Контрольная работа по "Страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 08:12, контрольная работа

Описание работы

Страхование – это важнейший элемент экономических отношений, наиболее эффективный способ возмещения ущерба, своеобразная форма платы за риск. Риск – это неопределенность будущего боязнь не достигнуть поставленной цели. В рыночной экономике понятия «риск» и «страхование» неразрывно связаны. Страхование необходимо главным образом в неопределенной динамичной экономической ситуации. Фирмы как экономические субъекты всегда стремятся оградить себя от потерь и лишних затрат, поскольку работают на максимизацию прибыли и расширение собственного влияния на рынке товаров и услуг. Поэтому они прибегают к страхованию имущества, что позволяет им в кризисной ситуации при абсолютно непредвиденных обстоятельствах выжить.

Файлы: 1 файл

Страхование КР.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Экономическая необходимость страхования

Страхование – это важнейший элемент экономических отношений, наиболее эффективный способ возмещения ущерба, своеобразная форма платы за риск. Риск – это неопределенность будущего боязнь не достигнуть поставленной цели. В рыночной экономике понятия «риск» и «страхование» неразрывно связаны. Страхование необходимо главным образом в неопределенной динамичной экономической ситуации. Фирмы как экономические субъекты всегда стремятся оградить себя от потерь и лишних затрат, поскольку работают на максимизацию прибыли и расширение собственного влияния на рынке товаров и услуг. Поэтому они прибегают к страхованию имущества, что позволяет им в кризисной ситуации при абсолютно непредвиденных обстоятельствах выжить.

Необходимость в страховании  возникает в том случае, когда вероятность возникновения рисков очень высока, что может быть вызвано как общими экономическими «встрясками», так и высокой конкуренцией. Помимо страхования, фирма должна сама обеспечивать себе развитие. Она должна работать на потребителя и с максимальной точностью реагировать на изменения в его предпочтениях. В противном случае нет смысла в ее создании, конкурентоспособность оказывается недосягаемой. Таким образом, важная черта страховой деятельности заключается в том, что ей присущ предпринимательский риск, связанный с процессом производства и его масштабами

Страховые отношения  характеризуются потребностью фирмы  в защите от потерь Объектом страхования  в данном случае могут являться факторы  производства, производственные фонды  предприятий, а также жизнь и условия труда работников. Роль страхования велика: оно позволяет обеспечить непрерывность и устойчивость общественного воспроизводства. Поэтому развитие бизнеса, рынка и предпринимательства в любом государстве подразумевает наличие страховых услуг.

Экономическая сущность страхования может быть определена через его категорию, которая  выражает общественно-производственные отношения между субъектами экономической  деятельности по поводу предотвращения и преодоления рисковых ситуаций. Главная особенность страхования заключается в том, что оно по своим признакам близко к финансовой категории. Страховые отношения замкнуты, т. е. число страховых агентов меньше числа пострадавших. Для осуществления страховых сделок создается страховой фонд, состоящий из денежных взносов застрахованных лиц. Замкнутые отношения участников страхования подразумевают также и возвратность страховых платежей в виде компенсации в случае возникновения угрозы риска. Принцип возвратности сближает понятия страхования и кредита и напоминает, по сути, процесс выдачи ссуд банками и другими кредитно-денежными институтами. Кредиты выдаются под процент и с непременной гарантией возврата их в кассы кредитных организаций. Это обеспечивает нормальное обращение денежной массы в стране.

Страхование – это наилучший финансовый способ компенсации ущерба физическим и юридическим лицам, поскольку предоставляет гарантии защиты в случае возникновения рисковых ситуаций. Страхование как экономическая категория имеет общие черты с понятиями «финансы» и «кредит», которые определяются замкнутостью отношений и возвратностью страховых взносов. В то же время ему присущи специфические функции.

1. Создание специализированного фонда в качестве платы за возможные риски, по которым ответственность несут страховые компании. Страховое дело регулируется непосредственно государством с учетом социально-экономической ситуации. Страховой фонд – это непременное условие осуществления страховой деятельности, совокупность денежных резервов, обеспечивающих гарантию возмещения потерь. В отличие от коммерческих банков, занимающихся сберегательной деятельностью, страховые организации работают на сберегательно-рисковом начале. Формирование страхового фонда решает проблему инвестирования банковских и других элементов финансовой системы, вложения денежного капитала в недвижимость и т. д. С развитием экономики и рынка эта функция приобретает все большее значение.

2. Восполнение ущерба подразумевает материальное обеспечение граждан, которые являются создателями страхового фонда и осуществляют денежные вклады в него. Таким образом, составляется договор, по которому страховая компания обязуется выплачивать застрахованным лицам сумму, соразмерную их вкладам. Эта функция страхования также регулируется государством.

3. Минимизация потерь. Страховые компании осуществляют финансово-посредническую деятельность, направленную на предупреждение страхового случая. Они создают особый денежный фонд, который формируется за счет отчислений из платежей юридических и физических лиц.

4. Контрольная функция заключается в целенаправленном и рациональном использовании денежных средств страхового фонда. Иными словами, любая страховая компания должна осуществлять контроль над проведением страховых операций, процессов взноса и распределения средств между вкладчиками.

5. Кредитная функция определяется участием денежного ресурса страхового фонда в инвестиционной деятельности страховой организации. Очень важно для всех экономических субъектов привлечение долгосрочных капиталовложений, поскольку это дает дополнительные возможности развития и функционирования.

 

 

 

 

 

2 Содержание и функции государственного  страхового надзора 

В российском страховом  законодательстве два направления, содержащие элементы публичности, - лицензирование и надзор уже получили практическое осуществление. Переход к рыночным способам ведения страхования вовсе не означает отказ со стороны государства от контроля за коммерческим страхованием. Наиболее важными причинами, требующими установления публичного контроля за страхованием, являются следующие: 

1) влияние страхования  на процесс воспроизводства в  рамках экономики всей страны;  

2) возможность и необходимость  использования временно свободных  финансовых средств, аккумулированных  в страховых компаниях (страховых  резервов), для инвестиции в экономику; 

3) осуществление протекционистской  политики по отношению к отечественным  страховым компаниям (запрет осуществлять  страховую деятельность иностранным  страховым компаниям на своей  территории либо установление  специального страхового режима);  

4) защита имущественных прав страхователей путем установления специальных правил, призванных обеспечить финансовую устойчивость страховщиков, что необходимо для исполнения ими принятых на себя обязательств. 

При рассмотрении правовой организации страхового надзора выделяют три системы: 

1) систему публичности,  при которой надзор ограничивается  публикацией и представлением  в соответствующие государственные  органы отчетов и балансов  страховых организаций; 

2) нормативную систему,  которая устанавливает определенные условия возникновения и деятельности страховых организаций; 

3) систему материального  надзора, при которой органы  государственного надзора имеют  право проверять не только  формальное исполнение условий  возникновения и деятельности  страховых организаций, как это предусмотрено нормативной системой, но и саму деятельность страховщиков как с финансовой, так и с оперативно-технической стороны. 

При этом каждая предыдущая система полностью включается в  последующую. Таким образом, нормативная  система содержит все элементы системы публичности, а система материального надзора в свой состав включает нормативную систему, следовательно, и систему публичности. 

Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию следует разграничить на предварительный  и текущий. 

К предварительному надзору  относится проверка надзорным органом  соответствия страховых организаций  требованиям, установленным законодательством, и выдача лицензий на право осуществления  определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров. 

К текущему надзору следует  отнести проверку соблюдения требований законодательства профессиональными  участниками страхового рынка при  осуществлении ими деятельности: сбор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.д. 

Следует отметить, что  к концу XX в. система материального  надзора становится доминирующей в  большинстве стран мира. 

Общей тенденцией является попытка найти сбалансированную правовую регламентацию в страховании, учитывающую возможности воздействия как частного, так и публичного права. 

