Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:20, реферат
Страховые отношения, как и любые другие гражданско-правовые отношения, регулируются определенной нормативно-правовой базой. В п. 3 ст. 1 Закона о страховом деле прямо определено, что законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, являются составной частью страхового законодательства. Закон по своему правовому статусу обладает большей юридической силой, нежели подзаконные акты, так как в соответствии со ст. 105 Конституции РФ он принимается высшим законодательным органом государственной власти - Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. В состав законодательства входят и кодифицированные нормативные акты, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Гл. I. Государственное регулирование страховой деятельности в РФ…………………………… 3
1.1 Нормативно-правовая база страховой деятельности в РФ……………………………………. 3
1.2. Система органов государственного регулирования страховой деятельности……………… 14
Список литературы………………………………………………………………………………….. 16
Высший Арбитражный Суд РФ, обобщив
сформировавшуюся судебную практику по
страховым спорам, Информационным письмом
от 28 ноября 2003 г. N 75 "Обзор практики
рассмотрения споров, связанных с
исполнением договоров
В целом все 25 пунктов данного
обзора ВАС РФ имеют существенное
значение не только при разрешении
спорных ситуаций, но и при заключении
и исполнении договоров страхования.
В частности, ВАС РФ дал несколько
рекомендаций, связанных с определением
страхового интереса у тех или
иных участников страховой сделки (п.
2, 3, 4, 5). Определен правовой режим
заявления на страхование, передаваемого
страхователем страховщику при
заключении договора страхования (п. 11,
13), порядок оформления изменений
к действующим договорам
Особое место среди источников
страхового права занимают обычаи делового
оборота, а также местные (локальные)
нормативные документы. Обычай делового
оборота как институт права в
российской гражданско-правовой системе
появился сравнительно недавно, а именно
в 1994 г., с принятием первой части
ГК РФ. Правовой режим обычая делового
оборота регламентирован ст. 5 ГК
РФ, которая определяет его как
сложившееся и широко применяемое
в какой-либо области предпринимательской
деятельности правило поведения, не
предусмотренное
Обычай делового оборота получил
наибольшее распространение в
По общему правилу, обычаи делового оборота исполняются в силу привычки. Однако, будучи источником права, в том числе страхового, обычай должен быть санкционирован государством. Существуют разные формы государственного санкционирования обычая - отсылка к нему в законодательстве, указание в судебной практике. Обычаи делового оборота относятся к правовым обычаям, что отличает их от традиций, обрядов и заведенного порядка. Это вполне обоснованно отмечают В.С. Белых и И.В. Кривошеев, характеризуя обычай делового оборота как источник страхового права .
Поэтому при разрешении спорных
ситуаций, возникающих в процессе
заключения, исполнения и прекращения
договоров, судами могут приниматься
в качестве правовых норм сложившиеся
и устоявшиеся определенные правила
поведения, которые законодательно
не регламентированы, но прочно заняли
место в практике. На данное обстоятельство
было обращено внимание в совместном
постановлении Пленума
Обсуждая локальные
Доктрина страхового права допускает,
что в структуру страхового права
помимо источников частноправового
характера входят и источники
права, относящиеся к публично-
1.2. Система органов
Государственный надзор за страховой
деятельностью на территории РФ осуществляется
федеральным органом
Первым таким органом стала Федеральная
Служба России по надзору за страховой
деятельностью. Она была создана для осуществления
государственного надзора за соблюдением
законодательства Российской Федерации
о страховании, регулирования единого
страхового рынка в РФ на основе установления
общих требований по лицензированию и
ведению государственного реестра страховых
организаций, контроля за обеспечением
финансовой устойчивости страховщиков,
учета и отчетности, методологии страхования,
межотраслевой и межрегиональной координации
по вопросам страхования.
Указом Президента РФ от 14 августа
1996г. №1177 Федеральная служба России
по надзору за страховой деятельностью
упразднена, а ее функции переданы
Министерству финансов РФ, где образован
Департамент страхового надзора, осуществляющий
функции федерального органа исполнительной
власти по надзору за страховой деятельностью.
Основными функциями
вопросам страховой деятельности, отнесенным
законодательством к компетенции федерального
органа исполнительной власти по надзору
за страховой деятельностью;
обобщение практики страховой деятельности,
разработка и представление в установленном
порядке предложений по развитию и совершенствованию
законодательства РФ о страховании.
Наряду с Департаментом
Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Таким образом государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств через систему органов государственного регулирования.
Список литературы
Информация о работе Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности