Конкуренция на рынке страховых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение теоретических и практических вопросов конкуренции на страховом рынке.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие, факторы структуры рынка и страховых услуг;
осветить сущность конкурентоспособности;
проанализировать основные факторы, обуславливающие интенсивность конкуренции страховых компаний;
рассмотреть развитие инфраструктуры страхового рынка, как фактор повышения привлекательности российских страховых компаний.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности на рынке страховых услуг 6
1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг 6
1.2 Понятие и сущность конкурентоспособности 10
2 КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ РФ 18
2.1 Анализ основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции страховых компаний 18
2.2 Развитие инфраструктуры страхового рынка, как фактор повышения привлекательности российских страховых компаний 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
список использованных источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая. Конкуренция на рынке страховых услуг - копия.docx

— 122.59 Кб (Скачать файл)

Очень похож этот список и список наиболее важных свойств банка. Вот как  выглядит градация потребительской  оценки свойств банковских учреждений:

  • надежность банка – 99%;
  • безопасность вложений – 97%;
  • быстрота и качество обслуживания, широкий спектр услуг – 93%.

Ввиду большой важности надежности страховщика  имеет смысл более подробно рассмотреть ее составляющие в потребительском понимании. С точки зрения математики надежность выражается через вероятность отказа в выплате по причинам, не оговоренным в договоре страхования, прежде всего, из-за банкротства страховщика. Ее величина может быть с достаточной точностью определена на основании анализа объективных параметров, характеризующих состояние компании. В то же время понятно, что практически ни один страхователь не способен провести такие расчеты. В потребительском понимании (особенно применительно к физическим лицам) надежность представляет собой качественный показатель, формирующийся на основании комплекса факторов, таких как, например:

  • масштаб компании;
  • оценка опыта страхования, включая качество обслуживания, своевременность и полноту выплат, наличие известных страхователю немотивированных отказов в выплате или задержек возмещения;
  • мнение референтных групп (т.е. лиц, авторитетных для страхователя) о компании и опыте страхования в ней;
  • престижность и известность марки, часто определяемая рекламой или статьями в прессе, а также объемом операций компании, внешним видом офиса;
  • вхождение компании в авторитетные финансово-промышленные группы или гарантии местных органов власти, известные и престижные учредители, государственное участие в капитале, наличие крупных иностранных компаний среди акционеров;
  • долгий опыт работы на рынке;
  • уровень сервиса, полнота и качество набора дополнительных услуг, предоставляемых страховщиком;
  • предоставление покрытия рисков в валюте, перестрахование рисков за границей, а также другие факторы.

Таким образом, надежность – эта качественный показатель, лишь косвенно связанный  с вероятностью невыплаты возмещения. Исследование показали, что наиболее значимыми факторами, влияющими  на признание данной компании надежной, являются положительный опыт страхования (включая положительный опыт референтных групп) и известность его марки, определяемое, в первую очередь, знакомством с рекламой страховщика. Но положительный опыт страхования – полнота, быстрота выплат и качество обслуживания – практически никак не связаны с перспективной надежностью компании, что наглядно подтверждается рядом банкротств вполне престижных страховщиков. Имидж надежной компании может формироваться на основании образов, штампов и субъективных представлений, внушенных рекламой, которая тем более никак не связана с ее устойчивостью. Более того, здесь имеется обратная зависимость: чем больше страховщик тратит на рекламу, тем больше вероятность того, что он пытается построить финансовую «пирамиду», покрывая убытки за счет резкого притока новых клиентов.

2.2 Развитие инфраструктуры  страхового рынка, как фактор  повышения привлекательности российских  страховых компаний 

 

Одним из условий успешного развития страхования  в стране является наличие соответствующей инфраструктуры страхового рынка. Она должна включать в себя систему перестрахования, страховые пулы и другие объединения страховщиков, страховых посредников, аудиторов, актуариев, информационно аналитические центры, рейтинговые агентства, организации по подготовке и переподготовке кадров и т.д.

Задача  государства состоит в организации  и регламентировании деятельности вышеуказанных структур.

Кроме того, задача государства состоит  в установлении квалификационных требований к лицам, занимающим ключевые позиции  на страховом рынке, в организации их аттестации, в создании системы подготовки и переподготовки специалистов в области страхования, в разработке и утверждении программ их обучения, так как успешное функционирование страховой системы во многом зависит от квалификации специалистов, работающих в страховых организациях и в других структурах, связанных со страховым рынком.

В стране по-прежнему сильны тенденции усиления системы государственного контроля и нормативного ограничения деятельности участников страхового рынка. Функционирование классического страхования невозможно без становления инфраструктуры. Основные подходы к решению этих проблем были сформулированы в стране еще в начале 90-х, но практических шагов с тех пор сделано немного. В частности, не поощрялось формирование новых продуктов и сегментов рынка. В результате сегодня ситуация выглядит абсурдной. Программу страхования продвигает профобъединение страхователей, а страховщики и государственные институты не в состоянии разработать методологию и технологию новых видов страхования, что является тормозом развития этого рынка. Немного сделано и для упорядочения государственных закупок страховых услуг. Проводимые по ним тендеры редко заканчиваются без скандалов, наносящих ущерб имиджу страхования в целом.

По  мнению иностранных инвесторов, одна из причин такого положения – отсутствие ясности и среднесрочных перспектив развития рынка, а также четкой государственной  политики. Довольно долго отечественные  аналитики оперировали разнообразными показателями, которые свидетельствуют о блестящем «послезавтра» нашего страхования, несмотря на отсутствие приемлемого «сегодня». Действительно, если в стране застраховано менее 10% основных фондов предприятий и 5% личного имущества граждан, есть все основания прогнозировать почти десятикратный прирост имущественного страхования. Однако уже ясно, что само по себе это еще не может обеспечить устойчивый рост этого рынка. Серьезным препятствием для его развития являются и информационные барьеры: страхование стало одной из наиболее закрытых финансовых зон России, и инвестор, дезориентированный из-за отсутствия необходимых сведений, выжидает или переключается на другие сегменты финансового бизнеса8.

Все проблемы обострятся после грядущего  вступления страны в ВТО. Учитывая это, российским компаниям на рынке страхования необходимо в течение ближайшего времени существенно усилить свои позиции. Речь не идет о выстраивании какой-либо обороны, просто надо помнить, что слабые компании не выживут в конкурентной борьбе, и в недалекой перспективе следует ожидать жесткого естественного отбора, в результате которого из действующих сегодня страховщиков останется 400-600 фирм. Остальные на новом этапе формирования инфраструктуры рынка смогут влиться в более сильные страховые компании или специализироваться на отдельных видах страховой деятельности. При этом главным фактором будет не столько уставной капитал, сколько соответствие возрастающим технологическим критериям и требованиям к надежности. Несоблюдение этих условий приведет к потере рыночных позиций. Одновременно среди приоритетных задач развития следует считать снятие излишних барьеров для осуществления страхового бизнеса (например, в сфере лицензирования), а также введение системы открытого мониторинга и принципиального изменения подходов к анализу и оценке платежеспособности страховщиков.

Необходимо  осознавать, что альтернативы последовательному  и целенаправленному развитию инфраструктуры страхования на рынке нет. Надо, прежде всего, сменить идеологическую основу проводимой политики, в первоочередном порядке учитывать интересы страхователя и состояние платежеспособности спроса, при сохранении разумного регулирования сделать упор на стимулирование деятельности участников страхового рынка. Ключевым моментом должно стать выравнивание налоговых условий для аутсорсинга, без чего невозможно надеяться на появление полноценных институтов брокеров, страховых агентов, независимых экспертов-оценщиков и т.д. Проблему налога на прибыль надо решать одновременно с внесением в законодательство расширенного понятия о профессиональных страховщиках. Следует обратить внимание на обязательные виды страхования и понять, что искусственно ограниченный доступ страховщиков к ним мешает им стать основными движущими силами рынка. Взаимодействие обязательного вида страхования с его добровольным аналогом не столь глубоко, как могло быть, а капитализация, и без того невысокая, в отдельных компаниях оказывается все меньше. Неготовность государственных органов выстраивать сложную инфраструктуру, необходимую для полноценной реализации преимуществ технологий обязательных видов страхования, приводит к замещению их упрощенными схемами. Такого рода опасность грозит автострахованию. Практика показывает, что период становления обязательного вида страхования следует оценивать не менее чем в 4-5 лет, и к нему надо готовиться. Каждый вид такого страхования требует принятия на государственном уровне собственной среднесрочной программы.

На  российском страховом рынке идут процессы развития страхового законодательства, концентрации капитала, прихода иностранных инвесторов, развития современных технологий работы, страховых продуктов, соответствующих современному состоянию экономики, повышаются требования к качеству страховых услуг, вводятся новые виды обязательного страхования, возрастают объективные потребности в услугах страховых посредников.

Однако  количество квалифицированных страховых  посредников (страховых брокеров) до сих пор чрезвычайно мало и  не соответствует уровню развития российского страхового рынка.

