Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:04, контрольная работа
Страхование грузов (КАРГО-страхование) – подотрасль транспортного страхования.
Страхование грузов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования.
Объектом страхования является имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением груза, застрахованные от ущерба вследствие повреждения или уничтожения (пропажи)груза, независимо от способа его транспортировки.
1. Страхование карго 3
2. Государственный контроль за страховой деятельностью 9
3. Задача 16
Список использованной литературы 18
2. Государственный контроль за страховой деятельностью
Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, т.к. страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства.
Государственное
регулирование страховой
Выполнение регулирующей функции, как правило, возлагается на специальный орган – государственный страховой надзор. Цель и полномочия страхового надзора установлены в законе РФ «Об организации страхового дела», а также в постановлениях Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора», от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Они состоят в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства.
Государственное воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности (рис.1).
Государственное страхование |
Лицензирование | |
Обязательное страхование |
Соблюдение страхового законодательства | |
Антимонопольное регулирование |
Тарифы | |
Уставный капитал |
Перестрахование | |
Налогообложение |
Формированием размещение резервов | |
Аудит |
Платежеспособность | |
Обеспечение гласности |
Рис. 1. Государственное регулирование страхового рынка.
Современная система страхового надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора Министерства финансов РФ, которая помимо лицензирования страховщиков и последующего контроля за их деятельностью, готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, а также законов и законодательных актов, оказывающих влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие.
Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в ст. 30, 31, 33 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Цели государственного надзора состоят в обеспечении:
Основные функции органов страхового надзора:
Для того чтобы выполнять указанные функции, надзорные органы наделены соответствующими правами:
На основании Постановления Правительства РФ от 26 июня 1993 № 609 созданы территориальные органы страхового надзора – региональные инспекции.
Их основные функции:
Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством Федеральной службы страхового надзора во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
В отечественной практике можно выделить три формы осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций: предварительный (лицензионный), текущий (контрольный), последующий (статистический).
Лицензионная форма надзора регулируется процедурой принятия решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. Полученная страховщиком лицензия дает право на проведение тех видов страхования, которые указаны в ней с учетом правил страхования, зафиксированных в приложении к лицензии. При необходимости расширения перечня предоставляемых страховых услуг (видов страхования) страховщик вновь проходит процедуру лицензирования и наряду с этим подвергается контролю со стороны надзорного органа за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами.
Предметом контрольной формы надзора является ведение страховщиками финансовых операций, связанных с формированием страховых резервов, размещением активов, обеспечением наличия свободных активов в размере установленных нормативов, а также соответствие деятельности выданной лицензии.
Статистическая форма базируется на финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Состав и формы бухгалтерской отчетности, принципы бухгалтерского учета и план счетов утверждены соответствующими нормативными документами. Согласно российскому законодательству страховые компании обязаны публиковать в средствах массовой информации годовую отчетность о своей деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности ее содержания независимыми аудиторами.
Российское законодательство предусматривает двухступенчатую процедуру «появления» страховой организации. Нормами гражданского законодательства регулируется процедура учреждения страховой организации, а нормами административного права – получение лицензии на право осуществления страховой деятельности.
Лицензирование страховой деятельности на территории РФ регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование осуществляется органами страхового надзора.
Основные условия получения лицензии на право осуществления деятельности в сфере страхового дела предусматривают:
В соответствии с директивами Европейского Союза при лицензировании страховой деятельности действуют различные регламентации и состав документов для осуществления страхования жизни и иных страхований. Более того, установлен запрет на осуществление одним юридическим лицом этих отраслей страхования одновременно. Такой запрет связан с необходимостью различного регулирования формирования страховых резервов и размещения активов, их покрывающих. В Российской Федерации, в отличие от большинства стран, сохраняется возможность проведения одним страховщиком, как страхования жизни, так и других видов страхования.
За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.
Задача
В договоре страхования карго предусмотрена франшиза с записью «Свободно от первых 5 %». Страховая сумма, на которую застрахован груз, перевозимый железнодорожным транспортом, 800 тыс.руб. Фактический ущерб в результате страхового случая составил 55 тыс.руб. Определите сумму страхового возмещения, подлежащую выплате страхователю.
Решение:
Франшиза – условия договора страхования, в соответствии с которыми страховщик освобождается от возмещения убытков в установленном размере. Франшиза может быть установлена в абсолютных или относительных величинах к страховой сумме и оценке объекта страхования, а также в процентах к величине ущерба. Она бывает двух видов: условная и безусловная.
Условная франшиза вносится
в договор страхования с
При безусловной франшизе страховое возмещение равно величине ущерба за вычетом величины безусловной франшизы.
По условию задачи в договоре предусмотрена франшиза «Свободно от первых 5 %», следовательно, франшиза – безусловная.
Рассчитаем размер франшизы – 5% от страховой суммы:
Рассчитаем страховое возмещение, подлежащее выплате страхователю: