Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:12, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Целью написания данной работы является изучение и анализ современного и дореформенного пенсионного законодательства, учет результатов теоретических исследований, глубокое познание процесса развития и особенностей действующих норм, устанавливающих порядок пенсионного обеспечения, определение перспектив и путей его развития и совершенствования.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
проанализировать в историческом аспекте отечественное пенсионное законодательство.
дать развернутый правовой анализ трудовых и государственных пенсий по видам..
оценить эффективность применения действующего порядка назначения пенсий.
Введение
Глава I. Эволюция правового регулирования пенсионного обеспечения граждан
Глава II. Понятие трудовой пенсии и условия ее назначения
§1. Понятие и виды трудовых пенсий
§2. Условия назначения и размеры трудовых пенсий
а) Условие назначения и размер трудовой пенсии по старости
б) Условие назначения и размер трудовой пенсии по случаю
потери кормильца
в) Условие назначения и размер трудовой пенсии по
инвалидности
Глава III. Понятие и виды государственных пенсий
§1. Понятие государственной пенсии
§2. Виды государственных пенсий
а) Пенсия по старости
б) Пенсия по инвалидности
в) Пенсия по случаю потери кормильца
г) Пенсия за выслугу лет
д) Социальная пенсия
Глава IV. Обязательное пенсионное страхование в РФ
Заключение
Список использованной литературы
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2003 № 266 «О конкурсах по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом РФ договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений»45 Минфином РФ в августе – сентябре 2003 года были проведены соответствующие конкурсы.
После определения победителей конкурса Пенсионным фондом РФ был заключен договор со специализированным депозитарием об оказании услуг Пенсионному фонду РФ (протокол конкурсной комиссии от 26.08.2003 № 1 утвержден приказом Минфина России от 26.08.2003 № 266) и заключено 62 договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом Российской Федерации и 55 управляющими компаниями, отобранными по конкурсу (протокол конкурсной комиссии от 01-04.09.2003 № 2, утвержден приказом Минфина России от 05.09.2003 № 279).
Пенсионным фондом РФ создана инфраструктура, позволяющая осуществлять прием и обработку заявлений от застрахованных лиц по выбору инвестиционного портфеля (управляющей компании), охватившая все регионы РФ.
В органах Пенсионного фонда РФ проведена работа по организации приема и обработке заявлений застрахованных лиц. Сформирована нормативная база, регулирующая порядок приема и обработки органами ПФР заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).
По состоянию на 03.11.2003 отделениями Пенсионного фонда РФ заключено 1281 соглашение о взаимном удостоверении подписей, в том числе с кредитными организациями – 365, с крупными региональными предприятиями-работодателями заключено 819 соглашений. Заключено 17 соглашений о сотрудничестве с кредитными организациями, имеющими разветвленную региональную филиальную сеть.
До сведения населения доводится информация о местах и времени приема заявлений. Во всех органах Пенсионного фонда РФ и организациях, заключивших соглашения о взаимном удостоверении подписей, оформлены специальные стенды, содержащие информацию, необходимую застрахованному лицу для реализации права на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании).
Во всех регионах на базе
крупных предприятий-
Застрахованные лица могут направить заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) в ПФР по почте либо подать его лично в орган ПФР или организацию, с которой заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.
Прием заявлений от застрахованных лиц был завершен 31 декабря текущего года. Пенсионный фонд РФ должен завершить обработку заявлений застрахованных лиц и принять решения по поступившим заявлениям до 1 марта 2004 года.
Чистый финансовый результат, полученный от временного размещения средств страховых взносов 2002 года, будет рассчитан на дату полной реализации ценных бумаг, приобретенных на указанные средства. Чистый финансовый результат будет отражен в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица пропорционально сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ в 2002 году в пользу данного застрахованного лица.
До 31 марта 2004 года средства пенсионных накоплений, включающие в себя страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд РФ в 2002 году, и полученный чистый финансовый результат будут переданы в управляющие компании, отобранные по результатам конкурса, в соответствии с заявлениями застрахованных лиц. Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора – в государственную управляющую компанию.46
Заключение
В настоящей дипломной работе рассмотрен широкий спектр вопросов о пенсионном обеспечении в РФ.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие общие выводы и предложения:
1. За годы перестройки и реформ в России много сделано для строительства правового государства. И, в первую очередь, это нашло отражение в изменении механизма пенсионного обеспечения граждан. Новые «пенсионные» законы действуют уже третий год. За это время размеры пенсий существенно выросли. Это касается всех видов пенсий, в то числе и пенсии по случаю потери кормильца. Конечно, уровень жизни наших пенсионеров несопоставим с уровнем жизни европейцев. Но и пенсионная реформа только набирает обороты. Хотелось бы надеется на то, что лет через десять мы по праву можем называть наше общество гражданским. Ведь о степени развития демократии в государстве судят прежде всего по уровню жизни пенсионеров и инвалидов.
