Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Система выплат, производимых посредством средств Фонда социального страхования (ФСС) Российской Федерации, оказывает значительную роль в вопросах материального обеспечения человека в период временной нетрудоспособности, в поддержке его жизни и здоровья, решая вопросы материнства и детства, что придает данной системе самую наивысшую социально-экономическую и политическую ценность. От качества и объема данных выплат находится в зависимости величина социальных гарантий государства. Тем не менее, в результате принятых в последние годы законодательных и нормативных актов деятельность ФСС престала соответствовать множествам страховым принципам, которые были положены в основу его функционирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ 12
1.1. Цели, задачи, функции и источники формирования фонда 12
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ 33
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 49
2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ 49
2.2. Анализ системы социального страхования в РФ 57
2.3. Выявление проблем функционирования ФСС РФ 64
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 81
3.1. Факторы, оказывающие влияние на функционирование финансового механизма Фонда социального страхования 81
3.2. Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 120

Файлы: 1 файл

Готовая работа_окончат. (1).doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)
  1. Нужно проследить, чтобы страховая сумма была направлена только для удовлетворения заранее оговоренных потребностей, а именно, при наступлении страхового случая.
  2. Улучшить механизм управления системой социального страхования:
  • обеспечить автономность фондов;
  • нужно добиться, чтобы участие в управлении фондом социального страхования было на паритетной основе;
  • у каждого субъекта страхования должна быть своя мера ответственности за формирование страхового фонда.
  1. Страховые тарифы должны быть обоснованы и рассчитаны так, чтобы работник при наступлении страхового случая мог воспользоваться этими денежными средствами, и их должно хватать на решение проблем .

Наряду с данными предложениями, по мнению автора, также необходимо:

  1. Законодательно определить в соответствии со статьей 143 БК статус государственных внебюджетных социальных фондов чтобы было разграничение, какими страховыми случаями должен заниматься государственный фонд, а какими - частный.
  2. Ответственность работодателей  должна быть  усилена за то, что он применяет нелегальные формы оплаты труда. Таким образом нарушаются права работников на социальное обеспечение.
  3. Повысить заработную плату при одновременном увеличении ее доли в ВВП, рассматривая эту меру как антикризисную по устранению диспропорций, сложившихся при реформировании социального страхования.

Остановить свертывание отдельных видов социального обеспечения работников, прекратить практику поэтапной ликвидации так называемых нестраховых видов выплат и обеспечить их перевод на бюджетное финансирование.

Можно предложить комплекс рекомендаций по совершенствованию социально-трудовых отношений посредством развития института социального страхования:

1. Работник должен сам делать выплаты в фонд социального страхования и иметь в этом заинтересованность.. Механизм таких отчислений может основываться на выделении из налога на доходы физических лиц (НДФЛ) доли, которая будет направляться на персональные счета пенсионного и медицинского страхования. Аналогичный подход к вовлечению работника в процессы пенсионного страхования действовал до введения НДФЛ, когда наряду с 12% подоходного налога, граждане отчисляли в Пенсионный фонд 1% из своего заработка. В отличие от предлагаемого персонального учета, этот процент направлялся в общий страховой фонд, при этом терялась персональная ответственность гражданина за свои пенсионные накопления, а страховые взносы рассматривались только как налоговое изъятие. Персональный учет личных взносов работника повысит его заинтересованность в страховых накоплениях.

2. Государство должно оказывать социальную помощь лицам, которые  не могут участвовать в  формировании фонда социального страхования. Но при этом должен быть определен перечень этих услуг.

3. Если работник   трудится  в тяжелых экстремальных условиях, и  велика вероятность травм на производстве или вероятность заболеть профессиональным заболеванием, то работодатель должен платить больше  в фонд социального страхования, хотя бы потому, что на предприятии не созданы условия для безопасного труда.

4. Чтобы улучшить о ситуацию, нужно прежде всего , увеличить количество рабочих мест, повысить заработную плату, дать возможность для развития малого бизнеса. Наиболее приоритетным  направлением страхования в ближайшем будущем может стать  добровольное страхование. Таким образом работник  сможет  заботится о своем будущем.  Эти деньги страховая компания может вкладывать в перспективные области промышленности, и за счет этого, сумма отчисляемая работником в фонд социального страхования будет увеличиваться за счет того, что за пользование деньгами будет платиться определенная денежная сумма в процентном соотношении.