При этом темпы развития российского  института независимых страховых  посредников отстают от темпов роста  российского страхового рынка по многим параметрам. Еще сложнее положение  страховых посредников вне Москвы – в других российских регионах.

Причинами этого являются недостаточное внимание страхователей и инвесторов к этому сектору страхового рынка, отставание страховых брокеров в информации, технологиях и организации бизнеса, объемах бизнеса, отсутствие серьезных возможностей лоббирования интересов страховых брокеров в государственных структурах и многое другое.

Главной проблемой является отсутствие координации  большинства страховых брокерских фирм в развитии законодательства, популяризации деятельности страховых брокеров, защите их прав и интересов, в решении других вопросов, так как процесс консолидации страховых брокеров в силу объективных причин очень затянулся.

Как следствие – у самих страховых  брокеров единого и четкого мнения о месте страховых посредников  на российском страховом рынке и  об их услугах, мнения, которое они  могли бы довести до страхователей, инвесторов, страховщиков, законодателей и государственных органов.

Подводя итог, можно обозначить следующие  основные изменения, востребованные сегодня рынком страхования:

  • значительное усиление страховых компаний, рост их технологического уровня и повышение надежности при существенном сокращении общего их числа;
  • развитие инфраструктуры рынка на основе законодательного установления организационных принципов и адекватного налогового режима;
  • необходимость стимулирования деятельности профессиональных ассоциаций и объединений страховщиков, способствующих саморегулированию страхового рынка, следует также разработать меры по повышению страховой культуры, стимулированию массовых видов добровольного страхования;
  • надежные расчеты страховых тарифов и страховых резервов, необходимых для будущих покрытий, невозможны без долговременной статистической базы отдельные компании сделать это не в состоянии учитывая международную практику, следует организовать централизованную подготовку статистической базы для решения этой задачи могут быть привлечены средства международных финансовых организаций;
  • подготовка кадров для работы на рынке нужны профессиональные страховщики, финансовые менеджеры, маркетологи, брокеры, оценщики рисков, актуарии, риск-менеджеры. в настоящее время в государственном перечне специальностей нет специальности «страховое дело», «актуарий», «управление рисками», нет единых квалификационных требований к этим специальностям и критериев подготовки. Это приводит к большим издержкам в работе страховых организаций.  Важным шагом на пути решения этой проблемы стала разработка Минфином совместно с ВСС методики обязательной аттестации руководителей страховых компаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, рыночная экономика основывается на  свободе выбора граждан. Каждый может решить сам, как ему поступить. Человек может свободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направить на потребление, а какую на накопление. Кроме того, человеку представляется  свобода заключения соглашений с другими людьми. Все это учитывает страховой рынок, предлагая широкий набор страховых услуг.

Свободная игра спроса и предложения в условиях рыночной экономики стимулирует  появление таких страховых услуг, которые необходимы потенциальному  страхователю. Свобода ценообразования, выраженная в тарифных ставках на страховые услуги, создает условия для конкуренции между страховщиками.

Страховой рынок выполняет регулирующую функцию  при условии существования экономической конкуренции.  Сама по себе конкуренция не обеспечивает успехов на страховом рынке. Эти успехи  в значительной степени зависят от страховщика, который  побуждает сотрудников страхового общества к постоянному поиску   новых потенциальных клиентов, совершенствованию  форм и методов страхового обслуживания

Во  всех развитых странах страхование  является стратегическим сектором экономики. Объём резервов и сроки, на которые  размещаются средства, превращают страховые компании в мощнейшие финансовые кредитующие институты. Посредством своей деятельности  они концентрируют в своих руках огромную финансовую мощь.

К числу  важнейших задач развития российского  страхового рынка можно отнести  следующие:

  • повышение конкурентоспособности российского страхового рынка на мировом страховом рынке;
  • повышение уровня капитализации страховых компаний;
  • повышение инвестиционной привлекательности российских страховых компаний;
  • улучшение качества страховых услуг;
  • развитие классических видов долгосрочного и накопительного личного страхования;
  • совершенствование правовых и организационных основ обязательного страхования;
  • создание и развитие современной инфраструктуры страхового рынка;
  • создание единых баз данных;
  • создание единой образовательной системы, предполагающей не только получение базовых фундаментальных знаний и практических навыков, но и постоянное повышение квалификации работников страховой сферы;
  • совершенствование налогообложения доходов физических и юридических лиц, связанного как с деятельностью страховых организаций, так и со страхованием физических и юридических лиц;
  • повышение страховой культуры населения.

Информация о работе Конкуренция на рынке страховых услуг