Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:33, курсовая работа
Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава. 1. Современное состояние лицензирования страховой деятельности в России…………………………………………………………………………….5
1.1. Процедура лицензирования страховой деятельности…………………....5
1.2. Перечень документов, необходимых для получения лицензии………….9
1.3. Лицензирование добровольного и (или) обязательного страхования….15
1.4. Лицензирование деятельности на осуществление перестрахования…...17
1.5. Лицензирование деятельности на осуществление взаимного страхования……………………………………………………………………..17
1.6. Лицензирование на осуществление брокерской деятельности…………18
1.7. Принятие решения о выдаче либо об отказе выдачи лицензии…………20
1.8. Основание для отказа в выдачи лицензии……………………………….20
1.9. Аннулирование лицензии…………………………………………………22
1.10 Возобновление действия лицензии………………………………………22
Глава.2. Проблемы лицензирования страховой деятельности в России……23
Глава. 3. Перспективы развития лицензирования страховой деятельности в России…………………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..31
Приложения………………………………………………
СХЕМА
лицензирования страховой деятельности
страховщиков и страховых брокеров
Этапы |
Субъекты |
Субъекты |
Сроки выполнения | ||||||
1 этап |
Соискатель лицензии - юридическое лицо |
1. Подготавливает документы,
необходимые для получения 2. Представляет документы в лицензирующий орган непосредственно, либо через средства почтовой связи с уведомлением об их получении. |
|||||||
По желанию соискателя лицензии | |||||||||
2 этап |
Минфин -лицензирующий орган |
1. Ответственное лицо (секретарь)
Экспертной комиссии принимает
документы по описи, копия 2. Вносит документы на
рассмотрение экспертной 3. Повторно представленные
документы вносятся на | |||||||
В день приема документов | |||||||||
3 этап |
Экспертная комиссия Минфина |
1. Рассматривает документы,
готовит экспертное заключение
о выдаче или об отказе в
выдаче лицензии на 2. Рассматривает документы
при повторном их |
1) - в срок, не превышающий
20 дней со дня получения 2) - в течение 6 дней после
повторного представления | ||||||
4 этап |
Минфин лицензирующий орган |
1. Минфин на основании
заключения Экспертной 2. В случае принятия
решения об отказе в выдаче
лицензии уведомление об 3. Письменно уведомляет
соискателя лицензии о | |||||||
1), 2), 3) в течение 3 дней
после принятия | |||||||||
Лицензиат |
Представляет в Минфин документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, и подписывает лицензионное соглашение. В случае невыполнения этих условий Минфин вправе принять решение об аннулировании лицензии. |
- не позднее трех месяцев
с момента направления | |||||||
5 этап |
|||||||||
Соискатель лицензии |
1. В случае устранения
причин, послуживших основанием
для отказа в выдаче лицензии,
имеет право на повторное 2. За повторное рассмотрение
заявлений соискателей 3. Заявление, поданное
по истечении срока, | ||||||||
в срок, указанный в уведомлении об отказе в выдаче лицензии | |||||||||
6 этап |
Минфин-лицензирующий орган |
1. При предоставлении 2. Вносит соответствующую запись в реестр. 3. Оформленная лицензия выдается лицензиату. | |||||||
- в двухдневный срок после подписания лицензионного соглашения и уплаты госпошлины | |||||||||
1.7. Принятие решения о выдаче либо об отказе выдачи лицензии
Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий ста двадцати дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных законом о страховом деле.
Принятие решения о выдаче или
об отказе в выдаче лицензии на осуществление
дополнительного вида добровольного
и (или) обязательного страхования,
предусмотренного классификацией видов
страхования, а также на осуществление
перестрахования осуществляется органом
страхового надзора в срок, не превышающий
шестидесяти дней с даты получения
органом страхового надзора всех
предусмотренных настоящей
Орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии о принятии указанного решения в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.
1.8. Основание для отказа в выдачи лицензии
Основаниями для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии являются:
1) использование соискателем
2) наличие у соискателя лицензии
на дату подачи заявления об
осуществлении дополнительных
3) несоответствие документов, представленных
соискателем лицензии для
4) несоответствие учредительных
документов требованиям
5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
6) наличие у руководителей (в
том числе единоличного
7) не обеспечение страховщиками
своей финансовой устойчивости
и платежеспособности в
8) наличие неисполненного
9) несостоятельность (
Приведенный перечень из девяти оснований для отказа соискателю в выдаче лицензии является исчерпывающим. Причем важно, чтобы эти основания имели место не при подаче заявления, а в момент принятия решения об отказе в выдаче лицензии.
