Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:15, контрольная работа
Основываясь на естественном стремлении человека как-то обезопасить себя и свое имущество от всякого рода бедствий, в процессе исторического развития страхование приобрело характер высокопрофессиональной деятельности, породив особые страховые организации.
Страхование – одна из самых древнейших категорий общественно
экономических отношений. Роль страхования особенно важна в контексте экономических реформ, поскольку оно стимулирует развитие рыночных отношений и деловой активности, улучшает инвестиционный климат. Степень развития страхового рынка отражает возможности экономического роста страны.
Введение 3
1 этап: Страхование в царской России 1786-1917гг. 5
2 этап: Страхование в советской России 1917-1991гг. 9
3 этап: Страхование в Российской Федерации после 1991г. 13
Основные события и тенденции на Российском страховом рынке в 2011 году 16
Заключение 22
Список литературы: 24
Вначале страховые операции проводились в добровольном порядке, а
затем постепенно вводилось и обязательное страхование некоторых видов имущества. Для проведения страхования было создано Главное управление государственного страхования (Госстрах) в составе Наркомфина. В сентябре 1925г. было утверждено «Положение о государственном страховании в СССР», которым была закреплена государственная монополия на проведение страхования. Все страховые операции должны были проводиться на основе единых, утверждаемых в централизованном порядке правил и тарифных ставок, все страховые фонды находились в распоряжении Госстраха. Вместе с тем кооперативным организациям разрешалось осуществлять взаимное страхование принадлежащего им имущества. При этом кооперативы, не застраховавшие своё имущество во взаимном кооперативном страховом союзе, обязаны были застраховать его в Госстрахе. Однако в 1930-х годах взаимное кооперативное страхование было ликвидировано. [3.37]
В дальнейшем направленность в проведении страховых операций
определялась состоянием экономики, политики, общественной жизни страны, зависела от того, какие задачи стояли перед государством в тот или иной период. В 1930-1940гг. основное внимание уделялось обязательному страхованию имущества колхозов. В апреле 1940г. был принят Закон «об обязательном окладном страховании», определивший новые принципы проведения обязательного страхования имущества в личных подсобных хозяйствах граждан. Этот закон повысил нормы обеспечения по страхованию животных и сельскохозяйственных культур в колхозах.
В 1946-1960 гг. страхование государственного имущества практически
не проводилось, поскольку все убытки компенсировались за счёт средств государственного бюджета. В то же время была расширена ответственность страховых организаций по страхованию имущества в сельском хозяйстве, введены новые виды страхования граждан. В целях развития страховых операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью государства, в 1947г. было создано управление иностранного страхования СССР (Ингострах).
В 1960-80е годы государственное страхование способствовало охране
сельскохозяйственного производства от последствий стихийных бедствий и повышению материального благосостояния советских людей. Идёт активный процесс популяризации страхования среди населения, разрабатываются и внедряются новые виды личного и имущественного страхования граждан (страхование детей, домашнего имущества, средств транспорта и др.). В результате за период с 1970г. по 1980г. число договоров страхования населения увеличилось более чем в 2 раза., к концу 1990г. с гражданами было заключено около 85 млн договоров страхования жизни. Одновременно совершенствуется порядок проведения страховых операций в сельском хозяйстве, где страхованию от большинства возможных рисков в обязательном порядке подлежало практически всё имущество колхозов, а начиная с 1979г. – и совхозов. [2.44]
Таким образом, сначала 1960-х годов на протяжении 30 лет в СССР
действовала система государственного страхования, состоящая из обязательного и добровольного имущественного и личного страхования.
Страхование в советский период характеризовалось монополией
государства на проведение страховых операций, пресечение конкуренции, ограниченным перечнем объектов страхования и событий, от которых оно проводилось. Страхование, как правило, распространялось только на имущественные интересы граждан и кооперативов, государственное же имущество (за редким исключением) страхованием не охватывалось. Страховыми случаями являлись, как правило, только события природного и техногенного характера. На коммерческие и политические риски страхование не распространялось. Развитие страхования шло по принципу «от предложения к спросу»: Госстрах разрабатывал по своему усмотрению правила страхования, а страхователи принимали их или не принимали.
Начало современному этапу развития страхования в России положило
принятие в 1988г. Закона «О кооперации в СССР», который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования. Создаваемые страховые общества активно занялись страхованием во всех секторах складывающегося рынка.
Однако узкое взаимное страхование быстро стало перерастать в
акционерное страхование, что было юридически оформлено «Положением об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» от 19 июня 1990г. и Постановлением Совета министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990г., которые разрешили функционировать на страховом рынке конкурирующим между собой государственным, акционерным, взаимным и кооперативным обществам. В 1992г. в министерстве финансов РФ был создан отдел по лицензированию страховых организаций.
Важным этапом в развитии страхования в России явилось вступление в
силу с 1 января 1993г. Закона «О страховании», который заложил основу для формирования полноценной юридической базы, необходимой для функционирования национального страхового рынка. Вступление в силу с марта 1996г. второй части Гражданского кодекса РФ, в которой глава 48 посвящена отношениям в области страхования, ещё более укрепило эту базу. В результате в 1990-е годы в России были созданы и получили развитие многочисленные страховые организации различных организационно-правовых форм, сформировались основы страхового надзора и системы государственного регулирования страховой деятельности. [3.38]
Однако неразвитость страхового рынка, отсутствие опыта страховой
деятельности в условиях рыночных отношений, несовершенство правовой базы, глубокий системный кризис экономики России в период с 1995-1998гг. не позволили страхованию занять надлежащее место ни в системе защиты населения и хозяйствующих субъектов, ни в финансовой системе государства. К значительному спаду страховой деятельности привёл финансовый кризис в 1998г. [4.454]
После кризиса 1998 г. возникла необходимость в дальнейших
изменения в страховом законодательстве. Для более строгого контроля за размещением страховых резервов и в интересах страхователей Министерство финансов 22 февраля 1999г. утвердило Правила размещения страховщиками страховых резервов, где устанавливалось, что в покрытие страховых резервов принимаются чётко обозначенные виды активов.
