Государственное обеспечение по безработице

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в посткризисе. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительскими и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходят как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест.

Файлы: 1 файл

КР соц страх.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

-Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.

-Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.

-Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

На региональном уровне учитываются перечисленные  выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня. 

Регионы включают содействие занятости в  число основных приоритетов своей  политики и в рамках своей компетенции  осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах  политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного  и производственного строительства  и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки  фермерства, малого бизнеса. 

Проблемы  трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

-развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

-совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

-обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

-целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

-повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

-поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

организация общественных и временных работ.

На местном  уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате  пособий, обучению.

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости  в экономике. Разумеется, принимаемые  меры зависят от национальных особенностей каждого государства.

В Конституции  Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в  условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости  населения в Российской Федерации", который определил государственные  гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:

-бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;

-компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;

-выплату пособия по безработице;

-возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др. 

Борьба  с безработицей — один из элементов  системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который  является внебюджетным федеральным  фондом. Средства фонда — федеральная  собственность и управляются  Государственной службой занятости  населения. Средства фонда формируются  за счет обязательных взносов работодателей  и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов  от размещения средств на депозитах  Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы. 

Действия  государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь  неоднозначные последствия. 

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности  информационной службы о наличии  вакансий позволяют увеличить уровень  трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице  снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке  безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

Заключение

     Возникновение безработицы в России связано  с развитием рыночных отношений  и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы  выступают спад производства и структурные  преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев:

     - регистрация безработных в службе  занятости; 

     - незанятость и активный поиск  работы независимо от факта  регистрации; 

     - отсутствие работы, независимо от  наличия официального статуса  занятости (в случае отпусков  и неполного рабочего дня по  инициативе нанимателя).

     Следует сделать вывод о том, что в  нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством  безработных, зарегистрированных государственной  службой занятости. Опыт прибалтийских  стран свидетельствует, что такое  прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью  социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы  к поиску нового рабочего места, и  увеличивает продолжительность  безработицы, то в России совсем небольшие  пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы.

     Таким образом, низкий уровень  безработицы в  большей мере связан с:

  • действующей системой регистрации безработицы;
  • чрезвычайно низким пособием по безработице;
  • ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства;
  • предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

     Очевидно, чем более оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность  использования прямого административного  воздействия. Поскольку решение  вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике  является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при  разработке концепции регулирования  экономических отношений занятости.

     Эта концепция должна включать:

  • макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
  • государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами;
  • регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
  • регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

     Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть:

     - повышение экономической и социальной  эффективности занятости за счет  изменения ее структуры, форм;

     - создание условий для развития  человеческого капитала страны, совершенствование экономических  отношений занятости. 

     Для этого необходимо снижать уровень  избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и  виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов  кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время  такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной  службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости - это в  первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений  и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для  таких кадровых служб.

     Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно  совершенствоваться применительно  к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки  производства, формирования эффективной  социальной политики.

       Несмотря на значительное сокращение  численности безработных, ее уровень  еще достаточно велик. Фактический  уровень безработицы сегодня  существенно превышает ее естественный  уровень. В целях снижения безработицы  государство располагает различными  методами, связанными с разработкой  способов переподготовки безработного  населения, социальной поддержкой  безработных, содействием в создании  рабочих мест.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 
  1. Закон Российской Федерации "О занятости населения  в Российской Федерации" №287-Ф3 от 25 декабря 2008г. / Конституция РФ.
  2. АвтономовВ.С. Введение в экономику: учебник./ В.С. Автономов. - М: Витапресс, 2000.- 350с.
  3. Андреев П.В. Рабочий вопрос / Андреев П.В. // Газета «Волжская коммуна»- №1от 03.01.2010г.
  4. Арещенко В.Д. и др. Рынок труда: проблемы безработицы и социальные гарантии: Учеб. - метод. пос. / В.Д. Арещенко, С.С. Дрозд, Г.К. Балтрушевич. - Гомель: Межд. Инженер. академия, 1992. - 127 с.
  5. Безработица 2009, безработица в России, кризис и безработица. (Электронныйресурс)/ А.Б. Кудрин http://www forexcome.ru// issues (28.01.2009г.)
  6. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице / Бородянский Э., Кузьмин В. // Человек и труд.- 1996.- № 9.
  7. Бузгалин А.В. Переходная экономика: книга/ А.В. Бузгалин.-М.:Таурус, Просперус, 1994. - 472 с.
  8. Вайсбурд В.А. Экономика труда: учеб. пособие./ В.А. Вайсбурд - Самара: Издательство Самарского государственного университета, 2007. - 312 с.
  9. Вестник здоровья. Уровень безработицы в России в 1 квартале 2009года. (Электронныйресурс) /: стат. данные /сост. Росстат hppt://www.pitportal.ru/ vestnik/section 161/ (05.01.10).
  10. Вечканов Г.С. Макроэкономика: учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова.- СПб.: Питер, 2003. – 224с.
  11. Видяпин В.Л. Экономическая теория: учебник / В.Л. Видяпин – М.: Инфра-М, 2007. - 671c.
  12. Гришкунова Е.П. Моногорода не пропадут по одиночке / Е.П. Гришкунова // Газета «Известия».-29.10.2009.
  13. Глазков А.М. Программа по трудоустройству в Самарской области / А.М. Глазков // Газета «Презент» №202 от 28.12.2009.
  14. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России / Л.А. Гордон, Э.В. Клопов // Российский экономический журнал.- 2004.- № 11. – С.15-19.
  15. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебн. Пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 560 с.
  16. Стрелкова М.И. Безработица в России и кризис: повысится ли уровень безработицы в 2009 и 2010 году? (Электронный ресурс)/ М.И. Стрелкова www.zanimaem.ru (23.12.09).

Практическая  часть.

Информация о работе Государственное обеспечение по безработице