Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:22, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Система выплат, производимых посредством средств Фонда социального страхования (ФСС) Российской Федерации, оказывает значительную роль в вопросах материального обеспечения человека в период временной нетрудоспособности, в поддержке его жизни и здоровья, решая вопросы материнства и детства, что придает данной системе самую наивысшую социально-экономическую и политическую ценность. От качества и объема данных выплат находится в зависимости величина социальных гарантий государства. Тем не менее, в результате принятых в последние годы законодательных и нормативных актов деятельность ФСС престала соответствовать множествам страховым принципам, которые были положены в основу его функционирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ 12
1.1. Цели, задачи, функции и источники формирования фонда 12
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ 33
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 49
2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ 49
2.2. Анализ системы социального страхования в РФ 57
2.3. Выявление проблем функционирования ФСС РФ 64
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 81
3.1. Факторы, оказывающие влияние на функционирование финансового механизма Фонда социального страхования 81
3.2. Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 120
Наряду с данными предложениями, по мнению автора, также необходимо:
Остановить свертывание отдельных видов социального обеспечения работников, прекратить практику поэтапной ликвидации так называемых нестраховых видов выплат и обеспечить их перевод на бюджетное финансирование.
Можно предложить комплекс рекомендаций по совершенствованию социально-трудовых отношений посредством развития института социального страхования:
1. Работник должен сам делать выплаты в фонд социального страхования и иметь в этом заинтересованность.. Механизм таких отчислений может основываться на выделении из налога на доходы физических лиц (НДФЛ) доли, которая будет направляться на персональные счета пенсионного и медицинского страхования. Аналогичный подход к вовлечению работника в процессы пенсионного страхования действовал до введения НДФЛ, когда наряду с 12% подоходного налога, граждане отчисляли в Пенсионный фонд 1% из своего заработка. В отличие от предлагаемого персонального учета, этот процент направлялся в общий страховой фонд, при этом терялась персональная ответственность гражданина за свои пенсионные накопления, а страховые взносы рассматривались только как налоговое изъятие. Персональный учет личных взносов работника повысит его заинтересованность в страховых накоплениях.
2. Государство должно оказывать социальную помощь лицам, которые не могут участвовать в формировании фонда социального страхования. Но при этом должен быть определен перечень этих услуг.
3. Если работник трудится в тяжелых экстремальных условиях, и велика вероятность травм на производстве или вероятность заболеть профессиональным заболеванием, то работодатель должен платить больше в фонд социального страхования, хотя бы потому, что на предприятии не созданы условия для безопасного труда.
4. Чтобы улучшить о ситуацию, нужно прежде всего , увеличить количество рабочих мест, повысить заработную плату, дать возможность для развития малого бизнеса. Наиболее приоритетным направлением страхования в ближайшем будущем может стать добровольное страхование. Таким образом работник сможет заботится о своем будущем. Эти деньги страховая компания может вкладывать в перспективные области промышленности, и за счет этого, сумма отчисляемая работником в фонд социального страхования будет увеличиваться за счет того, что за пользование деньгами будет платиться определенная денежная сумма в процентном соотношении.
Для повышения заинтересованности работника в добровольном страховании использовать механизм привлечения к софинансированию накопительной части пенсии, наряду с федеральным бюджетом, средств регионального бюджета. Формула может выглядеть так: «на каждую тысячу рублей, вложенную гражданином, приходится две тысячи бюджетных средств, из которых, одна тысяча федерального участия и тысяча регионального». Региональное участие, в первую очередь может зависеть от возможностей регионального бюджета. Средства, аккумулированные в рамках этой программы, должны быть инвестированы в региональные проекты.
Таким образом, можно сказать, что система социального страхования на сегодняшний день нуждается в модернизации, оптимизации управления. Факторы, вызвавшие нестабильность этой системы, создало само общество.
В частности, снижение рождаемости
связано с несколькими
Завершая написание третий главы, диссертационного исследования сделаем вывод о том что, на наш взгляд основу новой модели социального страхования, соответствующей рыночной экономике, составляют следующие мероприятия:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диссертационное исследование посвящено актуальной теме в рыночных условиях: «Проблемы функционирования фонда социального страхования России и обеспечение социальной защиты населения». Актуальность представляется в том, что на сегодняшний день в России происходит активное преобразование системы социального страхования: осуществляется улучшение теоретических основ и практики социального страхования, осваиваются механизмы и принципы системы социального страхования. Только лишь сейчас начинает формироваться социальное страхование как научная дисциплина, начальное формирование его теоретико-методологической базы представляет собой результат нестабильной жизнеспособности институтов социального страхования в стране.
Первая глава диссертационного исследования довольно полно раскрывает теоретические аспекты функционирования фонда социального страхования России: установлены цели, задачи, функции и источники формирования фонда, раскрыты место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ.
Изучая социальное страхование как неотъемлемую часть формирования рыночной экономики, адекватную систему социальной защиты населения, которая объединяет в себе медицинское , пенсионное и естественно социальное страхование, уменьшающую нагрузку на расходную часть бюджета по выплатам, которые связаны с влиянием социальных рисков на человека, а также дополнительного источника инвестиционных ресурсов, предоставляется возможным для реализации заложенных в социальном институте страхования функциональных потенциалов развития системы организации страховой деятельности, объединявшие усилия государства, предпринимателей и страховых фондов на основании форм частно-государственного партнерства.
Двойственность интересов населения, управленческих структур и бизнеса в области социального страхования образует понижения качества жизни существенной части населения, увеличения социальной накаленности. Исследование положительного опыта, который накапливается в странах с развитыми социально-ориентированным рыночным хозяйством, свидетельствует о возможности согласованности интересов сторон - участников процесса страховых отношений.
Для нынешнего периода формирования России характерен особенный интерес к специфике управления социально-экономическими процессами на мезоуровне, потому как только региональное управление имеет возможность решать более существенные вопросы социальной защиты населения определенной территории. Передвижение акцентов в постижении проблем социальной защиты с федерального уровня на региональный полагает присутствие научно обоснованной парадигмы региональной системы управления формированием области пенсионного, медицинского и социального страхования, добавочным комплексом управленческих решений и регламентирующих мер по её усовершенствованию на муниципальном уровне. В связи, с чем решение исследовательских задач прикладного и методического характера собственно в данном направлении является довольно существенным и своевременным.
Исследование и обобщение мирового опыта основания и формирования моделей социального страхования в разных странах дало выявить их следующие общие характеристики:
Следовательно, образовавшаяся к началу XXI в. и действующая на сегодняшний день система обязательного социального страхования в России характеризуется следующими главными чертами:
Следовательно, мы подошли к выводу о том, что стержневыми убеждениями социального страхования изобличают солидарность работников и работодателей в оплате страховых взносов и исключительно целевое перераспределение скопленных средств в пользу застрахованных.
Самые существенные принципы нынешней модели социального страхования России имели формирование в советский период, охарактеризовавший тотальную роль государства в деле снабжения возмещения социальных рисков. Заложенные подходы к механизмам и формам снабжения социальной защиты застрахованных, при которых вместо профессионального, социального и личного страхования внедренные строго регламентированные государственные обеспечения, в ряде случаев сохраняются и сегодня. Нынешняя система социального страхования России по-прежнему отдалена от страховых принципов. С одной стороны, внебюджетные социальные фонды наградили экономической самостоятельностью, при которой они должны снабжать результативность своего функционирования, применяя рыночные (страховые) инструменты, а с другой стороны, они представляются государственными и служат одним из главных инструментов обеспечения минимальных социальных стандартов. Следовательно, социальное страхование в России создано по убеждению функционирования вертикали органов исполнительной власти, прямо подчиняющихся Правительству РФ, которое несет исключительную ответственность за возмещение социальных рисков.