Обязательное пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:59, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение системы обязательного пенсионного страхования на территории РФ.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучение теоретических и законодательных основ развития пенсионной системы;
экономическая характеристика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары;
анализ численности пенсионеров и среднего размера пенсий;
оценка формирования и использования средств обязательного пенсионного страхования;
пути совершенствования страхового механизма и актуальные проблемы развития пенсионного страхования;

Содержание работы

Введение
1 Теоретические и законодательные основы развития пенсионной
системы……………………………………………………………………..
1.1 Сущность пенсионного страхования……………………………………..
1.2 Базовые принципы формирования пенсионного страхования…………
1.3 Законодательная база государственной пенсионной системы…………
2 Организация пенсионного страхования в Управлении Пенсионного фонда РФ в г.
Чебоксары …………………………………………………
2.1 Экономическая характеристика Управления Пенсионного фонда РФ в г.
Чебоксары………………………………………………………………..
2.2 Анализ численности пенсионеров и среднего размера пенсий………...
2.3 Формирование и использование средств обязательного пенсионного
страхования...................................................................................................
3 Совершенствование страхового механизма обязательного пенсионного
страхования…………………………………………………
3.1 Современный уровень и актуальные проблемы развития пенсионного
страхования…………………………………………………………….......
3.2 Актуарное обоснование развития пенсионной системы………………..
3.3 Автоматизация учета в системе ПФР…………………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

DIPLOM_Shevtsova.doc

— 896.50 Кб (Скачать файл)

Основные вопросы пенсионного  обеспечения в нашей стране регулировались до пенсионной реформы 2002 г. Законом РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», который устанавливал единую федеральную систему государственных пенсий, поддерживал устойчивость достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышение его по мере экономического роста в стране. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавались труд и его результаты.

Однако отдельные вопросы  пенсионного обеспечения, в частности  дополнительные пенсии государственным служащим, гражданам, проживавшим в отдельных регионах страны, участвовавшим или пострадавшим в военных действиях, природных и антропогенных катастрофах и т.д., дополнительные пенсии определялись иными законодательными актами.

Отношения, также связанные  с дополнительным (к федеральному) пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов либо средств организаций и предприятий, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Таким образом, в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и государственные пенсии (социальные пенсии, пенсии государственным служащим (за выслугу лет) и военнослужащим срочной службы, участникам войны и вдовам погибших, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, пострадавшим от ядерных и химических катастроф и т.д.).

Основаниями для обязательного  пенсионного обеспечения являются:

  • достижение соответствующего пенсионного возраста (трудовая пенсия по старости);
  • наступление инвалидности в трудоспособном возрасте (трудовая пенсия по инвалидности);
  • для нетрудоспособных членов семьи застрахованного работника (кормильца) его смерть служит основанием для трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся – длительное выполнение определенного характера трудовой деятельности.

В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:

    1. по старости (по возрасту);
    2. по инвалидности;
    3. по случаю потери кормильца.[4]

Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с действующими нормативными актами устанавливаются: мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Отдельным категориям застрахованных граждан пенсия по старости законодательно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по старости назначается при более низком возрасте и в ряде случаев при наличии меньшего стажа, чем требуется по общему правилу (это относится к пенсиям на льготных основаниях, в связи с особыми условиями труда и в связи с работой на Крайнем Севере).

Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат — за счет федерального бюджета.

Пенсионным законодательством  предусмотрены также дополнительные условия пенсионного обеспечения, в частности:

    1. возрастные ограничения, дающие право на пенсию;
    2. минимальный и максимальный размеры пенсионного обеспечения;
  1. ограничения на учет размера заработка при исчислении максимального размера пенсии;
    1. поощряемая продолжительность трудового стажа;
    2. некоторые другие условия.[2]

Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется посредством выполнения условий и норм, предусмотренных Федеральными законами РФ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и целым комплексом соответствующих законов.

Чтобы оценить уровень развития отечественной пенсионной системы, необходимо соотнести его с зарубежными  странами. Современное право на материальное обеспечение в старости в практике цивилизованных стран мирового сообщества признается одним из основных прав человека. Оно сопровождает каждого гражданина с момента рождения и до конца жизни.[31]

В соответствии с международными принципами каждому гражданину гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях.

На экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы и среднесрочные макроэкономические тенденции, так и краткосрочные чисто субъективные политические решения. В свою очередь это объективно требует перманентного обновления конкретных правовых, экономических и организационных условий взаимодействия между застрахованными лицами, страхователями-работодателями (юридическими и физическими лицами) с государственным страховщиком (Пенсионным фондом РФ).

Формы и методы взаимодействия между  перечисленными участниками системы  пенсионного страхования зависят  от многочисленных факторов, определяющих их развитие. В случае изменения одного или нескольких из них необходимо вносить адекватные изменения в действующее пенсионное законодательство.

В нашей стране в настоящий период наблюдается сочетание самых  неблагоприятных для пенсионной системы факторов: на фоне экономического кризиса переходного периода осуществляется реформирование всех звеньев народно-хозяйственного комплекса, одним из элементов которого является государственная пенсионная система. Одновременно с этим страна вступает в эпоху глубокого демографического кризиса, его в той или иной степени переживают как высокоразвитые страны (Англия, Германия, Франция, Швеция, Испания, Япония и т.д.), так и страны третьего мира, и страны с так называемой переходной экономикой, к которым, как известно, относится теперь и Россия.

При этом первоочередная задача государства в рамках системы пенсионного страхования — поддержание покупательной способности пенсий независимо от изменений экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного экономического и социального развития.

В настоящее время  в России размер пенсий, в том  числе и по старости, достаточно низок. Очень часто уровень материального  обеспечения в старости не соответствует вкладу работника в период его трудовой деятельности.

