Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:53, контрольная работа
В целях создания стабильного страхового рынка, способствующего выполнению общесоциальных целей и задач по защите граждан и организаций от наступления неблагоприятных последствий, государство, уполномоченные им органы власти осуществляют особый вид деятельности - регулирование страхового дела.
Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования страхования 4
2. Компетенция органов государственной власти в области страхования 4
3. Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации 4
Заключение 4
Список литературы 4
Несмотря на значительное количество страховых компаний, уровень конкуренции на страховом рынке России нельзя признать высоким. Фактические показатели свидетельствуют о высоком уровне монополизации этого рынка, который к тому же возрастает. По данным Министерства по антимонопольной политике РФ, страхование является самой монополизированной отраслью российской экономики. На долю 10 крупнейших страховых компаний приходится 58% рынка по добровольным видам страхования, а 50 крупнейших страховщиков собирают 80% всего объема страховых премий.
Следует отметить, что значительная часть лидеров страхового рынка - это "кэптивные" страховщики, учрежденные промышленными и банковскими структурами. Так, Газпром является соучредителем страховых компаний "СОГАЗ" и "Газпроммедстрах". РАО "ЕЭС России" владеет контрольными пакетами акций страховых компаний, обслуживающих электроэнергетику, в числе которых "Лидер", "Энергогарант", "Энергополис", "Росэнерго", "МАКС". В нефтяной промышленности почти каждая крупная компания создала свою страховую организацию: "Роснефть" - "Нефтеполис", "Славнефть" - "Сибирь", "Татнефть" - "Чулпан" и другие. В оборонно-промышленном комплексе работают страховые компании, учрежденные Рособоронэкспортом: "Русский страховой центр", "Жива", "Мегарусс"; в авиации - "Авиа" и "ЭФЕС". На железнодорожном транспорте учреждены страховые компании "ЖАСО", "ЖАСКО", "ТЭСТ-ЖАСО". Финансово-промышленные группы имеют в своем составе собственные страховые компании, такие как "Альфа-Страхование", "Спасские ворота", "Промышленно- страховая компания" и другие.
Монополизация
страхового рынка логически завершается
процессами объединения страховых
компаний в страховые группы, формирование
которых существенно ускорилось
в связи с активным внедрением
в страхование промышленно-
Крупными страховыми группами являются Росгосстрах, имеющий 80 дочерних обществ в субъектах РФ, и Ингосстрах, имеющий 10 дочерних и зависимых страховых компаний в России и ряд дочерних организаций за рубежом.
В институциональном аспекте страховой рынок РФ представлен достаточно полно. Начиная с 2000 г. наметилась тенденция ухода государства со страхового рынка, выражающаяся в продаже принадлежащих ему пакетов акций. Например, Росгосстрах передан в управление компании "Тройка Диалог", принято решение о выходе государства из числа владельцев Ингосстраха. В настоящее время кроме Росгосстраха и Ингосстраха государство косвенным образом участвует в капитале таких страховых компаний, как "Гута-Страхование", "Инкасстрах", "Чрезвычайная СК", "СК Правоохранительные органы", "Русский страховой центр", "Жива", "Мегарусс".
В настоящее время
страховщики начинают активно предлагать
страховые программы с
Одно из негативных последствий кризиса – рост страхового мошенничества. Итоги работы службы безопасности говорят о 15-процентном росте случаев страхового мошенничества. Кризис провоцирует граждан на поиск дополнительных источников дохода, пусть даже не всегда законных. Наиболее активно преступники проявляют себя в сферах автострахования и страхования имущества, а также страхования жизни, ипотеки, залогового имущества.
Сегодня ситуацию на рынке страхования можно охарактеризовать как выжидание. При отсутствии роста рынка в целом стратегии компаний сосредоточены на вытеснении аутсайдеров с их субрынков. Компании наблюдают, какие страховщики сумеют выжить, а какие проиграют игру в демпинг, как страна будет выходить из кризиса и что станет двигателем рынка страхования.
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально - экономической системы общества.
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.
В нерыночной системе хозяйствования возмещение ущерба в основном осуществлялось государством, которое выделяло средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. Система страхования играла вспомогательную роль.
Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым. Так, в результате широкомасштабной приватизации значительная часть основных фондов перешла в собственность физических лиц и негосударственных структур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.
Страховая отрасль как ключевой сектор индустрии финансовых услуг в полной мере испытывает на себе негативное воздействие мирового финансового кризиса. При этом в своем развитии страховой бизнес проходит через собственные, не зависимые от общеэкономических, циклы, рамки которых задаются стихийными бедствиями, причиняющими огромный ущерб и убытки как страхователям, так и страховщикам.
В последнее время редко какой российский страховщик не заявил тем или иным способом о своей "клиентоориентированности", за которую чаще всего выдают более вежливое обслуживание страхователя и дополнительный сервис. Страховщики, как и другие предприниматели, зарабатывают деньги, а не занимаются благотворительностью, и именно поэтому интересы страхователя никогда не будут превалировать над сиюминутной прибылью, которая всегда будет важнее интересов любого страхователя. Страховщиков в первую очередь интересуют не потребности потенциального страхователя, а его кредитоспособность, то есть финансовые возможности для покупки существующих страховых продуктов с избыточной страховой защитой по завышенной цене.
Таким образом, страховщикам пора осознать, что необходим переход от "товароориентированности" к настоящей "клиентоориентированности", которая предполагает превалирование интересов конечного потребителя страховых услуг в системе приоритетов руководства и собственников страховой компании.
Учет всех интересов страхователя и его активное вовлечение в интерактивный процесс разработки и создания новых страховых продуктов позволят страховщикам не только значительно расширить свою клиентскую базу в условиях финансового кризиса за счет привлечения клиентов, которые раньше не могли найти нужного им продукта по доступной цене, но и снизить свои операционные издержки за счет перекладывания части работы по созданию продукта на самого страхователя, а также значительно увеличить сборы премии.
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности