Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:33, курсовая работа
Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава. 1. Современное состояние лицензирования страховой деятельности в России…………………………………………………………………………….5
1.1. Процедура лицензирования страховой деятельности…………………....5
1.2. Перечень документов, необходимых для получения лицензии………….9
1.3. Лицензирование добровольного и (или) обязательного страхования….15
1.4. Лицензирование деятельности на осуществление перестрахования…...17
1.5. Лицензирование деятельности на осуществление взаимного страхования……………………………………………………………………..17
1.6. Лицензирование на осуществление брокерской деятельности…………18
1.7. Принятие решения о выдаче либо об отказе выдачи лицензии…………20
1.8. Основание для отказа в выдачи лицензии……………………………….20
1.9. Аннулирование лицензии…………………………………………………22
1.10 Возобновление действия лицензии………………………………………22
Глава.2. Проблемы лицензирования страховой деятельности в России……23
Глава. 3. Перспективы развития лицензирования страховой деятельности в России…………………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..31
Приложения………………………………………………
На страховом рынке наблюдается активное вытеснение псевдостраховых схем. В то же время, тем компаниям, которые занимаются схемами с использованием механизмов страхования и перестрахования, современная внутренняя нормативно-правовая база не нужна, проблема ее реформирования им не известна, а проблемы лицензирования в органе страхового надзора неведомы. Многие из них свое дело «успешно» реализуют как со старыми, 1994-го и т.п. года, правилами, так и с правилами, пусть и относительно современными, но грешащими множеством неточностей, несоответствий.
Таким образом, сложившаяся ситуация мотивирует псевдостраховщиков на расширения сферы своей деятельности, а тем, кто развивает рынок, создает множество надуманных проблем и препятствий.
Предлагается осуществить реформирование системы лицензирования страховой деятельности в РФ, выделив два этапа - переходный (пока соответствующие изменения не будут внесены в законодательные акты) и основной (реформирование законодательной базы).
В период переходного этапа (в течение ближайшего года) необходимо:
- сохранить процедуру уведомления,
- не использовать процедуру согласования,
- выделить процедуру
Не использование процедуры согласования носит принципиальный характер, поскольку по трудоемкости для Департамента страхового надзора она такая же, а порой и более трудоемкая, чем процедура лицензирования. Кроме того, если при лицензировании страховая компания предоставляет пакет документов, свидетельствующий о ее финансовом положении, а также учитываются наличие предписаний, то при согласовании такие требования отсутствуют. Таким образом, опыт согласования показал, что объем обрабатываемой информации в Департаменте страхового надзора в рамках процедуры согласования увеличивался практически двое. Процедура лицензирования стандартных правил страхования предполагает следующее:
- в Департаменте страхового
надзора должна быть создана
отдельная группа специалистов,
рассматривающих пакет
- документы, подготовленные
с использованием стандартных
правил ВСС будут
- такая авторизация будет
приниматься во внимание, а Департамент
страхового надзора будет
Таким образом, в целом
можно сократить сроки
В период основного этапа реформирования системы лицензирования страховой деятельности целесообразно выделить следующие основные элементы:
а) подготовить и законодательно провести в жизнь надлежащую классификацию в страховании, которая бы соответствовала зарубежной практике и законодательству (лучшим примером здесь может служить Европейский Союз),
б) ввести процедуру лицензирования на основе генеральной лицензии, предполагающей то, что:
- страховщик предоставит
максимально полные и в то
же время общие условия
- при выдаче лицензии
на каждый новый вид (отрасль)
страхования будут
Глава. 3. Перспективы развития лицензирования страховой деятельности в России.
Ранее предусматриваемый
Для страховщиков предполагается несколько
упростить порядок
Во-вторых, активно разрабатываются
законопроекты по конкретным видам,
в основном, обязательного страхования.
К их числу можно отнести
В-третьих, существенно улучшаются
условия деятельности за счет, принятия
нормативных актов на уровне Минфина
РФ, позволяющих, в частности, вносить
изменения в документы в
Основные направления
Заключение.
Стоит сказать, что необходимо совершенствовать
Закон РФ "Об организации страхового
дела в Российской Федерации", поскольку
абсолютное большинство специалистов
отмечают крайне низкий правовой уровень
этого законодательного акта. Редкая
из норм указанного Закона может быть
квалифицирована как отвечающая
объективным потребностям правового
регулирования страхового дела и
общепризнанным правилам законодательной
работы. Федеральный закон от 27 ноября
1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового
дела в Российской Федерации закрепил
ряд принципиальных нововведений, значительная
часть которых так или иначе
увязана с предстоящей
Институт лицензирования позволяет публичной власти в интересах всего общества в целом и каждого конкретного индивида в частности, находясь в рамках правового поля, обеспечить относительную безопасность потенциально опасной деятельности, не прибегая к каким-либо чрезвычайным методам и непопулярным мерам.
Таким образом, лицензирование - это своего рода компромисс, позволяющий гарантировать права и законные интересы граждан и общества в целом в условиях рыночной экономики
Необходимо отметить, что новая редакция Закона посвящает техническим вопросам лицензирования деятельности субъектов страхового дела десять статей (ст. ст. 32 - 32.9 Закона). Установлены основания для аннулирования (ст. 32.4 Закона), ограничения, приостановления (ст. 32.6 Закона) и отзыва лицензии (ст. 32.8 Закона), а также основания для отказа в выдаче лицензии (ст. 32.3 Закона). Столь подробное регулирование данных отношений на законодательном уровне предпринимается впервые.
Во-вторых, сведения о субъектах
страхового дела подлежат внесению в
Единый государственный реестр субъектов
страхового дела (абз. 3 п. 2 ст. 4.1 Закона).
Порядок ведения Реестра
В-третьих, Закон устанавливает специальные требования к наименованию (фирменному наименованию) субъектов страхового дела - юридических лиц. Эти положения не относятся к страховым актуариям, которыми по определению могут быть только физические лица.
В-четвертых, установлено, что за деятельностью
субъектов страхового дела осуществляется
государственный надзор. В ранее
действовавшей редакции Закона определялось,
что надзор осуществляется за страховой
деятельностью. В связи с тем,
что в настоящее время
Приложения
Руководитель Федеральной
службы России по надзору
за страховой деятельностью
Ю.С.БУГАЕВ
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПО НАДЗОРУ ЗА СТРАХОВОЙ
ЛИЦЕНЗИЯ N
на право
проведения страховой
Выдана________________________
(полное и сокращенное наименование страховщика с
______________________________
указанием организационно-
______________________________
Юридический адрес_____________
______________________________
Вид(ы) страховой деятельности:
______________________________
______________________________
______________________________
Лицензия действует на
Подпись Руководителя
М.П.
Приложение 1-а
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПО НАДЗОРУ ЗА СТРАХОВОЙ
ВРЕМЕННАЯ ЛИЦЕНЗИЯ N
Выдана________________________
(полное и сокращенное наименование страховщика с
______________________________
указанием организационно-
______________________________
Юридический адрес_____________
______________________________
Вид(ы) страховой деятельности:
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Срок действия лицензии________
Лицензия действует на
Подпись Руководителя
М.П.
Приложение 2
О выдаче лицензии
на право проведения
страховой деятельности
ЗАЯВЛЕНИЕ