Все эти факторы усиливали  потребность реформирования пенсионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.[13]

В период социалистического  развития нашей страны государственные  пенсионные обязательства не были непосредственно  связаны с трудовым участием гражданина в его личном пенсионном обеспечении, что вполне соответствовало требованиям социалистической общественной формации. Накопленные за тот период государственные обязательства еще многие десятилетия будут обременять современную пенсионную систему и тормозить развитие в ней рыночных страховых принципов.

Однако и для современного российского пенсионного законодательства характерны несогласованность и  противоречие отдельных правовых норм, а также невозможность их однозначного толкования, что зачастую приводит к нарушению прав пенсионеров и возникновению конфликтов между законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти. Так, несмотря на равенство всех застрахованных по уплате обязательных пенсионных отчислений, постоянно принимаются законодательные нормы, направленные на установление каких-либо дополнительных привилегий отдельным, как правило, относительно немногочисленным категориям граждан по увеличению компенсационных выплат, либо выделению дополнительных надбавок и повышений, либо сокращению страхового стажа и соответственно увеличению периода выплаты пенсии.

1.2. Базовые  принципы формирования пенсионного  страхования

С экономической точки  зрения систему обязательного пенсионного  страхования можно рассматривать  как совокупность отношений пенсионных систем, а с правовой точки зрения - как права и обязанности субъектов, участвующих в социальном страховании. Для формирования цивилизованной системы обязательного пенсионного страхования в России, адекватной рыночной экономике, существенны оба эти взаимосвязанные между собой аспекта, так как, с одной стороны, правовые гарантии являются базовым условием формирования отношений распределения, а с другой - методы финансирования пенсионного страхования оказывают существенное воздействие на его правовой характер.

Существенными чертами  систем обязательного пенсионного  страхования является их ориентированность на определенные слои населения (прежде всего трудозанятой его части) и обязательность выплат (пенсий и пособий) каждому, имеющему право по закону, независимо от наличия или отсутствия у него средств к существованию. Это право застрахованный приобретает самим фактом уплаты (им или за него работодателем) взносов, и оно может быть подтверждено в судебном или административном порядке.[27]

Базовой характеристикой  системы пенсионного страхования  является набор реализуемых через  нее прав, служащий удовлетворению потребностей, возникающих вследствие наступления страхового случая. В  него входят денежные выплаты (пенсии и пособия), а также предоставляемые услуги (по уходу, в ряде стран − медицинское и реабилитационное обслуживание).

Важным принципом систем обязательного пенсионного страхования  различных стран является законодательное  закрепление гарантий реализации прав, то есть определение законом объектов, субъектов, порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг. Законом определяются случаи, в которых возникают (или прекращаются) страховые права, а также принципы начисления пенсий и пособий.

В России при формировании пенсионного страхования получили законодательное закрепление следующие основные принципы обязательного пенсионного страхования:

  • всеобщности − взносы уплачиваются за всех наемных работников, а полученные средства распределяются среди всех застрахованных при наличии факта наступления страхового случая (старости, инвалидности, утраты кормильца);
  • обязательности для всех страхователей уплаты страховых взносов;
  • единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования;
  • государственной гарантии для всех застрахованных: государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами;
  • сочетания солидарности (при распределении материальных средств между застрахованными) и эквивалентности (страховых платежей и пенсионных выплат);
  • автономности бюджета обязательного пенсионного страхования от федерального бюджета.[45]

Пенсионное страхование  в части страховой пенсии основано на условно-накопительной технологии. Ее суть заключается в следующих принципиальных моментах: пенсионные накопления производятся в форме фиксированного статистического учета страховых поступлений за каждого застрахованного, увеличиваемого ежегодно в соответствии с применяемым механизмом индексации. Суммы ежегодных накоплений (условный пенсионный капитал) фиксируются на индивидуальном счете (персонификация) застрахованного.

Страховая пенсия основана на принципах обязательного социального  страхования, ее финансирование производится из текущих страховых взносов (никаких реальных «капитализированных» накоплений при этом не осуществляется).

1.3. Законодательная  база государственной пенсионной  системы

Исходя из цели  и  основных задач, стоящих перед пенсионной системой государства, ключевая ее функция заключается в ресурсном (как правило, в денежном) обеспечении выданных застрахованным долгосрочных пенсионных обязательств. В связи с этим для государства с «переходной экономикой», как Россия, по-прежнему остается актуальной проблема управления формированием этих долгосрочных пенсионных обязательств. Для реализации этого требования необходимо обеспечивать непосредственную взаимозависимость объема пенсионных прав, предоставляемых застрахованным в пенсионной системе лицам в текущий период, и перспективных возможностей их финансового обеспечения.

Основополагающий нормативный  документ современной системы законодательных актов пенсионной реформы – Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), поскольку в нем определены условия предоставления застрахованным в ПФР гражданам прав на государственное пенсионное обеспечение, порядок установления и размеры различных видов трудовых пенсий.

В связи с его принятием  одновременно утратил силу действовавший  более десятилетия Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990 г., а также Федеральный закон РФ № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий в РФ», получивший применение с 1998 г.

Понятно, что любые  изменения являются относительными и всегда сопряжены с улучшением для одних категорий и ухудшением для других. Проведенная пенсионная реформа также не явилась исключением, и для значительного контингента пенсионеров и застрахованных лиц ее положения повлекли за собой существенные ограничения пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионеров. Однако данным Законом предусмотрено, что во всех случаях эти изменения не могут повлечь за собой каких-либо ухудшений материального положения нынешних пенсионеров, пенсия которым назначена по условиям «старого» Закона РФ № 340-1.

Информация о работе Обязательное пенсионное страхование