Лекции по страховому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:02, курс лекций

Описание работы

В России произошли глубокие экономические перемены. Рынок представляет возможность широкого выбора товаров, работ, услуг, партнеров, контрагентов и свободу договора. В настоящее время в нашей стране повышается интерес к страховому делу, что объясняется рядом факторов: с одной стороны, это сужение сферы государственного воздействия на процессы производства и распределения материальных благ, с другой - наличие самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые действуют на свой страх и риск при конкуренции.

Файлы: 1 файл

Лекции по страховому праву.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

В советский период развития нашего государства существовал  Госстрах, который и осуществлял  надзор за страховой деятельностью. Страховые органы союзных республик находились в двойном подчинении - Правления Госстраха и Министерства финансов союзной республики.

В 1991 г. в жизни нашей страны произошли коренные изменения: конституционное закрепление демократического правового государства с республиканской формой правления, формирование основ рыночных отношений, либерализация, структурная перестройка экономики. В 1992 г. был создан самостоятельный орган - Государственный страховой надзор в РФ, который впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, а Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 г. (после вступления в силу Закона РФ "О страховании" (в новой редакции называется: Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации") *(77) - в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).

В августе 1996 г. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была ликвидирована, ее функции были переданы Министерству финансов Российской Федерации, при котором был создан Департамент страхового надзора.

В 2004 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была создана Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации.

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в сфере страховой деятельности, и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях:

- соблюдения ими страхового  законодательства;

- предупреждения и  пресечения нарушений участниками  отношений, регулируемых Законом  "Об организации страхового  дела", страхового законодательства;

- обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства;

- эффективного развития  страхового дела.

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности  и организационного единства. Страховой  надзор включает в себя:

4) лицензирование деятельности  субъектов страхового дела, аттестацию  страховых актуариев и ведение  Единого государственного реестра  субъектов страхового дела, реестра  объединений субъектов страхового  дела;

2) контроль за соблюдением  страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение  30 дней в предусмотренных законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

Субъекты страхового дела обязаны:

- представлять установленную  отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом  положении;

- соблюдать требования  страхового законодательства и  исполнять предписания органа  страхового надзора об устранении  нарушений страхового законодательства;

- представлять по запросам  органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления  им страхового надзора (за исключением  информации, составляющей банковскую  тайну).

Государственный страховой  надзор осуществляет Федеральная служба страхового надзора и ее территориальные подразделения.

Основными функциями  Федеральной службы страхового надзора  являются:

а) принятие решений о  выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

б) выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

в) ведение Единого  государственного реестра субъектов  страхового дела, реестра объединений  субъектов страхового дела;

г) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в  том числе путем проведения проверок их деятельности;

д) осуществление контроля за предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято  решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или  об их ликвидации;

е) получение, обработка  и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

ж) выдача предписаний  субъектам страхового дела при выявлении  нарушений ими страхового законодательства;

з) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд  с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

и) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление  в установленном порядке предложений  по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

Федеральная служба страхового надзора наделена следующими полномочиями:

1) осуществляет контроль  и надзор за:

- соблюдением субъектами  страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;

- выполнением иными  юридическими и физическими лицами  требований страхового законодательства  в пределах компетенции Службы;

- предоставлением субъектами  страхового дела, в отношении  которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;

- достоверностью представляемой  субъектами страхового дела отчетности;

- обеспечением страховщиками  их финансовой устойчивости и  платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

- составом и структурой  активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

- выдачей страховщиками  банковских гарантий;

- соблюдением страховыми  организациями требований законодательства  Российской Федерации о противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы;

2) принимает решения  о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении,  возобновлении действия и отзыве  лицензий субъектам страхового  дела, за исключением страховых актуариев;

3) проводит аттестацию  страховых актуариев;

4) ведет Единый государственный  реестр субъектов страхового  дела и реестр объединений  субъектов страхового дела;

5) получает, обрабатывает  и анализирует отчетность и  иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела;

6) выдает в соответствии  с законодательством Российской  Федерации предписания субъектам  страхового дела при выявлении  нарушений ими страхового законодательства;

7) обращается в случаях,  предусмотренных законом, в суд  с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

8) обобщает практику  страхового надзора, разрабатывает  и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;

9) осуществляет расчет  размера (квоты) участия иностранного  капитала в уставных капиталах  страховых организаций и выдает  разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

10) публикует в печатном  органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, а также Единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела);

11) осуществляет функции  главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

12) обеспечивает в пределах  своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

13) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

14) обеспечивает мобилизационную  подготовку Службы;

15) организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

16) осуществляет в соответствии  с законодательством Российской  Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию  архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

17) взаимодействует в  установленном порядке с органами  государственной власти иностранных  государств и международными  организациями в установленной  сфере деятельности;

18) представляет Российскую Федерацию по поручению Правительства Российской Федерации в международных организациях по вопросам страхового надзора, участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;

19) участвует в установленном  порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам страхового надзора;

20) проводит в установленном  порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

21) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В целях обеспечения  государственного регулирования страхования в сфере агропромышленного производства постановлением Правительства РФ от 21 ноября 1998 г. при Министерстве финансов Российской Федерации образовано Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства.

Задачами Федерального агентства по регулированию страхования являлись:

- содействие развитию  государственной поддержки страхования  сельскохозяйственной продукции,  созданию агропромышленных страховых  организаций и обществ взаимного  страхования;

- решение вопросов о выделении страховщикам средств федерального бюджета на оплату целевых страховых взносов;

- управление в установленном  порядке средствами федерального  сельскохозяйственного страхового  резерва;

- выполнение контрольных  задач.

В соответствии с вышеуказанным постановлением был образован Федеральный сельскохозяйственный резерв. Средства из данного резерва направлялись страховщиками для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, проведения централизованных предупредительных и иных мероприятий, связанных со страхованием урожая сельскохозяйственных культур (если недостаточно средств, имеющихся в распоряжении страховщиков).

Информация о работе Лекции по страховому праву