Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 21:03, реферат

Описание работы

Цель работы остановиться на наиболее важной части данной концепции - обязательном медицинском страховании граждан России, рассмотреть проблемы, связанные с разработкой и внедрением данной системы в РФ.
Достижением целей курсовой роботы предполагает решение следующих задач: рассмотрение развитие медицинского страхования, организацию финансирования ОМС, проблемы обязательного и добровольного медицинского страхования.

Файлы: 1 файл

фонды.docx

— 79.45 Кб (Скачать файл)

3) Законопроектом расходы Фонда  на выплату пособий при рождении  ребенка, пособий по уходу за  ребенком до достижения им  возраста полутора лет, единовременных  пособий женщинам, вставшим на  учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в  соответствии с действующими  законодательными нормами без  индексации.

4) Размер социального пособия  на погребение, установленный Федеральным  законом от 12 января 1996 года №8-ФЗ  «О погребении и похоронном  деле» в сумме 1,0 тыс. рублей, не  индексировался с 2000 года.

5) Статьей 10 Законопроекта на 2008-2010 годы предусмотрены ассигнования  только на оплату полной стоимости  путевок для застрахованных на  долечивание в санаторно-курортных  учреждениях после стационарного  лечения по перечню заболеваний, утвержденному Правительством Российской  Федерации. Фонд как страховщик не имеет возможности в полном объеме исполнить свои обязательства перед застрахованными лицами в части реализации требований подпункта 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающего оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

6) В представленном Законопроекте  не в полном объеме учтена  потребность ФСС в средствах, выделяемых из федерального бюджета, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий.

В соответствии с этими недочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:

1) Рассмотреть вопрос об индексации  пособий по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, пособий при рождении  ребенка, пособий женщинам, вставшим  на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности, а также вопрос об индексации  пособия на погребение.

2) Увеличить объем средств федерального  бюджета, выделяемых Фонду на  обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий.

3) В целях реализации положений  статьи 8 Федерального закона «Об  основах обязательного социального  медицинского страхования», предусматривающей  страховое обеспечение по виду  обязательного социального страхования  «Оплата путевок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников  и членов их семей», изыскать  возможность осуществления финансирования  санаторно-курортного лечения работников. А также принятие в целях  законодательного обеспечения прав  граждан в области санаторно-курортного  лечения соответствующего федерального  закона.

4) Рассмотреть вопрос о внесении  изменений в Федеральный закон  «Об обязательном социальном  медицинском страховании от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний», позволяющих  Фонду финансировать расходы  на разработку и обеспечение  реализации системы мероприятий  по снижению профессионального  риска застрахованного по обязательному социальному медицинского страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов за счет средств обязательного социального медицинского страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5) Реализация требований законодательства  по принятию нормативных правовых  актов, связанных с переходом  к Российской Федерации обязательств  ликвидируемых причинителей вреда перед гражданами, возмещение вреда которым осуществляется вне рамок системы обязательного социального медицинского страхования.

9.3 Пример расчета выплат  из Фонда социального медицинского страхования 2009-2010 год

Рассмотрим алгоритм расчета пособий по временной нетрудоспособности.

1) Руководствуясь Положением об  особенностях порядка исчисления  средней заработной платы, определяем  среднедневной (среднечасовой) заработок  работника.

2) Рассчитываем размер дневного (часового) пособия с учетом непрерывного  трудового стажа и иных условий, установленных законодательными  и иными нормативными правовыми  актами об обязательном социальном  медицинском страховании.

 

Процентное отношение к среднему заработку, исчисленному за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности

Непрерывный трудовой стаж

 

60%

До 5 лет

 

80%

От 5 до 8 лет

 

100%

8 и более лет

 
     

3) Находим максимально допустимый  размер дневного (часового) пособия  с учетом районных коэффициентов. Для этого, независимо от непрерывного  трудового стажа работника, необходимо 12 480 руб. разделить на число рабочих дней месяца, в котором работник болел.

4) Исчисляем пособие по временной  нетрудоспособности как процентное  отношение к среднему заработку, исчисленному за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления  нетрудоспособности (но не более максимальной величины пособия за дни болезни).

Пример расчета пособия по временной нетрудоспособности:

Сотрудник работает в организации, в которой установлена пятидневная рабочая неделя. С 14 по 18 февраля 2009 г. он находился на больничном. Его оклад - 10 000 руб., непрерывный трудовой стаж - 9 лет. Предположим, что сотрудник отработал в данной организации 12 календарных месяцев, предшествующих заболеванию. Заработная плата за этот промежуток времени составила 120 000 руб.

1) Так как сотрудник отработал  в расчетном периоде три месяца, то пособие ему рассчитывается  исходя из среднего заработка.

2) Среднедневной заработок составил 485,83 руб. (120 000 руб. / 247 дн.), где 247 - рабочие дни за период с февраля 2009 г. по январь 2008 г.

3) В связи с тем, что непрерывный  стаж работника составляет более 8 лет, ему положена 100%-ная оплата больничного листа, то есть размер дневного пособия равен 485,83 руб.

4) Определим максимальную величину  дневного пособия с учетом  того, что у сотрудника в феврале 2010 г. было 14 рабочих дней: 12 480 руб. / 14 дн. = 891,43 руб.

Размер дневного пособия, рассчитанный исходя из среднедневного заработка (485,83 руб.), не превышает его максимальной величины (891,43 руб.), поэтому пособие выплачивается исходя из фактически рассчитанного размера дневного пособия.

5) Общая сумма пособия составит 2 429,15 руб. (485,83 руб. х 5 дн.). Из них пособие за первые два дня болезни в размере 971,65 руб. (485,83 руб. х 2 дн.) работнику оплатит организация, оставшуюся сумму (1 457,50 руб.) - Фонд социального страхования.

Заключение

В ходе анализа расходной части бюджета Фонда социального медицинского страхования мы вывели, что:

Общая сумма расходов на 2008 год Законопроектом предусмотрена в объеме 375548428,8 тыс. рублей (122,6% к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное медицинского страхование предусмотрено 264771853 тыс. рублей (130,6%), на обязательное социальное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 49852551,2 тыс. рублей (115,7%).

На 2009 год расходы Фонда предусмотрены в сумме 356067380,0 тыс. рублей (94,8% к уровню 2008 года), из них: на обязательное социальное медицинское страхование - 259639308,6 тыс. рублей (111,8%), на обязательное социальное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).

На 2010 год расходы Фонда предусмотрены в сумме 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное медицинское страхование - 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).

Основным видом расходов ФСмС в 2008-2010 годах остаются расходы на выплату пособий по социальному медицинскому страхованию.

Не предусматривается на 2008-2010 годы положение о дополнительном финансировании расходов на оздоровление детей в случае получения дополнительных доходов, которое допускалось пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О бюджете Фонда социального медицинского страхования Российской Федерации на 2007 год».

В проекте бюджета Фонда предусмотрено увеличение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с учетом индексации на уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах такая индексация не предусматривается.

Увеличивается максимальный размер пособия по беременности и родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя из максимального дохода в расчете на месяц, с которого начисляется единый социальный налог по максимальной ставке.

Предусматривается увеличение максимальной суммы, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному медицинскому страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Выявлены следующие недостатки ФСМС:

- расходы на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации;

- размер социального пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировался с 2000 года;

- недостаточность средств федерального бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий.

Бюджет ФСМС на 2008 год и на период до 2010 года является напряженным, впервые в Законопроекте предусмотрено поступление средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС в 2009 и 2010 году, что свидетельствует о снижении автономности бюджета Фонда и наличии тенденции отхода системы социального медицинского страхования от страховых принципов.

Таким образом, можно сказать, что в условиях кризисного состояния здравоохранения большое значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан. В условиях расширения рынка медицинских услуг страховые организации могут взять на себя значительную долю долгосрочного кредитования бюджетного сектора экономики.

Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать, в частности, экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций; критерии оценки возможной сферы страховых операций, исходя из организационно-правового статуса страховой медицинской организации; размера основного капитала, запасных фондов.

Как показывает практика, эффективность страхования повышается за счет удовлетворения растущего спроса на медицинские страховые услуги даже за короткий период действия его региональных видов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы.

Важным аспектом развития ОМС является разработка схемы взаимодействия между страховой медицинской организацией и лечебно-профилактическим учреждением. Подобное взаимодействие в условиях рыночных отношений может быть основано либо на договоре о подряде, либо на договоре о совместной деятельности. При этом страховая медицинская организация выступает в роли заказчика, а лечебно-профилактическое учреждение - исполнителя. Существенным недостатком подрядного договора является неподготовленность лечебно-профилактических учреждений к работе в новых организационно-правовых условиях. Для устранения недостатков подрядной формы договора целесообразно на переходный период в качестве базового договора принимать договор о совместной деятельности. Однако договор о совместной деятельности имеет довольно ограниченные возможности применения. Поэтому по мере развития страховой медицины, совершенствования механизма хозяйственной деятельности лечебно-профилактических учреждений будут созданы предпосылки для перехода к собственно подрядным договорам между страховыми медицинскими организациями и лечебно-профилактическими учреждениями.

На мой взгляд, данным механизм реализации медицинского страхования в России будет способствовать развитию рыночных отношений в здравоохранении, обеспечит универсальность и финансовую устойчивость этой формы медицинского страхования.

Список литературы

1) Александров И.М. «Бюджетная система РФ» - Москва 2009 г.

2) Ахвледиани Ю.Т., Шахова В.В. «Страхование» - Москва 2007 г.

3) Федеральный закон от 21.07.2007 №183-ФЗ  «О бюджете Фонда социального  страхования РФ на 2008 год и  на плановый период 2009 и 2010 годов» (в ред. Федеральных законов от 28.02.2008 №17-ФЗ, от 22.07.2008 №154-ФЗ);

4) Берёзина С.В. «Социальное страхование» - Москва 2008 г.

5) Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. «Финансы» - Москва 2008 г.

8) Литовченко В.П. «Финансы» - Москва 2008 г.

10) Нешитой А.С. «Финансы» - Москва 2006 г.

11) Павлюченко В.Г. «Социальное страхование» - Москва 2006 г.

12) Поляк Г.Б. «Финансы» - Москва 2008 г.

14) Чернова Г.В. «Социальное страхование» - Москва 2008 г.

 


Информация о работе Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в РФ