Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:59, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение системы обязательного пенсионного страхования на территории РФ.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучение теоретических и законодательных основ развития пенсионной системы;
экономическая характеристика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары;
анализ численности пенсионеров и среднего размера пенсий;
оценка формирования и использования средств обязательного пенсионного страхования;
пути совершенствования страхового механизма и актуальные проблемы развития пенсионного страхования;
Введение
1 Теоретические и законодательные основы развития пенсионной
системы……………………………………………………………………..
1.1 Сущность пенсионного страхования……………………………………..
1.2 Базовые принципы формирования пенсионного страхования…………
1.3 Законодательная база государственной пенсионной системы…………
2 Организация пенсионного страхования в Управлении Пенсионного фонда РФ в г.
Чебоксары …………………………………………………
2.1 Экономическая характеристика Управления Пенсионного фонда РФ в г.
Чебоксары………………………………………………………………..
2.2 Анализ численности пенсионеров и среднего размера пенсий………...
2.3 Формирование и использование средств обязательного пенсионного
страхования...................................................................................................
3 Совершенствование страхового механизма обязательного пенсионного
страхования…………………………………………………
3.1 Современный уровень и актуальные проблемы развития пенсионного
страхования…………………………………………………………….......
3.2 Актуарное обоснование развития пенсионной системы………………..
3.3 Автоматизация учета в системе ПФР…………………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………
Достаточно радикальное изменение законодательной базы было обусловлено изменением условий назначения, самой формулы исчисления размера трудовой пенсии и порядка ее индексации.[35]
Не менее серьезные изменения претерпели механизмы осовременивания назначенных пенсий для поддержания жизненного уровня и коэффициента замещения заработка, утраченного в результате наступления соответствующего страхового случая. Если раньше индексация трудовых пенсий осуществлялась исходя из темпов роста средней заработной платы в экономике, то теперь размеры индексации будут определяться также с учетом темпов инфляции, роста доходов Фонда, динамики численности получателей пенсий.
Закон № 173-ФЗ изменил режим предоставления пенсий по условиям труда. Предусматривается постепенный перевод основной их части в профессиональные пенсионные системы с финансированием по дополнительному тарифу, что позволит Пенсионному фонду РФ ликвидировать статьи расходов, не обеспеченные страховыми взносами.
Учитывая, что пенсионная реформа затронула интересы нескольких поколений граждан, большое внимание в данном Законе уделено переходному периоду, в течение которого будут выходить на пенсию застрахованные в системе государственного пенсионного страхования лица, имеющие комбинированный стаж работы как в условиях старого (Закона РФ № 340-1), так и нового (Закона № 173-ФЗ) законодательства. Для обеспечения сохранности и объективной оценки их пенсионных прав предусмотрена специальная схема их конвертации.[40]
Статьей 2 Закона № 173-ФЗ определены важнейшие понятия, являющиеся новыми для российского законодательства.
В новом законе сохраняются старые нормы о праве выбора пенсии (при наличии права на одновременное получение трудовых пенсий нескольких видов) и о праве на получение двух пенсий (ст. 4) в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Статья 5 Закона № 173-ФЗ изменяет виды пенсий и устанавливает принципиально новую их структуру.
Трудовая пенсия – это экономическая категория, характеризующая величину страхового возмещения застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, в форме ежемесячной денежной выплаты, которая должна обеспечивать им компенсацию заработной платы (или иного дохода), которую они получали в трудоспособный период жизни (либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных в связи со смертью этих лиц).
Основания возникновения и условия реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии определяются федеральным законодательством РФ. Ключевыми параметрами, из которых формируются пенсионные права застрахованных, действующим законодательством установлены объем уплаченных страховых взносов (а при их отсутствии – размер заработка (доходов), с которых отчислялись обязательные пенсионные платежи), продолжительность страхового стажа (косвенно – через цену страхового года) и его структура в части выделения периодов специального (льготного) стажа.
Однако основным критерием для реализации пенсионных прав застрахованных установлен пенсионный возраст (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин) или иной вид реализации страхового случая (инвалидность или смерть застрахованного лица).[
Страховой стаж для целей формирования пенсионных прав застрахованных граждан представляет собой учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Право на трудовую пенсию имеют все граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий по уплате страховых взносов и единого социального налога (ЕСН) с учетом продолжительности и структуры их трудового и страхового стажа.
Нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц имеют право на трудовую пенсию в случае смерти кормильца согласно условиям Федерального закона № 173 (ст. 9).
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с ее гражданами.
Гражданам, имеющим право
на одновременное получение
Обращение за назначением
трудовой пенсии (части трудовой пенсии)
может осуществляться в любое
время после возникновения
С 2010 года меняется принцип уплаты страховых взносов в связи с заменой единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами в бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и фондов − Федерального и территориальных − обязательного медицинского страхования. Регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского обязательного пенсионного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". С принятием нового законодательства пенсионная система полностью переходит на страховые принципы. В отличие от ЕСН, налога, который поступал в федеральный бюджет, страховые платежи поступают напрямую в Пенсионный фонд Российской Федерации. Важно, что это персонифицированные платежи, которые сразу отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников в Пенсионном фонде.[6]
В 2010 году совокупный тариф
страховых взносов в
15,8% от базы для начисления страховых взносов:
14% от базы для начисления страховых взносов:
10,3% от базы для начисления страховых взносов:
С 2011 года установлены следующие тарифы страховых взносов:
Для указанных выше отдельных категорий страхователей, пониженные тарифы страховых платежей на обязательное пенсионное страхование будут плавно повышаться в течение переходного периода с 2011 по 2015 год. Так, в 2011-2012 годах они будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд по тарифу 16%, в 2013-2014 годах по тарифу 21 %. С 2015 года указанные категории страхователей будут платить страховые взносы в Пенсионный фонд по тарифу 26%. Страхователи, применяющие упрощенную систему налогообложения, либо уплачивающие единый налог на вмененный доход, переходят на общий тариф 26% с 2012 года.
2. Организация
обязательного пенсионного
2.1. Экономическая характеристика Управления
Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары
Практически с момента образования и до настоящего времени в своей деятельности ПФР руководствуется постановлением ВС РСФСР от 27 декабря 1991г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)». В соответствии с ним ПФР является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ.
15 декабря 2001 года принят Федеральный закон № 167 − ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования РФ.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Признание ПФР федеральной государственной собственностью – одна из особенностей российской пенсионной системы.
Руководство ПФР осуществляется его правлением и постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных, и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
Управление Пенсионного
фонда Российской Федерации в
федеральном округе создается по
решению Правления Пенсионного
фонда Российской Федерации в
целях повышения эффективности
работы системы Пенсионного фонда Росс
Основными задачами Управления ПФР являются:
Как отмечалось выше, на федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается Правлением ПФР и его исполнительным органом – исполнительной дирекцией.
Управление органов ПФР в республиках, краях, областях, территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами. Общее количество региональных отделений ПФР, расположенных во всех административных центрах РФ, равно 88, количество межрайонных центров персонифицированного учета составляет около 450, количество районных управлений и отделов по назначению и выплате пенсий превышает 3500.
При такой структуре каждый объект получает управляющее воздействие от соответствующего объекта вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным количеством объектов нижестоящего уровня. Информация о состоянии и характере функционировании подчиненных объектов передается в обратном порядке.
На территории Чувашской Республики территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации является Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии. Официальное сокращенное наименование: ЧПФР в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашия. Учредителем является Пенсионный фонд РФ, ул. Шаболовка, д.4, Москва, 119991.