В некоторых странах  публичный контроль становится менее  жестким. Например, Россия отказалась от государственной страховой монополии, т.е., по существу, от всестороннего контроля со стороны государства в области страхования. Германия с 1 июля 1994 г. не применяет единых тарифов для всех страховых компаний по отдельным видам страхования. С другой стороны, в целом ряде стран ЕЭС страховой надзор был установлен не только в отношении страховых организаций, но также и в отношении страховых посредников. 

В частности, в Великобритании законодательными актами, принятыми  с 1977 г. по 1986 г., установлен ряд требований, относящихся как к финансовой устойчивости, так и к профессиональному уровню сотрудников не только страховых организаций, но и страховых брокеров. В то же время в Великобритании традиционно воздействие на профессиональных участников страхового рынка осуществляется государством через саморегулируемые организации. 

В нашей стране страховой  надзор выполняет три основные группы функций: 

1) лицензионные, включающие  лицензирование деятельности страховщиков  и страховых аудиторских компаний, регистрацию страховых брокеров  и аттестацию страховых аудиторов; 

2) нормотворческие, включающие  издание подзаконных нормативных  актов по страхованию, регистрирующих  деятельность страховщиков и  страховых аудиторов; 

3) контрольные, включающие  непосредственный контроль за  финансовой устойчивостью страховщиков  и деятельностью страховых компаний по исполнению ими требований нормативных актов и своих обязательств по договорам. 

В России регулирование  деятельности страховых компаний и  государственное страхование осуществляются посредством государственных органов  страхового надзора, Арбитража и Международного арбитража, Министерства внешнеэкономических связей и торговли (специальные мероприятия по поддержке экспортеров, а также участие "в организации системы страхования и гарантирования экспортных кредитов для производства экспортной продукции") и государственных страховых компаний "Росгосстрах", "Ингосстрах", Российского экспортно-импортного страхового общества "Росэксимгарант" и других обществ с долей государственного участия.  

В соответствии с Законом  РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Положением о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации осуществляла Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). В 1996 г. эта служба была преобразована в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ в целях усиления надзора за страховой деятельностью в России и более полного удовлетворения мнений страховщиков при повышении требований к ним в интересах страхователей. 

Деятельность государственного страхового надзора в Российской Федерации сводится в основном к  лицензированию страховой деятельности и страхового аудита; ведению Государственного реестра страховщиков, их объединений и страховых брокеров; осуществлению контроля за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховых компаний России. В США последняя функция государственного надзора передается страховым гарантийным ассоциациям - объединениям страховщиков через создание гарантийных фондов, обеспечивающих выплаты страховых обязательств в случае несостоятельности одного из страховщиков-участников. Кроме того, страховой надзор РФ устанавливает нормы отчислений и занимается методическими разработками по различным вопросам страховой деятельности, ведет страховую статистику в Российской Федерации. 

Свою контрольную функцию  за текущей деятельностью страховых  компаний страховой надзор осуществляет в основном на основании их квартальных  и годовых бухгалтерских балансов и заключений аудиторов. Любой страхователь может обратиться в надзор с жалобой на недобросовестность страховой компании.  

Надзорный орган обладает мощным инструментом, он может приостановить  действие лицензии и даже ее отозвать, т.е. фактически застопорить всю текущую деятельность страховщика и лишить его источника прибыли. Однако приостановка или отзыв лицензии не освобождает страховщика от исполнения обязательств по договорам страхования.

3 Страхование жизни, страхование от несчастных случаев 

 

 Для того  чтобы  граждане имели возможность сверх или помимо выплат и льгот по  специальному  страхованию  удовлетворять  свои социальные потребности,  широко  проводится  личное  страхование, страховые взносы  по  которому  уплачиваются  за  счет   семейных доходов.

Личное страхование представляет  собой  механизм  защиты  от рисков, связанных   с   общественным   производством,  стихийными бедствиями, утраты здоровья  и  других  жизненных  обстоятельств, требующих значительных финансовых средств,  которые у конкретного человека могут отсутствовать.

Информация о работе Контрольная работа по "Страхованию"