме 16,3 млрд. рублей.
Частью 1 статьи 5 законопроекта установлены цели направления средств нормированного страхового запаса.
Статьей 6 законопроекта предусматривается за счет остатков средств по состоянию на 1 января 2013 года, образовавшихся в результате неполного использования трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, завершить в первом квартале 2013 года расчеты по указанным мероприятиям. Не использованный на указанные цели остаток средств будет перечислен в федеральный бюджет.
На обеспечение целевых мероприятий ФОМС, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 724,1 млн. рублей, в 2014 году - 714,8 млн. рублей, в 2015 году - 746,3 млн. рублей.
Расходы на международное сотрудничество на 2013 год определены в сумме 16,7 млн. рублей, на 2014 год - 7,4 млн. рублей, на 2015 год - 7,6 млн. рублей с учетом уплаты взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО).
Расходы на осуществление мероприятий в области средств массовой информации, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам, на обучение сотрудников ФОМС и территориальных фондов ОМС в целях повышения квалификации на 2013 год и на 2014 год предусмотрены в размере, установленном Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Бюджет Фонда предусматривает расходы на содержание ФОМС, на международное сотрудничество, осуществление мероприятий в области средств массовой информации, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам, на обучение сотрудников Фонда и территориальных фондов ОМС в целях повышения квалификации.
Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, определяется в соответствии со статьей 63 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 в (а редакции от 08.12.2010 г.) «О государственной социальной помощи» исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Человек в своей деятельности постоянно подвергается различным опасностям и рискам. Проблема предотвращения или уменьшения рисков, покрытия возможного ущерба была и остается чрезвычайно актуальной. Решить эту проблему призвана система страхования, сформировавшаяся в процессе социально-экономического развития общества как форма защиты от непредвиденных опасностей и рисков. Одним из разделов данной системы является медицинское страхование здоровья. Этот вид страхования был и остается актуальным и востребованным постольку, поскольку востребованы и необходимы медицинские услуги.
Актуальность и востребованность данного вида страхования обусловлены специфичностью предмета страхования, его высокой ценностью. Таким образом, медицинское страхование – тема злободневная, остро обсуждаемая в средствах массовой информации, в федеральных и территориальных органах власти, среди населения. Страхование невозможно представить вне рыночной экономики. Этим объясняется то, что при переходе к рынку система здравоохранения в России приняла форму медицинского страхования, что было юридически закреплено Федеральным Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) от 28 июня 1991 г. № 1499-1 (данный закон утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ»). Однако система медицинского страхования уже достаточно развитая и отлаженная в странах с исконно рыночной экономикой, в России переживает период становления, формирования и развития методом проб и ошибок с опорой на зарубежный опыт в этой сфере. Этот болезненный процесс сопровождается бурными дискуссиями в обществе. Сейчас, когда данная система существует уже 17 лет, можно подвести некоторые итоги, выявить недостатки и преимущества, особенности реализации в российской действительности и сделать прогноз дальнейшего развития.