Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:12, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Целью написания данной работы является изучение и анализ современного и дореформенного пенсионного законодательства, учет результатов теоретических исследований, глубокое познание процесса развития и особенностей действующих норм, устанавливающих порядок пенсионного обеспечения, определение перспектив и путей его развития и совершенствования.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
проанализировать в историческом аспекте отечественное пенсионное законодательство.
дать развернутый правовой анализ трудовых и государственных пенсий по видам..
оценить эффективность применения действующего порядка назначения пенсий.
Введение
Глава I. Эволюция правового регулирования пенсионного обеспечения граждан
Глава II. Понятие трудовой пенсии и условия ее назначения
§1. Понятие и виды трудовых пенсий
§2. Условия назначения и размеры трудовых пенсий
а) Условие назначения и размер трудовой пенсии по старости
б) Условие назначения и размер трудовой пенсии по случаю
потери кормильца
в) Условие назначения и размер трудовой пенсии по
инвалидности
Глава III. Понятие и виды государственных пенсий
§1. Понятие государственной пенсии
§2. Виды государственных пенсий
а) Пенсия по старости
б) Пенсия по инвалидности
в) Пенсия по случаю потери кормильца
г) Пенсия за выслугу лет
д) Социальная пенсия
Глава IV. Обязательное пенсионное страхование в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Если у инвалида
полностью отсутствует
Размер базовой части (БЧ) трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности) устанавливается в следующих суммах на 1 апреля 2004 года:
Размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле: СЧ = ПК/ (Т х К), где
СЧ – страховая часть трудовой пенсии;
ПК – сумма страховых взносов застрахованного лица, учтенных по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа в месяцах (требуемого стажа) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам.
Накопительная часть (НЧ) трудовой пенсии по инвалидности устанавливается застрахованному лицу, признанному инвалидом, при наличии дополнительных пенсионных накоплений, не ранее достижения им пенсионного возраста.
Пример расчета пенсии по инвалидности с 1 января 2002 г.:
Условие: Мужчина, 15.11.41 г. рождения, инвалид 2 группы, не работает, имеет на иждивении 1 ребенка, не достигшего 18 лет. Общий стаж составляет 45 лет, стаж для ИКП – 26 лет, ЗР/ЗП – 0,82, ИКП = 45,92 %. (56% х 0,82).
С 01.08.2001 трудовая пенсия по инвалидности выплачивается с ИКП в общей сумме 890 руб.87 коп:
- основной размер пенсии – 767 руб.32 коп. (1671 руб. х 45,92 %),
- надбавка на иждивенца – 123 руб. 55 коп. (185,32 х 2/3),
Определение размера трудовой пенсии по инвалидности:
Расчетные формулы |
Расчет пенсии |
1. Определение расчетного |
1. П = 767,32 руб. |
ПК = (П – БЧ) х Т х К, где БЧ = 450 руб.( размер базовой части пенсии по старости, п.1 ст. 14 ); Т = 144 мес. (п.5 ст.14 и п.1 ст.32); К = (12 + (В – 18) х 4)/180; В – возраст инвалида на момент установления пенсии по инвалидности, (В – 18) – полное число лет возраста, превышающего 18 лет. |
2. ПК = (767,32 – 450) х 144 х 1= 45694,08 руб., где К = (12+(60–18) х 4)/180=1 |
3. Определение размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности (п.3 ст.15 Закона от 17.12.2001): СЧ = ПК/(Т х К) |
3. СЧ = 45694,08/ (144 х 1) = 317,32 руб.
|
4. Определение размера базовой
части трудовой пенсии по |
4. БЧ = 600 руб. |
5. Определение размера трудовой пенсии по инвалидности (п.7 ст. 15 Закона от 17.12.2001): П = БЧ + СЧ |
5. П = 600 + 317,32 = 917,32 руб. |
С 01.01.2002 пенсия по инвалидности 2 группы устанавливается в сумме: 917 руб.32 коп.
ГлаваIII. Понятие и виды государственных пенсий
§1. Понятие государственной пенсии
Понятие государственной пенсии содержится в ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ25 – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Данный Закон
устанавливает условия
- по старости – лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС;
- по инвалидности – пострадавшим от тех же катастроф; лицам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; участникам Великой Отечественной войны;
- по случаю потери кормильца – нетрудоспособным членам семей перечисленных выше категорий граждан;
- за выслугу лет – федеральным государственным служащим.
- социальная пенсия (приложение 2).
