Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:30, реферат
Целью работы является рассмотрение экологического страхования как способа защиты окружающей среды от техногенных катастроф и экологически вредных, опасных производств.
Задачами данной работы является рассмотрение сущности экологического страхования, законодательства, анализ техногенных катастроф, а также рассмотрение страхования жилого фонда и системы компенсации ущерба от экологически опасных производств.
Введение
1. Теоретические и правовые основы экологического страхования:
1.1 Сущность экологического страхования и его виды
1.2 Законодательство в области охраны окружающей среды
2. Техногенные катастрофы и страхование жилищного фонда:
2.1 Анализ техногенных катастроф
2.2 Страхование жилого фонда от техногенных катастроф в РФ
3. Система компенсации ущерба здоровью людей и окружающей среде от экологически вредных и опасных производств
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансового менеджмента
Реферат
по дисциплине страхование на тему: «Экологическое страхование как форма защиты окружающей среды»
Исполнитель
Преподаватель
д. э. н., профессор
Сыктывкар 2011
Содержание
Введение
1. Теоретические и правовые основы экологического страхования:
1.1 Сущность экологического страхования
и его виды
1.2 Законодательство в области охраны окружающей среды 6
2. Техногенные катастрофы и страхование жилищного фонда:
2.1 Анализ техногенных катастроф
2.2 Страхование жилого фонда от техногенных катастроф в РФ 11
3. Система компенсации
ущерба здоровью людей и
Заключение
Список использованных
источников
Введение
На сегодняшний день в РФ практически отсутствует страхование риска загрязнения окружающей среды, получившее в мире название «экологическое страхование».
Актуальность данного реферата достаточно очевидна: деятельность человека всегда связана с экологическим риском. Он в свою очередь обуславливает экологический ущерб, так как он независимо оттого, что является источником опасности, связан с возможным ущербом для состояния экологической системы, хозяйственной деятельности и здоровья людей.
Один из перспективных способов обеспечения экологической безопасности – система экологического страхования. Именно экологическое страхование обуславливает взаимную заинтересованность страхователя и страховщика в снижении риска аварий, позволяет уменьшить разовые издержки отдельного предприятия при нанесении им ущерба в результате экологической аварии. Пострадавшим дается гарантия, что они получат компенсацию на законном основании за причиненный им вред независимо от финансового положения источника вреда.
Экологическое страхование
в Российской Федерации с ее многочисленными
промышленными объектами, представляющими
потенциальную экологическую
Целью работы является рассмотрение экологического страхования как способа защиты окружающей среды от техногенных катастроф и экологически вредных, опасных производств.
Задачами данной работы является рассмотрение сущности экологического страхования, законодательства, анализ техногенных катастроф, а также рассмотрение страхования жилого фонда и системы компенсации ущерба от экологически опасных производств.
Работа опирается на Федеральные законы по охране окружающей среды, материалы учебника Т.А. Федоровой «Страхование», журналы «Страховое дело».
1. Теоретические и правовые основы экологического страхования
Под экологическим страхованием следует понимать совокупность различных видов страхования экологических рисков, направленных на создание страховой защиты в случае причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам ущерба, в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды. Также экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения.[4]
Целью экологического страхования, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, является защита имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. [2]
Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. [2]
В соответствии со статьей 15 ФЗ «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации кроме добровольного может осуществляться и обязательное государственное экологическое страхование – страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.
Система экологического страхования включает в себя несколько видов:
1) страхование ответственности юридических лиц (организаций, предприятий, учреждений), являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и т.д.;
2) имущественное страхование (страхование земельных объектов или других объектов недвижимости, включая здания) на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы;
3) личное страхование граждан (страхование жизни и здоровья работников организаций (предприятий, учреждений), относящихся к категории источников повышенной опасности, или граждан, находящихся на территории, потенциально подверженной влиянию источников повышенной опасности.
Имущественное и личное страхование имеют значение для граждан.
В страховании ответственности юр
1.2. Законодательство в области охраны окружающей среды
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. [2]
Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды прописаны в главе 3, статьях 11 и 12 ФЗ «Об охране окружающей среды».
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. [2]
Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством, посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.[2]
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Споры в данной области разрешаются в судебном порядке в соответствии с законами.[2]
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются ФЗ «Об охране окружающей среды» и иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
1) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
2) загрязнение недр, почв;
3) размещение отходов производства и потребления;
4) загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
5) иные виды негативного воздействия на окружающую среду.[2]
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Внесение платы, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.[2]
Юридические и физические
лица, причинившие вред окружающей
среде в результате ее загрязнения,
истощения, порчи, уничтожения, нерационального
использования природных ресурс
Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды прописывается в статье 79 ФЗ «Об охране окружающей среды»:
1. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
2. Определение объема
и размера возмещения вреда,
причиненного здоровью и
2. Техногенные катастрофы и страхование жилищного фонда
2.1 Анализ техногенных катастроф
В современном мире, как показывает статистика, число техногенных, природных, экологических кризисов и стихийных бедствий неуклонно растет.
Общий ущерб от 15 катастроф, произошедших в мире за последние два десятилетия, унесли множество жизней, причинив огромный экономический ущерб – свыше 500 млрд. долл. США. Доля застрахованного ущерба составила 19,6%. [5]
Факт увеличения катастрофических явлений также подтверждают исследования швейцарской перестраховочной компании Swiss Re.[8]
В последние годы на территории РФ растет число природных катастроф и техногенных аварий. По данным экспертов, ежегодный экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций составляет 1,5-2 % от ВВП, что сдерживает социально-экономическое развитие страны и её регионов.
В рамках целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2015 года» государством запланирован комплекс мероприятий по защите населения и объектов экономики страны от техногенных аварий и природных катастроф. Однако мероприятия не могут полностью исключить убытки. Поэтому очень важен поиск дополнительных источников докатастрофного финансирования, совершенствование механизмов и формирование оптимальной структуры национальной системы возмещения ущерба от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Особую роль в этой структуре могут играть страховые организации.[7]
Информация о работе Экологическое страхование как форма защиты окружающей среды