Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:47, контрольная работа
Основные участники страховых отношений:
страховщики – юридические лица, определенной законодательством организационно-правовой формы (государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования, перестраховочные компании), имеющие государственное разрешение (лицензию) на проведение операций страхования, ведающие созданием и расходованием средств страхового фонда;
страхователи – юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования. Целью страхователя является получение денежной компенсации убытков, размер которой должен быть больше уплаченной страховой премии. Такой баланс интересов будет стимулировать страхователя к участию в страховых отношениях.
Введение………………………………………………………………………3
Государственное регулирование страховой деятельности………………..6
Задачи………………………………………………………………..............18
Список литературы….. …………………………………………….............22
II. Законодательное
обеспечение становления и
На определенном этапе общественного развития во многих странах мира существовала государственная монополия на страхование. В нашей стране государственная монополия на страховое дело была впервые объявлена декретом правительства в 1918 году и на протяжении всей истории СССР (до 1988г.) страховой рынок состоял из двух продавцов – Госстраха и Ингосстраха СССР и строго оговоренного законодательством круга страхователей. При страховой монополии не требовалось принятия общего закона о страховании в стране. Для регулирования страховых отношений между страховщиком и теми или иными категориями страхователей обходились частным страховым законодательством.
Условия
развития страхового рынка, когда стали
создаваться страховые
С 1989г. государственные страховые организации перешли на принцип хозяйственного расчета, в 1991г. получили статус юридического лица, став относительно самостоятельными в своей деятельности, им также предоставлено право инвестиционной деятельности за счет использования временно свободных средств резервных фондов. С 1 января 1994г. страховые организации были переведены на налогообложение с прибыли предприятий и организаций Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», в соответствии с которым было принято Постановление Правительства от 16 мая 1994г. № 491 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщикам».
Страховую деятельность на территории РФ также стали осуществлять иностранные компании, фирмы и другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и действующие в установленном порядке через постоянные представительства.
Даже
в период перехода к рыночной системе
хозяйствования нельзя полностью отказаться
от государственного страхования.
Старейшей страховой
Также составной частью российского страхования является обязательное медицинское страхование.
Страховая деятельность как вид хозяйственной деятельности, основывающейся на массиве частноправовых и публично-правовых отношений, регулируется целым комплексом различных нормативно-правовых актов (Законом, приказами и инструкциями федерального органа по надзору за страховой деятельностью, внутрифирменными актами, действующими только в пределах и на территории конкретного юридического лица).
III. Государственный
надзор за страховой
Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий.
К предварительному
надзору относится проверка соответствия
страховых организаций
К текущему
надзору относится проверка соблюдения
требований законодательства профессиональными
участниками страховой
В систему
методов государственного надзора
за страховой деятельностью
1. Регистрация
страховых организаций. Ее
2. Лицензирование
страховых организаций,
Лицензия на проведение страховой деятельности – это документ, удостоверяющий право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. В лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Лицензии
выдаются на осуществление добровольного
и обязательного личного
Лицензия
выдается для ведения страховой
деятельности на территории, указанной
страховой организацией, либо на всей
территории РФ. Только лицензия на обязательное
медицинское страхование
Деятельность,
связанная с оценкой страховых
рисков, определением размера ущерба,
размера страховых выплат, иная консультационная
и исследовательская
Для получения лицензии страховщик, прошедший регистрацию, предоставляет следующие документы:
- заявление,
в котором указываются тип
страховой организации, ее
- документальное
подтверждение того, что оплаченный
уставной капитал и иные
- программу
развития страховых операций
на три года, включающую виды
и объем намечаемых операций,
максимальную ответственность
- условия
организации перестраховочной
- правила или условия страхования по видам операций;
- справки кредитных учреждений, подтверждающие наличие уставного, резервного и иных страховых фондов;
- статистическое
обоснование применяемой
Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа. Основанием для отказа в выдаче лицензии может служить несоответствие требованиям законодательства прилагаемых к заявлению документов. За выдачу лицензии взимается сбор в размере 50-кратного минимального размера оплаты труда.
В компетенцию Департамента страхового надзора входит:
ограничение действия лицензии – запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договора страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории;
приостановление
действия лицензии – запрет до устранения
нарушений, установленных в деятельности
страховщика, заключать новые договора
страхования и продлевать действующие
по всем видам страховой деятельности
(или видам страхования), на которые
выдана лицензия (при этом по ранее
заключенным договорам
отзыв лицензии – запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.
IV. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, на которое Указом Президента РФ от 22 сентября 1998г. №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» возложены функции упраздненного этим же указом Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - ГКАП).
Процесс защиты добросовестной конкуренции на страховом рынке, регулируемый государством предполагает следующие формы:
- пресечение
злоупотребления страховыми
- определение
на конкурсной основе тех
- запрещение
действий государственных
- осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;
- контроль за созданием объединений страховых организаций, а также соглашениями и согласованными действиями страховых организаций;
- пресечение
установления необоснованно
Согласие
антимонопольного органа для государственной
регистрации в органах
Согласие
на регистрацию объединения
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности