Характеристика системы обязательного медицинского страхования в РФ: значение, страхователи, страховщики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Обязательное медицинское страхование осуществляется на основании договора обязательного медицинского страхования, заключаемого страховой медицинской организацией и страхователем. Договор обязательного медицинского страхования является публичным договором, и страховая медицинская организация не вправе отказать страхователю в заключении договора обязательного медицинского страхования.

Содержание работы

Система обязательного медицинского страхования……………………….…..3
Обязательное медицинское страхование работающего населения…..……….4
Обязательное медицинское страхование неработающего населения за исключением пенсионеров………………………………………………….……6
Обязательное медицинское страхование пенсионеров…………………………6
Обязательное медицинское страхование граждан, в отношении которых не заключены договоры обязательного медицинского страхования плательщиками ЕСН, органами исполнительной власти субъектов РФ, Пенсионным фондом РФ………………………………………………..….……7
Фонд обязательного медицинского страхования России………………...……8
Оказание медицинских услуг застрахованным лицам………………….…….10
Соотношение обязательного и добровольного медицинского страхования..13
Средства системы обязательного медицинского страхования………………13
Страховые взносы по договору обязательного медицинского страхования..14
Обеспечение финансовой устойчивости страховых медицинских организаций………………………………………….…………………….…….15
Средства системы здравоохранения………………………………….………..16
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

страхование. рыжкова е.м. 460гр.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

 

Соотношение обязательного и добровольного  медицинского страхования.

Неотъемлемым принципом  осуществления обязательного медицинского страхования является то, что услуги, предусмотренные Базовой программой обязательного медицинского страхования, могут предоставляться только по договорам обязательного медицинского страхования. Договоры добровольного медицинского страхования могут заключаться страховой медицинской организацией только в отношении медицинских услуг, не предусмотренных Базовой программой. Медицинские услуги, предусмотренные Базовой программой обязательного медицинского страхования, не могут оказываться по договорам добровольного медицинского страхования. Страховые медицинские организации не вправе оплачивать счета, выставленные лечебными учреждениями, оказавшими по договорам добровольного медицинского страхования услуги, предусмотренные Базовой программой.  В связи с этим абсолютно неприемлем вариант, в соответствии с которым страхователи – плательщики ЕСН имеют право не заключать договоры обязательного медицинского страхования работников в случае, если они заключили договоры добровольного медицинского страхования своих работников.

 

Средства  системы обязательного медицинского страхования.

 

Как уже отмечалось, одной  из задач, решаемых в ходе реформирования системы обязательного медицинского страхования, является сбалансированность доходов и расходов системы обязательного медицинского страхования.  Предусмотренный механизм уплаты страховых премий, сбора страховых платежей и дотирования за счет средств федерального бюджета должен обеспечить реальные и достаточные поступления средств в систему обязательного медицинского страхования.  Однако система обязательного медицинского страхования будет бездефицитно функционировать только в том случае, если использование данных средств будет рациональным и целевым.  Одним из факторов, позволяющих обеспечить целевое и рациональное использование средств системы обязательного медицинского страхования, является установление реальной взаимосвязи между объемами медицинской помощи и финансовыми показателями. В рамках реформирования системы обязательного медицинского страхования важно определить нормативы объемов медицинской помощи по каждому заболеванию и необходимого для их предоставления ресурсного обеспечения. В России до сих пор нет статистических данных о стоимости лечения от конкретного заболевания.  Установление нормативов объемов медицинской помощи и ее стоимости необходимо в связи с тем, что обязательное медицинское страхование, основанное на принципах страхования рискового, должно использовать показатели, ориентирующие на конечные результаты деятельности – объем и качество медицинской помощи, а не на показатели, используемые при системе финансирования, – число коек и посещений.  Исходя из установленной стоимости лечения конкретных заболеваний должна быть разработана методика ценообразования, используемая медицинскими учреждениями системы обязательного медицинского страхования. И именно исходя из стоимости лечения и методики ценообразования должны рассчитываться взносы.  Повышение установленных цен медицинским организациями не допускается.

 

Страховые взносы по договору обязательного медицинского страхования.

 

Важным условием бездефицитного функционирования системы обязательного  медицинского страхования является единство размера страхового взноса и платежа в Фонд обязательного  медицинского страхования России на все территории РФ. Размер страхового взноса и платежей в Фонд обязательного медицинского страхования России не может увеличиваться в зависимости от территориальных или демографических особенностей субъекта РФ, численности отдельных категорий граждан, уровня социально-экономического развития, состояния здоровья населения и иных критериев.  Для действенного механизма контроля объемов и качества медицинских услуг необходимо разработать Правила оценки качества медицинской помощи, которые будут использоваться страховыми медицинскими организациями при оплате счетов за лечение. Страховая медицинская организация должна обладать правом проверки счетов медицинских учреждений, выставленных за оказанные медицинские услуги, а также право отказать в оплате счетов или оплатить услуги в меньшем размере, чем указано в счете в случае, если объем и/или качество медицинских услуг не соответствуют установленным нормативам.

 

Обеспечение финансовой устойчивости страховых  медицинских организаций.

 

Для обеспечения принятых на себя обязательств страховые медицинские организации обязаны формировать из полученных страховых взносов страховые резервы по обязательному медицинскому страхованию. Страховые медицинские организации вправе инвестировать и иным образом размещать активы, принимаемые в покрытие страховых резервов.  Дополнительно страховые медицинские организации для обеспечения своей финансовой устойчивости могут перестраховывать риск выплаты по договорам обязательного медицинского страхования. Перестрахование по договорам обязательного медицинского страхования осуществляется на основе эксцедента убыточности. По договорам перестрахования данного вида перестраховщик обязуется осуществить выплату в случае превышения общей суммой страховых выплат по договорам обязательного медицинского страхования заранее определенной суммы, выраженной в проценте от заработанной или полученной страховой медицинской организацией страховой премии за год. При этом не имеет значения, явилась ли обязанность страховой медицинской организации осуществить страховые выплаты в результате одного страхового случае или вследствие нескольких страховых случаев.  В качестве дополнительной гарантии выполнения страховой медицинской организацией своих обязательств по договорам обязательного медицинского страхования возможно создание государственной перестраховочной компании, основной целью деятельности которой является заключение договоров перестрахования по договорам обязательного медицинского страхования. Государство должно нести субсидиарную ответственность по обязательствам указанной перестраховочной компании.  Также страховым медицинским организациям предоставляется право заключать договоры перестрахования по договорам обязательного медицинского страхования с государственными страховыми компаниями, по обязательствам которых Российская Федерация несет субсидиарную ответственность в соответствии с учредительными документами данной страховой компании.  Предложенная система перестрахования рисков по обязательному медицинскому страхованию в государственных страховых компаниях позволит не только обеспечить финансовую устойчивость страховых медицинских организаций, но и дополнительно гарантировать конституционное право граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Средства  системы здравоохранения.

 

Предложенная система  функционирования системы обязательного медицинского страхования обеспечит прозрачность финансовых потоков в здравоохранении и позволит сбалансировать доходы и расходы. Однако система здравоохранения не может функционировать исключительно за счет средств, получаемых от деятельности в системе обязательного медицинского страхования. Государственные и муниципальные лечебные учреждения, являющиеся по своей организационно-правовой форме учреждениями, должны финансироваться за счет средств собственника, как это и предусмотрено ГК РФ. Осуществляемая же ими деятельность в системе обязательного медицинского страхования должна рассматриваться как незапрещенная коммерческая деятельность. Распределение доходов от такой деятельности должно носить строго целевой характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

 

1.  Шишкин С.В., Гудков  А.А., Попович Л.Д. Перспективы  сочетания обязательного и добровольного  медицинского и социального страхования  России – Институт экономики  переходного периода: проект.

2.  Таранов А.М. Центральная  проблема ОМС – неисполнение  обязательств регионов//Медицинское  обозрение 2009 № 13.

3.  Донин В.М., Маркова  О.П. «Обязательное медицинское  страхование в Российской Федерации  с различных точек зрения»// Менеджер  здравоохранения", № 5, май 2005 г.

4.  Д.М. Селуянов  «Договор обязательного медицинского  страхования: гражданско-правовой  аспект», Юридическая и правовая  работа в страховании, 2006, № 2.

5. Четыркин Е. «Медицинское  страхование на западе и в

 России»//Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 12

6. Фёдорова Т.А. Медицинское  страхование и защита здоровья  населения /Т.А.Фёдорова // Финансы.  – 2008. - №10

7. Махов В.В. Страхование:  учебник для вузов. – М.:Юнити, 2000.

8. Андреева О., Тэгай  Н. Контроль качества медицинской помощи – основа защиты прав пациентов // Медцинский вестник 2007 № 34.

 

 


Информация о работе Характеристика системы обязательного медицинского страхования в РФ: значение, страхователи, страховщики