Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:51, контрольная работа
Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в посткризисе. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительскими и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходят как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест.
Наиболее
угрожающим фактором роста безработицы
и массового высвобождения
Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы и смягчение ее социальных последствий.
Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие:
1.Характерной
чертой советской экономики
Директора
государственных предприятий
3.Многие
госпредприятия восприняли
Рыночные реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику, но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитие только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом.
Наряду
с приведенными выше факторами массовой
безработицы в наших условиях
действуют и специфические факторы: разрывы
сложившихся хозяйственных связей
между бывшими союзными республиками
СССР (ныне независимыми государствами),
а также между Россией и странами Восточной
Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение
предприятий и по материально-техническому
снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки
не может не питать безработицу.
Вследствие
многообразия внутренних регуляторов
рынка рабочей силы, а также
в силу социальной важности его эффективного
функционирования рынок труда нуждается
в квалифицированном
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
-программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
-программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
-программы содействия найму рабочей силы.
-правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.
Цели государственного регулирования рынка труда:
-обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
-создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
-активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
-пассивной
— поддержка безработных путем выплаты
пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
-стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
-организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
-развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
-содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
-государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
-содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
-международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
-создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
-организация
общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
-обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
-бесплатное
медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.
Если
допустить, что существует одинаковое
соотношение между темпами
Долгие года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.
Перечисленные
направления не исчерпывают всех
мер воздействия государства
на рынок труда. Наряду с ними существуют
методы косвенного регулирования рынка
рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная
и амортизационная политика правительства.
Кроме того, немалое влияние на
рынок труда оказывает и
Особое
место в системе
Биржа
труда — специальное
Основные направлениями деятельности бирж труда:
-регистрация безработных;
-регистрация вакантных мест;
-трудоустройство безработных и других лиц;
-изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
-тестирование лиц, желающих получить работу;
-профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
-выплата пособий.
Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.
Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
Государственная
политика занятости представляет собой
многоуровневый процесс: макроуровень;
региональный уровень; местный уровень.
На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:
Информация о работе Государственное обеспечение по безработице