22 октября 1999г. был принят ФЗ «О внесении изменений и дополнений
в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». По этому закону вносились изменения в ряд статей. Так ст.6 дополнялась пунктами следующего содержания: «Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам, либо имеющие долю иностранных инвесторов в своём уставном капитале более 49%, не могут осуществлять страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций». [2.78]
Первой страховой компанией
пришедшей на российский рынок,
Затем на рынок пришли такие гиганты, как AIG (США) – 1995г., «Zurich Group» (Швейцария) – 1996г., «Alter Leipziger» (Германия) – 1995 и т.д.
В 2000г. было создано совместное
российско-чешское страховое
В 2001г. депутаты Госдумы, наконец-то
поняли необходимость введения обязательного
страхования автогражданской
После принятия закона об ОСАГО
Россия с 1 января 2004г. получила право
войти в зону «Зелёной карты», т.е.
присоединиться к европейской системе
страхования автогражданской
В настоящее время на страховом рынке продолжается укрупнение
отечественных страховых организаций. Развитие страховой отрасли в России характеризуют следующие тенденции и показатели.
Рис.1. Численность субъектов страхового дела
Государственный реестр субъектов страхового дела на 31.12.2011 года
содержит сведения о 579 организациях, включая 572 страховых компании и 7 обществ взаимного страхования. В 2011 году лицензии были отозваны у 43 страховщиков (без учета отозванных в силу реорганизации), суммарный капитал которых составил более 7 млрд рублей, среди компаний, покинувших рынок, были компании из топ-20 страховщиков ОСАГО.
Величина совокупного уставного капитала страховых организаций за 2007-2011 гг. увеличилась с 156,4 млрд. руб. до 187,9 млрд. руб. Средний размер уставного капитала, приходящийся на одного страховщика, за анализируемый период продолжал расти и составил в 2011 году 324,5 млн. руб., увеличившись за 5 лет на 80 %.
Указанный рост обусловлен
повышением требований к финансовой
устойчивости страховых организаций,
в связи с принятием
Данные изменения страхового законодательства привели к активизации процессов увеличения уставного капитала страховщиков, слиянию и поглощению страховых организаций, а также к пересмотру приоритетов деятельности страховых организаций, в частности, в отношении необходимости наличия лицензии на перестрахование. [5]
По итогам 2011 года сбор премии на рынке без учета ОМС вырос на
19,2% по отношению к 2010 году и составил 665,0 млрд рублей. Практически все сегменты страхового рынка показали активный рост: авто-каско на 18,3%, добровольное медицинское страхование на 13,3%, страхование от несчастных случаев на 33,4%, страхование имущества физических и юридических лиц на 17,8%, страхование грузов на 19,4%, агрострахование на 66,2%, страхование финансовых рисков на 52%. Рынок ОСАГО вырос на 12,8% по отношению к 2010 году.
Концентрация страхового рынка продолжает расти: на первые 10
страховых групп в 2011 году приходится 61,1% суммарных сборов на страховом рынке без учета ОМС, тогда как годом ранее их доля составляла 59,9%. В 2011 году в структуре премии по видам страхования произошли следующие изменения: доля страхования ответственности снизилась с 4,8% до 4,1% (снижение вызвано сокращением объема рынка страхования госконтрактов, а также уменьшением ставок вследствие невысокой убыточности данного сегмента), доля страхования жизни выросла с 4,1% до 5,2%.
Общие выплаты (без учета ОМС) составили 303,8 млрд рублей,
увеличившись по сравнению с 2010 годом на 3,0%. Коэффициент выплат снизился до 45,7% по сравнению с 52,8% в предыдущий период. [6]
Таблица 1.
«Страховые премии (взносы) и страховые выплаты за 2011 год (млрд. рублей)»
Виды страхования |
Страховые премии |
Прирост к 2010г. (в%) |
Страховые выплаты |
Прирост к 2010г. (в%) |
|
554,1 |
20,6 |
241,0 |
3,5 |
По страхованию жизни |
34,8 |
53,7 |
7,7 |
-3,2 |
По личному страхованию (кроме страхования жизни) |
146,2 |
19,3 |
81,6 |
13,8 |
По имущественному страхованию
(кроме страхования |
345,6 |
20,2 |
148,0 |
-1,4 |
По страхованию ответственности |
27,5 |
2,8 |
3,7 |
26,9 |
|
111,0 |
12,6 |
62,7 |
1,0 |
По страхованию военнослужащих и приравненных к ним лиц |
6,8 |
10,2 |
6,3 |
-2,8 |
По страхованию пассажиров |
0,5 |
4,8 |
0,0 |
-27,4 |
По ОСАГО |
103,4 |
12,8 |
56,3 |
1,3 |
Итого по рынку без ОМС |
665,0 |
19,2 |
303,8 |
3,0 |