3.
Государственное регулирование страховой
деятельности и рынка страховых услуг
представляет собой воздействие государства
на участников страховых обязательств
в рамках страховой деятельности с помощью
определенного комплекса мер, действий.
Осуществляется Федеральной службой страхового
надзора (Росстрахнадзор).
4.
Основными направлениями государственного
регулирования страховой деятельности
являются: прямое участие государства
в становлении страховой системы защиты
имущественных интересов; законодательное
обеспечение становления и защиты национального
страхового рынка; государственный
надзор за страховой деятельностью; защита
добросовестной конкуренции на страховом
рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
5.
Оценивая ситуацию на российском страховом
рынке, можно сказать, что система страхования
крайне неравновесна. И, прежде всего,
потому, что потребность в страховании
неуклонно растет, а подсистема профессиональных
услуг отстает в развитии, не удовлетворяет
в необходимом объеме указанную потребность.
6.
В ходе анализа рынка страховых услуг
можно выделить как внутренние, так и внешние
проблемы отечественного рынка страховых
услуг, в преломлении несовершенства российской
экономики. К числу внутренних проблем,
т.е. корректируемых внутри системы страхования,
за счет резервов, можно отнести такие
как: низкая финансовая устойчивость страховщиков;
низкий уровень профессионализма и страховой
культуры; внутрисистемная разобщенность.
Внешними
проблемами, носящими общегосударственный
характер, можно назвать следующие: экономические
(инфляция, отсутствие государственной
поддержки, низкий финансовый потенциал
страхователей и др.); юридические (низкий
уровень общего законодательного обеспечения
страховой деятельности, длительное становление
страхового рынка в условиях полного отсутствия
законодательной и методической базы,
контроля и др.); политические (общеполитическая
нестабильность).
7.
Ключевая роль в государственном регулировании
рынка страховых услуг Свердловской области
принадлежит территориальным органам
Федеральной службы страхового надзора
– Инспекции страхового надзора по Уральскому
Федеральному округу, которая осуществляет
функции по контролю и надзору в сфере
страховой деятельности в рассматриваемом
регионе. В настоящее время данные органы
государственной власти пытаются решать
ряд проблем, существующих в рамках страховой
деятельности, однако зачастую отсутствует
организационная база таких мероприятий
(например, программы, концепции развития
страхования в конкретных регионах), отсутствует
необходимый персонал для данных мероприятий,
финансовые и правовые механизмы.
8.
Решение многочисленных проблем в системе
страхования должно решаться в рамках
системы, комплекса мер государственного
регулирования рынка страховых услуг.
В целом система государственного регулирования
страхового рынка России складывается
из различных способов воздействия на
него, осуществляемых не только Госстрахнадзором.
Регулирование может осуществляться с
помощью любых юридических актов в рамках
трехступенчатой системы правового обеспечения;
любых экономических инструментов, выработанных
государственными органами и регулирующими
различные стороны функционирования страхового
рынка.
8.
Общими рекомендациями Федеральной службе
страхового надзора (Росстрахнадзору)
можно назвать:
- проведение
дальнейшей политики, направленной на
укрепление социальной стабильности российского
общества;
- создание
правовых основ деятельности обществ
взаимного страхования;
- совершенствование
законодательства о налогах и сборах;
- установление
основ обязательного страхования (в частности,
необходимо законодательное закрепление
долгосрочного страхования жизни);
- определение
приоритетных видов страхования;
- внедрение
механизмов саморегулирования страхового
рынка;
- создание
профессиональных объединений страховщиков.
На
уровне территориальных органов Росстрахнадзора
необходимо:
- совершенствование
осуществления государственного надзора
за страховой деятельностью на территории
Российской Федерации;
- активизация
деятельности территориальных органов;
- популяризация
страхования; стимулирование спроса на
страховые услуги в целях развития индивидуального
долгосрочного страхования;
- укрепление
форм взаимодействия с новыми институтами
гражданского общества, получающими свое
развитие в сфере страхования;
- контроль
за деятельностью созданных профессиональных
объединений страховщиков (при условии
их создания);
- возможная
разработка, принятие и реализация государственных
программ в сфере страхования, различных
концепций развития рынка страховых услуг.
На
уровне отдельных страховых организаций
необходимо:
- расширение
спектра оказываемых страховых услуг
по наиболее перспективных направлениям
страхования;
- расширение
агентских сетей;
- совершенствование
материально-технической базы;
- создание
специальных резервных фондов по систематическому
финансированию переподготовки собственных
специалистов, а также для направления
их на стажировку в крупные и заслуживающие
доверия центры подготовки и переподготовки
сотрудников страховых компаний
9.
Наконец, можно выделить перспективные
направления развития страховой отрасли
– это антитеррористическое страхование,
страхование экспортных контрактов, финансируемое
из бюджета, ипотечное страхование, страхование
корпоративных клиентов.
Таким
образом, государственное регулирование
рынка страховых услуг представляется
нам как система экономических
и юридических отношений, возникающих
между экономическими субъектами и
государством в результате целенаправленного
воздействия на систему страхования последним
посредством как административно-правовых,
так и экономических регуляторов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1.