Закон содержит отсылочную норму о том, что пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности военнослужащим (за исключением проходивших военную службу по призыву) и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета (ст. 6 Закона). Закон не охватывает все возможные случаи государственного пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение не предусмотренных этим Законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.
§2. Виды государственных пенсий
а) Пенсия по старости
Пенсия по старости в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона назначается по достижении мужчинами 55, женщинами – 50-летнего возраста и при наличии трудового стажа не менее 5 лет:
- лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации ее последствий;
- гражданам, занятым на эксплуатации ЧАЭС и на работах в зоне отчуждения.
По достижении мужчинами 50, женщинами – 45-летнего возраста и при наличии не менее 5 лет трудового стажа пенсия по старости назначается инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При наличии не менее 5 лет трудового стажа пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения следующим категориям граждан:
- участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения;
- эвакуированным
из зоны отчуждения и
- постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение;
- постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом;
- постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы;
- занятым на работах в зоне отселения до их переселения в другие районы;
- занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне);
- выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.
Уменьшение пенсионного возраста перечисленным выше категориям граждан производится в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии рассматриваемым категориям граждан, – это суммарная продолжительность периодов как работы, так и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях.
Сравнение условий
пенсионного обеспечения
Поскольку в Законе от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ говорится о пенсиях лицам, пострадавшим как вследствие аварии на ЧАЭС, так и вследствие других радиационных катастроф, законодатель предусматривает, что условия назначения пенсий лицам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, определяются в порядке, установленном Правительством (п. 5 ст. 10 Закона). При этом очевидно, что не могут не приниматься во внимание нормы действующих законов, приравнивающих пенсионное обеспечение пострадавших к пенсионному обеспечению чернобыльцев.
Так, Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ27 предусмотрено назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего на нее право, гражданам, проживавшим в 1949 – 1963 гг. на территории Российской Федерации и за ее пределами в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25с3в (бэр).
Размер пенсии лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, не зависит от их заработка и уплаченных страховых взносов (кроме накопительных). Она устанавливается в определенной твердой сумме и не может выплачиваться вместе с трудовой. При наличии одновременно права на пенсию по законам о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении (в частности, при достижении возраста, с которого может быть назначена трудовая пенсия), лица, пострадавшие в результате названных катастроф, могут перейти на трудовую пенсию, если ее размер будет выше.28
Закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ содержит норму, которая может трактоваться как требование пересмотра права всех пенсионеров на пенсию с учетом установленных этим Законом условий. В случае если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, полагающейся по нормам этого Закона, пенсия, назначенная в соответствии с этим Законом, выплачивается в прежнем, более высоком размере (п. 2 ст. 27 Закона). В п. 1 ст. 27 Закона законодатель говорит о том, что гражданам, которым пенсия назначена до вступления Закона в силу, она пересчитывается по нормам, этим Законом предусмотренным, т.е. вопросов права на пенсию не затрагивает. Анализ двух этих норм во взаимосвязи дает основание для вывода, что лицам (в данном случае пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф), которые получали пенсию в более высоком размере, чем предусматривает Закон, этот более высокий размер может быть сохранен лишь в случае, если они отвечают условиям, требуемым новым Законом, в частности, имеют страховой стаж необходимой для этого продолжительности.
Пенсия устанавливается в размере, кратном величине той базовой части трудовой пенсии по старости, которая установлена для граждан, достигших 60 (мужчины) или 55 лет (женщины), Законом о трудовых пенсиях, с дифференциацией в зависимости от наличия и числа иждивенцев. Достижение 80-летнего возраста или наличие I группы инвалидности на размер пенсии не влияет.
В размере 250% базовой части трудовой пенсии рассматриваемая пенсия установлена для граждан: получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или с работами по ее ликвидации; принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения; ставшим инвалидами вследствие других радиационных или техногенных катастроф. Пенсия в размере 200% БЧ устанавливается гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
б) Пенсия по инвалидности
Пенсия по инвалидности лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС
Лицам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при наличии у них ограничения способности к трудовой деятельности III, II и I степени пенсия назначается независимо от продолжительности трудового стажа (п. п. 1 и 3 ст. 10 Закона). Категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г.
Согласно нормам данного Закона к подвергшимся воздействию радиации относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), которые принимали участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или были заняты на эксплуатации либо других работах на АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы, независимо от места дислокации, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших из этих зон в добровольном порядке после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности (п. 2 ст. 13 Закона).
Информация о работе Обязательное пенсионное страхование в РФ