Экологическое страхование как форма защиты окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:30, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение экологического страхования как способа защиты окружающей среды от техногенных катастроф и экологически вредных, опасных производств.
Задачами данной работы является рассмотрение сущности экологического страхования, законодательства, анализ техногенных катастроф, а также рассмотрение страхования жилого фонда и системы компенсации ущерба от экологически опасных производств.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические и правовые основы экологического страхования:
1.1 Сущность экологического страхования и его виды
1.2 Законодательство в области охраны окружающей среды
2. Техногенные катастрофы и страхование жилищного фонда:
2.1 Анализ техногенных катастроф
2.2 Страхование жилого фонда от техногенных катастроф в РФ
3. Система компенсации ущерба здоровью людей и окружающей среде от экологически вредных и опасных производств
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Финансово-экономический  факультет

 

Кафедра финансового менеджмента

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине страхование  на тему: «Экологическое страхование как форма защиты окружающей среды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

                                                                    

 

Преподаватель                                                                   Л. И. Ильина

д. э. н., профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2011

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1. Теоретические и правовые основы экологического страхования:

1.1 Сущность экологического страхования и его виды                                 5

1.2 Законодательство в области охраны окружающей среды                       6

2. Техногенные катастрофы  и страхование жилищного фонда:

2.1 Анализ техногенных катастроф                                                               10

2.2 Страхование жилого фонда от техногенных катастроф в РФ               11

3. Система компенсации  ущерба здоровью людей и окружающей среде от экологически вредных и опасных производств                                                  13

Заключение                                                                                                             15

Список использованных источников                                                                   17

 

Введение

 

На сегодняшний день в РФ практически отсутствует страхование риска загрязнения окружающей среды, получившее в мире название «экологическое страхование».

Актуальность данного реферата достаточно очевидна: деятельность человека всегда связана с экологическим риском. Он в свою очередь обуславливает экологический ущерб, так как он независимо оттого, что является источником опасности, связан с возможным ущербом для состояния экологической системы, хозяйственной деятельности и здоровья людей.

Один из перспективных способов обеспечения экологической безопасности – система экологического страхования. Именно экологическое страхование обуславливает взаимную заинтересованность  страхователя и страховщика в снижении риска аварий, позволяет уменьшить разовые издержки отдельного предприятия при нанесении им ущерба в результате экологической аварии. Пострадавшим дается гарантия, что они получат компенсацию на законном основании за причиненный им вред независимо от финансового положения источника вреда.

Экологическое страхование  в Российской Федерации с ее многочисленными  промышленными объектами, представляющими  потенциальную экологическую опасность, должно стать эффективной системой финансирования мероприятий по охране окружающей среды и по обеспечению экологической безопасности. Кроме того, постоянное возникновение различных природных катастроф, также диктует необходимость проведения этой деятельности.

Целью работы является рассмотрение экологического страхования как способа защиты окружающей среды от техногенных катастроф и экологически вредных, опасных производств.

Задачами данной работы является рассмотрение сущности экологического страхования, законодательства, анализ техногенных катастроф, а также рассмотрение страхования жилого фонда и системы компенсации ущерба от экологически опасных производств.

Работа опирается на Федеральные законы по охране окружающей среды, материалы учебника Т.А. Федоровой «Страхование», журналы «Страховое дело».

 

 

1. Теоретические и правовые основы экологического страхования

 

    1. Сущность экологического страхования и его виды

 

 

Под экологическим страхованием следует понимать совокупность различных видов страхования экологических рисков, направленных на создание страховой защиты в случае причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам ущерба, в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды. Также экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения.[4]

Целью экологического страхования, в соответствии с Федеральным  законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, является защита имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. [2]

Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. [2]

В соответствии со статьей  15 ФЗ «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации кроме добровольного может осуществляться и обязательное государственное экологическое страхование – страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

Система экологического страхования включает в себя несколько видов:

1) страхование ответственности юридических лиц (организаций, предприятий, учреждений), являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и т.д.;

2) имущественное страхование (страхование земельных объектов или других объектов недвижимости, включая здания) на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы;

3) личное страхование граждан (страхование жизни и здоровья работников организаций (предприятий, учреждений), относящихся к категории источников повышенной опасности, или граждан, находящихся на территории, потенциально подверженной влиянию источников повышенной опасности.

Имущественное и личное страхование имеют значение для граждан.

В страховании ответственности юридических лиц отдельные граждане не участвуют, хотя оно, безусловно, затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба. Страхование ответственности юридических лиц за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации вероятных потерь, которые принимает на свою ответственность страховщик в соответствии с договором страхования, и предотвращения загрязнения окружающей среды.

 

1.2. Законодательство в области охраны окружающей среды

 

Законодательство в  области охраны окружающей среды  основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. [2]

Права и обязанности  граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды прописаны в главе 3, статьях 11 и 12 ФЗ «Об охране окружающей среды».  

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. [2]

Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством, посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.[2]

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды  устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность  в соответствии с законодательством. Споры в данной области разрешаются в судебном порядке в соответствии с законами.[2]

Негативное воздействие  на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются ФЗ «Об охране окружающей среды» и иными федеральными законами.

К видам негативного  воздействия на окружающую среду  относятся:

1) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в  поверхностные водные объекты, подземные  водные объекты и на водосборные площади;

2) загрязнение недр, почв;

3) размещение отходов производства и потребления;

4) загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

5) иные виды негативного воздействия на окружающую среду.[2]

Порядок исчисления и  взимания платы за негативное воздействие  на окружающую среду устанавливается  Правительством Российской Федерации. Внесение платы, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.[2]

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального  использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.[2]

Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан  в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды прописывается в статье 79 ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Вред, причиненный здоровью  и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

2. Определение объема  и размера возмещения вреда,  причиненного здоровью и имуществу  граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

 

 

2. Техногенные  катастрофы и страхование жилищного фонда

 

2.1 Анализ техногенных катастроф

 

В современном мире, как  показывает статистика, число техногенных, природных, экологических кризисов и стихийных бедствий неуклонно растет.

Общий ущерб от 15 катастроф, произошедших в мире за последние два десятилетия, унесли множество жизней, причинив огромный экономический ущерб – свыше 500 млрд. долл. США. Доля застрахованного ущерба составила 19,6%. [5]

Факт увеличения катастрофических явлений также подтверждают исследования швейцарской перестраховочной компании Swiss Re.[8]

В последние годы на территории РФ растет число природных катастроф  и техногенных аварий. По данным экспертов, ежегодный экономический  ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций составляет 1,5-2 % от ВВП, что сдерживает социально-экономическое развитие страны и её регионов.

В рамках целевой программы  «Снижение рисков и смягчение  последствий  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  в РФ до 2015 года» государством запланирован комплекс мероприятий по защите населения  и объектов экономики страны от техногенных аварий и природных катастроф. Однако мероприятия не могут полностью исключить убытки. Поэтому очень важен поиск дополнительных источников докатастрофного финансирования, совершенствование механизмов и формирование оптимальной структуры национальной системы возмещения ущерба  от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Особую роль в этой структуре могут играть страховые организации.[7]

Информация о работе Экологическое страхование как форма защиты окружающей среды