Нормативно-правовые
акты
- Гражданский
кодекс Российской Федерации: Федеральный
закон РФ от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 09.02.2009
г.) // Собрание законодательства РФ. 1994.
№32. Ст. 3301; Собрание законодательства
РФ. 2009. №14. Ст. 2305.
- Об организации
страхового дела в Российской Федерации:
Закон РФ от 27.11.1992 г. №4015-1 (ред. от 31.12.1997
г., 20.11.1999 г, 21.03.2002 г., 20.07.2004 г.) // Собрание
законодательства РФ. 1992. №32. Ст. 3231; Собрание
законодательства РФ. 1997. №37. Ст.4201; Собрание
законодательства РФ. 1999. №26. Ст. 1090; Собрание
законодательства РФ. 2002. №36. Ст. 4108; Собрание
законодательства РФ. 2004. №32. Ст. 2310.
- О техническом
регулировании: Федеральный закон от 27.12.02
г. № 183-ФЗ // Собрание законодательства
РФ. 2002. №3432. Ст. 3334.
- О системе
и структуре федеральных органов исполнительной
власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 г.
№314-УП (ред. от 25.12.2008 г.) // Собрание законодательства
РФ. 2004. №1. Ст. 945; Собрание законодательства
РФ. 2008. №23. Ст. 1250.
- Об утверждении
положения о федеральной службе страхового
надзора: Постановление Правительства
РФ от 30.06.2004 г. №330 (ред. от 27.01.2009 г.) // Собрание
законодательства РФ. 2004. №28. Ст. 2904; Собрание
законодательства РФ. 2009. №28. Ст. 3306.
- Концепция
развития страхования в Российской Федерации:
одобрена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 25 сентября 2002
г. N 1361-р // Собрание законодательства РФ.
2002. №39. Ст. 3852.
- Акимов, В.
Российское страхование: история и современность
// Банки
- и страхование.
Ценные бумаги. – 2006. – №12. – С. 26-29.
- Бирючев,
О.И. Страхование: пути развития // Финансы.
– 2006. – №12. – С. 33-39.
- Гвозденко,
А.А. Основы страхования: учебник для студентов
вузов / А. А. Гвозденко. — М.: Финансы и
статистика, 2005. – 310 с.
- Комментарий
к гражданскому кодексу РФ части второй
(постатейный) / Под редакцией проф. О.Н.
Садикова. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ,
ИНФРА-М – НОРМА, 2008. – 800 с.
- Косаренко,
Н.Н. Страховое право: курс лекций / Н. Н.
Косаренко. — М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 308 с.
- Кочергин,
С.М. Ответственность, забота, страхование
как социальные феномены: Автореф. дис.
… канд. филос. наук: 09.00.11 / С. М. Кочергин;
Твер. гос. ун-т. — Тверь: Б. и., 2002. — 23 с.
- Лайков, А.Ю.
Общеэкономические условия функционирования
отечественного страхового рынка и поиск
путей стимулирования платежеспособного
спроса на страхование // Страховое дело.
– 2005. - №10. – С. 40-46.
- Мюллер,
Г. Новые главные страховые принципы и
примеры их внедрения // Финансы. – 2008.
- №6. – С. 34-42.
- Скамай,
Л.Г. Страховое дело: учеб. пособие / Л. Г.
Скамай, Т. Ю. Мазурина; М-во образования
РФ, Гос. ун-т управления. — М.: ИНФРА-М,
2008. — 256 с.
- Социальное
страхование. Тугой узел проблем (По материалам
"круглого стола" в Совете Федераций)
// Человек и труд. – 2008. – №1. – С. 18-25.
- Фогельсон,
Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству.
– 3 изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2009.
– 350 с.
- Нормативно-правовые
акты, регулирующие отношения в сфере
страховой деятельности. URL: Официальный
сайт Федеральной службы страхового надзора
// http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/doc_30012007114410.html (Дата
обращения: 17.08.2011)
- Общая организация
Росстрахнадзора. URL: Официальный сайт
Федеральной службы страхового надзора.
http://www.fssn.ru/www/site.nsf (Дата обращения:
15.08.2011)
- Комлева,
Н. Обзор: «Страховой рынок – 2011». URL:
Сайт «Эксперт РА – рейтинговое агентство».
http://www.raexpert.ru/researches/insurance/crisis/ (Дата обращения:
01.10.2010)
- Институциональное
развитие страхового рынка России. Выступление
Президента Всероссийского Союза страховщиков,
Депутата ГосДумы ФС РФ, Александра Коваля
26 июня 2003 года на конференции «Insurance in
Russia & CIS». URL: Сайт «Страховой консультант».
http://medinsurer.ru/ (Дата обращения: 10.10.2011)
- Страховые
организации РФ. URL: Официальный сайт Росстрахнадзора.http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/doc_15042009103843.html
(Дата обращения: 15.10.2011)
- Третьяков,
К. Отечественный страховой бизнес: поиск
источников существования в условиях
кризиса. URL: Официальный сайт журнала
«Страхование сегодня». http://www.insur-info.ru/analysis/483/
(Дата обращения: 10.10.2010)
- Третьяков,
К. Развитие добровольного страхования.
URL: Официальный сайт журнала «Страхование
сегодня». http://www.insur-info.ru/analysis/483/ (Дата обращения:
10.10.2011)