Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:02, курс лекций
В России произошли глубокие экономические перемены. Рынок представляет возможность широкого выбора товаров, работ, услуг, партнеров, контрагентов и свободу договора. В настоящее время в нашей стране повышается интерес к страховому делу, что объясняется рядом факторов: с одной стороны, это сужение сферы государственного воздействия на процессы производства и распределения материальных благ, с другой - наличие самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые действуют на свой страх и риск при конкуренции.
В советский период развития нашего государства существовал Госстрах, который и осуществлял надзор за страховой деятельностью. Страховые органы союзных республик находились в двойном подчинении - Правления Госстраха и Министерства финансов союзной республики.
В 1991 г. в жизни нашей страны произошли коренные изменения: конституционное закрепление демократического правового государства с республиканской формой правления, формирование основ рыночных отношений, либерализация, структурная перестройка экономики. В 1992 г. был создан самостоятельный орган - Государственный страховой надзор в РФ, который впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, а Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 г. (после вступления в силу Закона РФ "О страховании" (в новой редакции называется: Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации") *(77) - в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).
В августе 1996 г. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была ликвидирована, ее функции были переданы Министерству финансов Российской Федерации, при котором был создан Департамент страхового надзора.
В 2004 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была создана Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации.
Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях:
- соблюдения ими страхового законодательства;
- предупреждения и
пресечения нарушений
- обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства;
- эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Страховой надзор включает в себя:
4) лицензирование деятельности
субъектов страхового дела, аттестацию
страховых актуариев и ведение
Единого государственного
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
Субъекты страхового дела обязаны:
- представлять установленную
отчетность о своей
- соблюдать требования
страхового законодательства и
исполнять предписания органа
страхового надзора об
- представлять по запросам
органа страхового надзора
Государственный страховой надзор осуществляет Федеральная служба страхового надзора и ее территориальные подразделения.
Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:
а) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
б) выдача и отзыв квалификационных аттестатов;
в) ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
г) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
д) осуществление контроля за предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
е) получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
ж) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
з) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
и) обобщение практики
страхового надзора, разработка и представление
в установленном порядке
Федеральная служба страхового надзора наделена следующими полномочиями:
1) осуществляет контроль и надзор за:
- соблюдением субъектами
страхового дела страхового
- выполнением иными
юридическими и физическими
- предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
- достоверностью представляемой
субъектами страхового дела
- обеспечением страховщиками
их финансовой устойчивости и
платежеспособности в части фор
- составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
- выдачей страховщиками банковских гарантий;
- соблюдением страховыми
организациями требований
2) принимает решения
о выдаче или отказе в выдаче,
аннулировании, ограничении,
3) проводит аттестацию страховых актуариев;
4) ведет Единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
5) получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела;
6) выдает в соответствии
с законодательством
7) обращается в случаях,
предусмотренных законом, в
8) обобщает практику
страхового надзора,
9) осуществляет расчет
размера (квоты) участия
10) публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, а также Единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела);
11) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
12) обеспечивает в пределах
своей компетенции защиту
13) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
14) обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;
15) организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
16) осуществляет в соответствии
с законодательством
17) взаимодействует в
установленном порядке с
18) представляет Российскую Федерацию по поручению Правительства Российской Федерации в международных организациях по вопросам страхового надзора, участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;
19) участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам страхового надзора;
20) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
21) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В целях обеспечения государственного регулирования страхования в сфере агропромышленного производства постановлением Правительства РФ от 21 ноября 1998 г. при Министерстве финансов Российской Федерации образовано Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства.
Задачами Федерального агентства по регулированию страхования являлись:
- содействие развитию
государственной поддержки
- решение вопросов о выделении страховщикам средств федерального бюджета на оплату целевых страховых взносов;
- управление в установленном
порядке средствами
- выполнение контрольных задач.
В соответствии с вышеуказанным постановлением был образован Федеральный сельскохозяйственный резерв. Средства из данного резерва направлялись страховщиками для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, проведения централизованных предупредительных и иных мероприятий, связанных со страхованием урожая сельскохозяйственных культур (если недостаточно средств, имеющихся в распоряжении страховщиков).