Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:59, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение системы обязательного пенсионного страхования на территории РФ.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучение теоретических и законодательных основ развития пенсионной системы;
экономическая характеристика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары;
анализ численности пенсионеров и среднего размера пенсий;
оценка формирования и использования средств обязательного пенсионного страхования;
пути совершенствования страхового механизма и актуальные проблемы развития пенсионного страхования;
Введение
1 Теоретические и законодательные основы развития пенсионной
системы……………………………………………………………………..
1.1 Сущность пенсионного страхования……………………………………..
1.2 Базовые принципы формирования пенсионного страхования…………
1.3 Законодательная база государственной пенсионной системы…………
2 Организация пенсионного страхования в Управлении Пенсионного фонда РФ в г.
Чебоксары …………………………………………………
2.1 Экономическая характеристика Управления Пенсионного фонда РФ в г.
Чебоксары………………………………………………………………..
2.2 Анализ численности пенсионеров и среднего размера пенсий………...
2.3 Формирование и использование средств обязательного пенсионного
страхования...................................................................................................
3 Совершенствование страхового механизма обязательного пенсионного
страхования…………………………………………………
3.1 Современный уровень и актуальные проблемы развития пенсионного
страхования…………………………………………………………….......
3.2 Актуарное обоснование развития пенсионной системы………………..
3.3 Автоматизация учета в системе ПФР…………………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………
Основные вопросы пенсионного обеспечения в нашей стране регулировались до пенсионной реформы 2002 г. Законом РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», который устанавливал единую федеральную систему государственных пенсий, поддерживал устойчивость достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышение его по мере экономического роста в стране. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавались труд и его результаты.
Однако отдельные вопросы пенсионного обеспечения, в частности дополнительные пенсии государственным служащим, гражданам, проживавшим в отдельных регионах страны, участвовавшим или пострадавшим в военных действиях, природных и антропогенных катастрофах и т.д., дополнительные пенсии определялись иными законодательными актами.
Отношения, также связанные с дополнительным (к федеральному) пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов либо средств организаций и предприятий, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Таким образом, в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и государственные пенсии (социальные пенсии, пенсии государственным служащим (за выслугу лет) и военнослужащим срочной службы, участникам войны и вдовам погибших, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, пострадавшим от ядерных и химических катастроф и т.д.).
Основаниями для обязательного
пенсионного обеспечения
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:
Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с действующими нормативными актами устанавливаются: мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
Отдельным категориям застрахованных граждан пенсия по старости законодательно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по старости назначается при более низком возрасте и в ряде случаев при наличии меньшего стажа, чем требуется по общему правилу (это относится к пенсиям на льготных основаниях, в связи с особыми условиями труда и в связи с работой на Крайнем Севере).
Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат — за счет федерального бюджета.
Пенсионным законодательством
предусмотрены также дополнител
Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется посредством выполнения условий и норм, предусмотренных Федеральными законами РФ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и целым комплексом соответствующих законов.
Чтобы оценить уровень развития отечественной пенсионной системы, необходимо соотнести его с зарубежными странами. Современное право на материальное обеспечение в старости в практике цивилизованных стран мирового сообщества признается одним из основных прав человека. Оно сопровождает каждого гражданина с момента рождения и до конца жизни.[31]
В соответствии с международными принципами каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях.
На экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы и среднесрочные макроэкономические тенденции, так и краткосрочные чисто субъективные политические решения. В свою очередь это объективно требует перманентного обновления конкретных правовых, экономических и организационных условий взаимодействия между застрахованными лицами, страхователями-работодателями (юридическими и физическими лицами) с государственным страховщиком (Пенсионным фондом РФ).
Формы и методы взаимодействия между
перечисленными участниками системы
пенсионного страхования
В нашей стране в настоящий период наблюдается сочетание самых неблагоприятных для пенсионной системы факторов: на фоне экономического кризиса переходного периода осуществляется реформирование всех звеньев народно-хозяйственного комплекса, одним из элементов которого является государственная пенсионная система. Одновременно с этим страна вступает в эпоху глубокого демографического кризиса, его в той или иной степени переживают как высокоразвитые страны (Англия, Германия, Франция, Швеция, Испания, Япония и т.д.), так и страны третьего мира, и страны с так называемой переходной экономикой, к которым, как известно, относится теперь и Россия.
При этом первоочередная задача государства в рамках системы пенсионного страхования — поддержание покупательной способности пенсий независимо от изменений экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного экономического и социального развития.
В настоящее время
в России размер пенсий, в том
числе и по старости, достаточно
низок. Очень часто уровень
Все эти факторы усиливали потребность реформирования пенсионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.[13]
В период социалистического развития нашей страны государственные пенсионные обязательства не были непосредственно связаны с трудовым участием гражданина в его личном пенсионном обеспечении, что вполне соответствовало требованиям социалистической общественной формации. Накопленные за тот период государственные обязательства еще многие десятилетия будут обременять современную пенсионную систему и тормозить развитие в ней рыночных страховых принципов.
Однако и для современного
российского пенсионного
1.2. Базовые
принципы формирования
С экономической точки
зрения систему обязательного
Существенными чертами систем обязательного пенсионного страхования является их ориентированность на определенные слои населения (прежде всего трудозанятой его части) и обязательность выплат (пенсий и пособий) каждому, имеющему право по закону, независимо от наличия или отсутствия у него средств к существованию. Это право застрахованный приобретает самим фактом уплаты (им или за него работодателем) взносов, и оно может быть подтверждено в судебном или административном порядке.[27]
Базовой характеристикой
системы пенсионного
Важным принципом систем
обязательного пенсионного
В России при формировании пенсионного страхования получили законодательное закрепление следующие основные принципы обязательного пенсионного страхования:
Пенсионное страхование в части страховой пенсии основано на условно-накопительной технологии. Ее суть заключается в следующих принципиальных моментах: пенсионные накопления производятся в форме фиксированного статистического учета страховых поступлений за каждого застрахованного, увеличиваемого ежегодно в соответствии с применяемым механизмом индексации. Суммы ежегодных накоплений (условный пенсионный капитал) фиксируются на индивидуальном счете (персонификация) застрахованного.
Страховая пенсия основана
на принципах обязательного
1.3. Законодательная
база государственной
Исходя из цели и основных задач, стоящих перед пенсионной системой государства, ключевая ее функция заключается в ресурсном (как правило, в денежном) обеспечении выданных застрахованным долгосрочных пенсионных обязательств. В связи с этим для государства с «переходной экономикой», как Россия, по-прежнему остается актуальной проблема управления формированием этих долгосрочных пенсионных обязательств. Для реализации этого требования необходимо обеспечивать непосредственную взаимозависимость объема пенсионных прав, предоставляемых застрахованным в пенсионной системе лицам в текущий период, и перспективных возможностей их финансового обеспечения.
Основополагающий нормативный
документ современной системы законодате
В связи с его принятием одновременно утратил силу действовавший более десятилетия Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990 г., а также Федеральный закон РФ № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий в РФ», получивший применение с 1998 г.
Понятно, что любые изменения являются относительными и всегда сопряжены с улучшением для одних категорий и ухудшением для других. Проведенная пенсионная реформа также не явилась исключением, и для значительного контингента пенсионеров и застрахованных лиц ее положения повлекли за собой существенные ограничения пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионеров. Однако данным Законом предусмотрено, что во всех случаях эти изменения не могут повлечь за собой каких-либо ухудшений материального положения нынешних пенсионеров, пенсия которым назначена по условиям «старого» Закона РФ № 340-1.