Установив наличие таких оснований, орган страхового надзора направляет соискателю об этом уведомление, для которого предусмотрена обязательная письменная форма. Установив отсутствие оснований для отказа в выдаче лицензии, орган страхового надзора также уведомляет об этом соискателя, но для этого уведомления обязательная письменная форма законом не предусмотрена.
Необходимо отметить, что за несоблюдение
установленного Законом 60-дневного срока
для рассмотрения документов орган
страхового надзора никакой
1.9. Аннулирование лицензии
Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:
непринятия соискателем
установления до момента выдачи
лицензии факта представления
В том случае, если лицензия уже
будет выдана соискателю, а в ходе
проверки Федеральная служба страхового
надзора установит
1.10 Возобновление действия лицензии
В случае устранения выявленных нарушений, послуживших основанием для ограничения или приостановления лицензии, права субъекта страхового дела на осуществление страховой деятельности могут быть восстановлены. Данная процедура называется возобновление действия лицензии.
Основанием для возобновления действия лицензии является представление страховщиком в установленный срок необходимых документов, свидетельствующих об устранении допущенных нарушений.
2. Действие лицензии
Глава.2. Проблемы лицензирования страховой деятельности в России.
Вопросы лицензирования страховой
деятельности всегда были одними из самых
острых в страховании, а сегодня
они уже приобрели характер почти
чрезвычайных. И связано это не
только с имеющимися в законодательстве
проблемами в регулировании вопросов
лицензирования, но и с тем, что, как
известно, изменился перечень видов
страхования, а также остается юридическая
неопределенность по поводу необходимости
получения страховыми компаниями специальных
лицензий на перестрахование. Лицензирование
требует представления
Следует отметить, что при заполнении заявления на получение лицензии страховые компании допускают, как правило, следующие ошибки:
- наименование компании, которое
указано в заявлении, не
- виды страхования указываются
произвольно, а не в строгом
соответствии с требованиями
ст. 32.9 Закона об организации
- не указываются исходящий
- практически всегда
Поскольку за рассмотрение заявления о выдаче лицензии уплачивается государственная пошлина, то к документам должна быть приложена надлежащим образом оформленная копия платежного поручения, подтверждающая факт уплаты пошлины. Несмотря на очевидность этого обстоятельства, очень часто поступают документы без такой копии платежного поручения - в среднем из 10 пакетов документов, которые поступают в ФССН, только 2 пакета содержат этот документ.
Для подтверждения факта оплаты уставного капитала страховщики чаще всего представляют только учредительные документы, из которых действительно усматривается увеличение уставного капитала, а вот сами документы, подтверждающие оплату, не представляются вообще либо представляются не в полном объеме.
Зачастую отсутствуют
Следующая проблема связана с документами,
содержащими экономическое
Для предварительного этапа проверки документов регламентом определяется срок в 6 рабочих дней.
По результатам проверки наличия необходимых документов страховой компании направляется уведомление о приеме документов на рассмотрение.
На этап проведения экспертизы документов, то есть проверки соответствия их содержания требованиям закона, отводится срок в 33 рабочих дня с даты, когда будет подписано уведомление о приеме документов к рассмотрению.
При внутреннем анализе документов надзор повышенное внимание уделяет представленному экономическому обоснованию соответствующего вида страхования, то есть проверке расчетов, их соответствия тому объему, который определяется в правилах. Серьезному анализу будет подвергаться бизнес-план и то, как планируемые показатели сопоставляются с имеющимися у страховщика собственными средствами.
В соответствии с регламентом при принятии решения о выдаче лицензии должен готовиться соответствующий приказ, который будет представляться на подпись руководителю ФСФР не позднее, чем за один рабочий день до истечения 60 дней, определенных Законом об организации страхового дела для решения вопроса о выдаче лицензии на осуществление страховой или брокерской деятельности.
Сложившаяся за последнее
время практика осуществления лицензирования
страховой деятельности (отмена процедуры
согласования, отнесение к уведомительному
порядку очень незначительного
круга положений Правил страхования,
отказ от процедуры лицензирования
стандартных правил и многое другое)
нагнетает крайне напряженную обстановку
на рынке страховых услуг и
увеличивает недовольство страховщиков.
Страховщики в настоящее время
поставлены в тупиковую ситуацию
в части той деятельности, которая
связана с реформированием
Сегодня именно эта деятельность
занимает значительную часть усилий
менеджмента большинства