2. По новому пенсионному законодательству все пенсии разделены на государственные и трудовые в зависимости от источника финансирования – государственной казны либо средств Пенсионного фонда, сформированных за счет отчисления страховых взносов.
В этой связи изменен механизм начисления трудовых пенсий – теперь размер пенсии зависит не от продолжительности общего трудового стажа, а от страхового стажа, то есть периода оплачиваемой работы.
Таким образом основную цель пенсионной реформы можно охарактеризовать следующим образом: «от работающих граждан зависит размер их будущей пенсии».
3. Основные виды пенсий в новом пенсионном законодательстве сохранены. В то же время, пенсия, назначаемая педагогическим, медицинским, творческим и другим категориям работникам, ранее именовавшиеся «пенсия за выслугу лет» теперь сформулированы как «досрочная трудовая пенсия по старости».
4. Вместе с
тем на данном этапе
Прежде всего обязанность по уплате страховых взносов возложена на страхователей – работодателей. И эту обязанность они выполняют не всегда. В этой связи, при назначении пенсии застрахованным лицам – работникам, из их страхового стажа исключаются те периоды, за которые работодатель не перечислял страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Законодатель предусмотрел наложение штрафных санкций на работодателя за непредоставление, просрочку в предоставлении индивидуальных сведений, то есть документов, подтверждающих уплату страховых взносов, за перечисление страховых взносов в неполном объеме. Однако, данный механизм является несовершенным. В отличии от налогового законодательства, предусматривающего соблюдение досудебного порядка урегулирования споров, пенсионное законодательство такого порядка не предусматривает. Это вызывает ряд коллизий при разрешении данной категории споров в арбитражных судах. В частности, не соблюдение досудебного порядка является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований органов Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, отсутствие четкого механизма правовой защиты работников от недобросовестности работодателя приводит к нарушению конституционного права работника на социальное обеспечение
Какой же выход из сложившейся ситуации?
Создание расширенной нормативной базы, регламентирующей порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение пенсионного законодательства.
Немало проблем возникает при назначении досрочных трудовых пенсий по старости, особенно в отношении педагогических и медицинских работников. Противоречивость нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок назначения пенсий данной категории работников (несоответствие фактической должности работника должности, указанной в Перечне профессий, дающих право на пенсию, отсутствие статуса государственного или муниципального учреждения и т.д.) приводит к множеству отказов в назначении пенсии гражданам и как следствие – большому количеству исковых жалоб.
Эта проблема существовала и в период действия старого пенсионного законодательства и до сих пор не разрешена, несмотря на обновившуюся нормативную базу (принятие в 2002 г. новых Списков, содержащих перечень профессий, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинских и педагогических работников).
Список использованной литературы
Раздел 1. Нормативно –правовые акты
Раздел 2. Книги и статьи
Приложение 1
РАСЧЕТ ПЕНСИЙ ДЛЯ ПОКОЛЕНИЙ, ДОСТИГАЮЩИХ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД 2002-2012 гг.
Приложение 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
(Средства федерального бюджета)
(статьи 4,6 Федерального закона N 166 ФЗ от 15 декабря 2001 г.)
1 Задорожный В. Пенсионная реформа. Противоречия переходного периода//Пенсионные фонды. 2003. № 5. С. 15-17
2Зурабов М.Ю. Зачем проводится пенсионная реформа. Пенсионная реформа. Первые шаги. М. 2002. С. 4 - 7
3Задорожный В. Указ. сочинение. С.18
4 Назарова А. С. Пенсионная реформа: правовые аспекты//Гражданин и право. 2001. № 10. С. 85
5 Собрание законодательства РФ.2001. № 52 (1 ч.). ст. 4920
6 Собрание законодательства РФ.2001. № 51. ст. 4832
7 Белоглазова В.Г. Правоприменительная практика: вопросы и ответы//Пенсия. 2002. № 7. С.40
8 Собрание законодательства РФ.1999. № 29, ст. 3686
9 Белоглазова В.Г. Указ. сочинение. С. 41
10 Секачева О.В., Цветкова И. С. Правоприменительная практика: вопросы и ответы// Пенсия. 2002. № 4. С. 29
11 Бюллетень нормативных актов. 1998. № 16. С. 24
12Белякин В.Г. О перечне сезонных отраслей промышленности//Пенсия. 2002. № 8. С.68-69
13Секачева О.В., Цветкова И.С. Правоприменительная практика: вопросы и ответы// Пенсия. 2003.№4.С. 33
14 Собрание законодательства РФ. 1996. №17. ст. 1915
15 п. 5 ст. 7 Закона РФ «О закрытом административно-
Информация о работе Обязательное пенсионное страхование в РФ