Для повышения заинтересованности работника в добровольном страховании использовать механизм привлечения к софинансированию накопительной части пенсии, наряду с федеральным бюджетом, средств регионального бюджета. Формула может выглядеть так: «на каждую тысячу рублей, вложенную гражданином, приходится две тысячи бюджетных средств, из которых, одна тысяча федерального участия и тысяча регионального». Региональное участие, в первую очередь может зависеть от возможностей регионального бюджета. Средства, аккумулированные в рамках этой программы, должны быть инвестированы в региональные проекты.

Таким образом, можно сказать, что система социального страхования на сегодняшний день нуждается в модернизации, оптимизации управления. Факторы, вызвавшие нестабильность этой системы, создало само общество.

 В частности, снижение рождаемости  связано с несколькими причинами, но самая главная причина- тяжелое  экономическое положение молодых  семей, которые не могут купить жильё, найти хорошо оплачиваемую работу. При таком положении даже содержание одного ребенка может вызвать огромные трудности. Другой фактор, нежелание работодателей  оформлять работника официально, вызван непомерным налоговым гнетом, отсутствием стимулирования в виде налоговых льгот за создание новых рабочих мест. Таким образом, для улучшения ситуации в обществе, недостаточно модернизировать систему социального страхования, нужно заняться улучшением демографической ситуации, создавать новые официальные рабочие места, поднимать экономику.

Завершая написание третий главы, диссертационного исследования сделаем вывод о том что, на наш взгляд основу новой модели социального страхования, соответствующей рыночной экономике, составляют следующие мероприятия:

  1. Распределение ролей, прав и обязанностей при формировании фонда социального страхования между работодателями, работниками и государством;
  2. Определение основных видов социального страхования, которые могут быть обеспечены государством. Это может быть право на оказание бесплатной медицинской помощи и пенсии;
  3. определение размера пособия по временной или вынужденной нетрудоспособности. Оно должно быть таким, чтобы гражданин  мог себе позволить самое необходимое, а так как размер пособия считается согласно размеру минимального прожиточного минимума, то на сегодняшний день размер минимального прожиточного минимума должен быть увеличен.;
  4. определение основных источников финансовых поступлений  в  фонды социального страхования, обоснование социально-справедливой модели распределения финансового «бремени» между работодателями, застрахованными и государством, достижение на этой основе социального консенсуса по доле вкладов всех заинтересованных сторон;
  5. определение состава и структуры органов страхования, их функций, прав и полномочий, ответственности, условий и субъектов правопреемства, гарантов финансово-правовой стабильности и надежности социальной защиты.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Диссертационное исследование посвящено актуальной теме в рыночных условиях: «Проблемы функционирования фонда социального страхования России и обеспечение социальной защиты населения». Актуальность представляется в том, что на сегодняшний день в России происходит активное преобразование системы социального страхования: осуществляется улучшение теоретических основ и практики социального страхования, осваиваются механизмы и принципы системы социального страхования. Только лишь сейчас начинает формироваться социальное страхование как научная дисциплина, начальное формирование его теоретико-методологической базы представляет собой результат нестабильной жизнеспособности институтов социального страхования в стране.

Первая глава диссертационного исследования довольно полно раскрывает теоретические аспекты функционирования фонда социального страхования России: установлены цели, задачи, функции и источники формирования фонда, раскрыты место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ.

Изучая социальное страхование как неотъемлемую часть формирования рыночной экономики, адекватную систему социальной защиты населения, которая объединяет в себе медицинское , пенсионное и естественно социальное страхование, уменьшающую нагрузку на расходную часть бюджета по выплатам, которые связаны с влиянием социальных рисков на человека, а также дополнительного источника инвестиционных ресурсов, предоставляется возможным для реализации заложенных в социальном институте страхования функциональных потенциалов развития системы организации страховой деятельности, объединявшие  усилия государства, предпринимателей и страховых фондов на основании форм частно-государственного партнерства.

