Лицензирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Вопросы лицензирования страховой деятельности всегда были одними из самых острых в страховании, а сегодня они уже приобрели характер почти чрезвычайных. И связано это не только с имеющимися в законодательстве проблемами в регулировании вопросов лицензирования, но и с тем, что, как известно, изменился перечень видов страхования, а также остается юридическая неопределенность по поводу необходимости получения страховыми компаниями специальных лицензий на перестрахование. Лицензирование требует представления огромного пакета документов, а самое главное, в жестко определенные сроки.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Понятие и порядок лицензирования страховой деятельности ……….4
2. Основания для отказа в выдаче лицензии ……………………………12
3. Действие лицензии …………………………………………………….15
Заключение ……………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………... 21

Файлы: 1 файл

лицензирование страховой деятельности.docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

Факультет экономики и управления

Кафедра «Менеджмент, маркетинг и организация производства»

 

 

 

 

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление рисками и страхование»

на тему:

«Лицензирование страховой деятельности»

 

 

 

Выполнил: студент

группы ЭММ-454

Морозов А.П.

Проверил:

доцент, к.э.н.

Бородина Е.А.

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2014

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………3

1. Понятие и порядок  лицензирования страховой деятельности  ……….4

2. Основания для отказа  в выдаче лицензии ……………………………12

3. Действие лицензии …………………………………………………….15

Заключение ……………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………... 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Лицензирование  страховой  деятельности осуществляется Государственным страховым надзором Российской Федерации  в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного  регулирования и  контроля  за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.

Вопросы лицензирования страховой деятельности всегда были одними из самых острых в страховании, а сегодня они уже приобрели характер почти чрезвычайных. И связано это не только с имеющимися в законодательстве проблемами в регулировании вопросов лицензирования, но и с тем, что, как известно, изменился перечень видов страхования, а также остается юридическая неопределенность по поводу необходимости получения страховыми компаниями специальных лицензий на перестрахование. Лицензирование требует представления огромного пакета документов, а самое главное, в жестко определенные сроки.

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются страховщикам (отдельно выделяется категория страховщиков, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование) для осуществления страховой деятельности только на определенной территории, заявленной страховщиком.

Целью настоящей работы является рассмотрение лицензирования страховой деятельности.

 

 

1. Понятие и порядок  лицензирования страховой деятельности

 

Страховая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.

Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальные денежных фондов (страховых резервов), необходимых для страховых выплат [4].

Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

Лицензированием страховой деятельности на территории Российской Федерации занимается Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации.

Лицензирование - это процедура выдачи государственного разрешения на ведение страховой деятельности.

Главным условием для проведения страховщиком страхования на территории РФ является получение специальной лицензии на право проведения страховой деятельности. Ее отсутствие влечет за собой признание незаконной деятельности организации и применение к ней санкций, предусмотренных страховым и налоговым законодательством страны.

Лицензирование страховой деятельности является одним из главных инструментов регулирования процесса формирования страхового рынка. Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленности страховой организации к проведению страховой деятельности и в определении сферы этой деятельности.

К лицензируемым видам деятельности в сфере страхования относятся само страхование, перестрахование, взаимное страхование, страховая брокерская деятельность. Деятельность страховых актуариев подлежат аттестации.

В качестве общего принципа установлено, что право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только тому субъекту, который имеет лицензию на право осуществления страхового дела. Соответственно этому договоры страхования, заключенные при отсутствии лицензии, считаются недействительными [2].

Юридическое лицо, зарегистрированное в качестве субъекта страхового дела, приобретает статус этого субъекта и право на проведение страховой деятельности с момента получения лицензии.

Порядок лицензирования четко прописан в ст. 32 "Лицензирование деятельности субъектов страхового дела" Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". В этой статье указаны исчерпывающие перечни документов, которые должны быть составлены на русском языке и представлены соискателями лицензий в лицензирующий орган, которым является Федеральная служба страхового надзора.

Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующие документы:

1) заявление о предоставлении  лицензии;

2) учредительные документы  соискателя лицензии;

3) документ о государственной  регистрации соискателя лицензии  в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей  об утверждении учредительных  документов соискателя лицензии  и утверждении на должность  единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе  акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие  оплату уставного капитала в  полном размере;

7) документы о государственной  регистрации юридических лиц, являющихся  учредителями субъекта страхового  дела, аудиторское заключение о  достоверности их финансовой  отчетности за последний отчетный  период, если для таких лиц  предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном  исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного  органа, главном бухгалтере, руководителе  ревизионной комиссии (ревизоре), соискателе  лицензии;

9) сведения о страховом  актуарии;

10) правила страхования  по видам страхования, предусмотренным  настоящим Законом, с приложением  образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов  с приложением используемой методики  актуарных расчетов и указанием  источника исходных данных, а  также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании  страховых резервов;

13) экономическое обоснование  осуществления видов страхования.

Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные подп. 1, 10 - 13 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Соискателям лицензии на осуществление перестрахования не требуется предоставлять документы, предусмотренные п. п. 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), подп. 11 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).

Особые требования законодатель предъявляет для соискателей лицензии, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющих долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%. В дополнение к документам, указанным в п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", соискатели должны предоставить согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания иностранных инвесторов, участвующих в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомить орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов (п. 7 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации") [7].

Следует обратить внимание на положения Закона, определяющие, что перечень документов, представляемых соискателями для получения лицензии, указанный в п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", является исчерпывающим (п. 8 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Следовательно, орган страхового надзора не вправе требовать у соискателя предоставления иных документов, не предусмотренных указанным перечнем, а тем более отказывать по этой причине в выдаче лицензии или приостанавливать действие ранее выданной лицензии.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Законодатель выдвигает ряд квалификационных требований к субъектам страхового дела.

Так, руководитель (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела - юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязан иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет [1].

Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.

Руководители и главный бухгалтер субъекта страхового дела - юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Страховая компания, желающая открыть филиал в любой другой стране - члене ЕС, должна прежде всего поставить об этом в известность национальные органы страхового надзора и предоставить им на рассмотрение программу деятельности и информацию об уполномоченном представителе. Национальные органы страхового надзора анализируют финансовое положение и административную структуру компании, репутацию и профессионализм ее руководителей и в зависимости от качества вышеуказанных параметров принимают решение о целесообразности выдачи разрешения на открытие страховой компанией нового филиала. В случае положительного решения национальные органы страхового надзора информируют соответствующие органы страны, где предполагается открыть филиал, о своем решении. Разрешение страны местонахождения головной конторы является достаточным для открытия нового филиала, никакого разрешения, и тем более предварительной проверки финансового положения и других аспектов деятельности органами надзора принимающей стороны не требуется. Получив уведомление об открытии филиала, принимающая страна просто признает действительным разрешение, выданное органами надзора страны местонахождения головной конторы, и в случае если в интересах общего блага страховое законодательство страны местонахождения филиала отличается от единого европейского, органы ее страхового надзора должны проинформировать филиал о тех положениях, с которыми он обязан будет считаться.

Информация о работе Лицензирование страховой деятельности