Двойственность интересов населения, управленческих структур и бизнеса в области социального страхования образует понижения качества жизни существенной части населения, увеличения социальной накаленности. Исследование положительного опыта, который накапливается в странах с развитыми социально-ориентированным рыночным хозяйством, свидетельствует о возможности согласованности интересов сторон - участников процесса страховых отношений.

Для нынешнего периода формирования России характерен особенный интерес к специфике управления социально-экономическими процессами на мезоуровне, потому как только региональное управление имеет возможность решать более существенные вопросы социальной защиты населения определенной территории. Передвижение акцентов в постижении проблем социальной защиты с федерального уровня на региональный полагает присутствие научно обоснованной парадигмы региональной системы управления формированием области пенсионного, медицинского и социального страхования, добавочным комплексом управленческих решений и регламентирующих мер по её усовершенствованию на муниципальном уровне. В связи, с чем решение исследовательских задач прикладного и методического характера собственно в данном направлении является довольно существенным и своевременным.

Исследование и обобщение мирового опыта основания и формирования моделей социального страхования в разных странах дало выявить их следующие общие характеристики:

  1. Главные виды социального страхования несут обязательный характер.
  2. Перераспределять доли национального дохода среди отдельных групп населения на основе принципа эквивалентности, и деление материальной ответственности за социальные риски между застрахованными, работодателями и государством.
  3. Социальные выплаты финансируются за счет образования страховых фондов денежных средств, формирующиеся в основном за счет взносов работодателей и работников (имеется их долевое участие).
  4. Средства от поступлений, которые превышают расходы на социальное страхование, инвестируют с целью получения добавочных доходов.
  5. Защита от определенных видов социального риска образована в рамках некоторых направленностях социального страхования.
  6. Величина страховых взносов находится в зависимости от размера заработка либо дохода застрахованного, ограниченного установленным пределом.
  7. Урегулирование социального страхования осуществляется на основании совмещения публично-правового и государственного управления.

Следовательно, образовавшаяся к началу XXI в. и действующая на сегодняшний день система обязательного социального страхования в России характеризуется следующими главными чертами:

  • Главными субъектами социального страхования представляются внебюджетные федеральные социальные фонды: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования ^CC) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Помимо этого, в каждом субъекте Российской Федерации существует территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
  • Рассмотренные фонды покрывают расходы, которые связаны с наступлением таких страховых случаев, как временная нетрудоспособность, достижение пенсионного возраста, несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, а также надобность в медицинской помощи.
  • Финансирование расходов, которые связаны с наступлением такого страхового случая, как потеря работы, осуществляется из средств федерального бюджета.
  • Определение тарифов платежей в систему обязательного социального страхования представляет собой исключительную прерогативу Федерального Собрания и происходит ежегодно методом принятия специального закона.
  • Платежи в систему обязательного социального страхования обладают формой страховых платежей.
  • Платежи в систему обязательного социального страхования осуществляются работодателем.
  • Управление социальными внебюджетными фондами производится правительством Российской Федерации, а в касательстве ТФОМС - региональными администрациями при участии в работе правлений фондов представителей профсоюзов и объединений работодателей.

Следовательно, мы подошли к выводу о том, что стержневыми убеждениями социального страхования изобличают солидарность работников и работодателей в оплате страховых взносов и исключительно целевое перераспределение скопленных средств в пользу застрахованных.

Самые существенные принципы нынешней модели социального страхования России имели формирование в советский период, охарактеризовавший тотальную роль государства в деле снабжения возмещения социальных рисков.  Заложенные подходы к механизмам и формам снабжения социальной защиты застрахованных, при которых вместо профессионального, социального и личного страхования внедренные строго регламентированные государственные обеспечения, в ряде случаев сохраняются и сегодня. Нынешняя система социального страхования России по-прежнему отдалена от страховых принципов. С одной стороны, внебюджетные социальные фонды наградили экономической самостоятельностью, при которой они должны снабжать результативность своего функционирования, применяя рыночные (страховые) инструменты, а с другой стороны, они представляются государственными и служат одним из главных инструментов обеспечения минимальных социальных стандартов. Следовательно, социальное страхование в России создано по убеждению функционирования вертикали органов исполнительной власти, прямо подчиняющихся Правительству РФ, которое несет исключительную ответственность за возмещение социальных рисков.

Информация о работе Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования