Организация и финансовые основы страхового дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:21, контрольная работа

Описание работы

В данной работе автор отвечает на два вопроса: какова организация страхового дела и каковы финансовые основы страхового дела

Файлы: 1 файл

Контрольная МОЯ.docx

— 138.75 Кб (Скачать файл)
  1. Организация страхового дела.

 

Общая характеристика страхового рынка.

Страховой рынок — это  особая социально-экономическая среда, где объектом купли-продажи выступает  страховая защита, формируется спрос  и предложение на нее.

Обязательным условием существования  страхового рынка является наличие  потребностей (спроса) на страховые  услуги и страховщиков, способных  удовлетворить эти потребности (рис. 1).

Экономические законы функционирования страхового рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения.

Страховой рынок предполагает:

1) самостоятельность субъектов  рыночных отношений;

2) равноправное партнерство  по поводу купли-продажи страховой  услуги;

3) развитую систему горизонтальных  и вертикальных связей.

В структурном плане страховой  рынок может рассматриваться  в двух аспектах.

Организационно-правовой аспект. Страховой рынок представлен  акционерными, взаимными, частными и  государственными страховыми организациями (рис. 2).

Территориальный аспект. Страховой  рынок представлен местным (внутренним), национальным (внешним) и мировым (глобальным); например, общеевропейский страховой  рынок стран-членов ЕС.

Внутренний страховой  рынок — местный рынок, в котором  имеется непосредственный спрос  на страховые услуги, удовлетворяемый  конкретными страховщиками.

Основные составляющие: материальные и финансовые ресурсы страховой  организации.

Главные задачи: формирование спроса на страховые услуги (маркетинг  и реклама); заключение договоров  и продажа страховых полисов (сертификатов); проведение целесообразной и гибкой тарифной политики; регулирование собственной  инфраструктуры.

Внешний страховой рынок  — находится за пределами внутреннего  рынка и тяготеет к смежным  страховым компаниям как в  данном регионе, так и за его пределами.

Кроме того, страховой рынок  представляет собой диалектическое единство двух систем: внутренней системы  и внешнего окружения. Они взаимодействуют  друг с другом и оказывают взаимное влияние.

Внутренняя система является полностью управляемой со стороны  страховщика. К ней относятся:

- страховые продукты (условия конкретных договоров страхования данного вида);

- система организации продаж страховых полисов и формирование спроса;

- гибкая система тарифов;

- собственная инфраструктура страховщика;

- материальные, финансовые и людские ресурсы страховой компании;

- финансовое положение страхового общества на рынке;

- ликвидность страхового фонда;

- наличие высококвалифицированного персонала страховщика;

- компетентность руководящего состава страхового общества.

Внешнее окружение рынка  — это система взаимодействующих  сил, которые окружают внутреннюю систему  рынка и оказывают на нее воздействие (экономическая политика государства, инфляционное состояние финансов, курс валюты и др.)

Рынок как система, в которой  взаимодействуют внутренние и внешние  силы, может быть представлен в  виде спирали, которая раскручивается вокруг потенциальных потребителей страховых услуг и отражает динамику внешних и внутренних сил в  их взаимодействии.

В качестве товара страхового рынка выступает страховая услуга. Ее потребительской стоимостью является обеспечение страховой защитой, приобретающей форму страхового покрытия.

Цена страховой услуги выражается в страховом тарифе и  складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения. Нижняя граница цены определяется принципом  равенства между поступлениями  платежей страхователя и выплатами  страхового возмещения и страховых  сумм. Верхняя граница — потребностями  страховщика.

Ассортиментом страхового рынка  является перечень видов страхования.

Государственный страховой  надзор.

Цель государственного регулирования  — обеспечение формирования и  развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

Орган государственного надзора  за страховой деятельностью осуществляет:

- выдачу лицензий на ведение страховой деятельности;

- ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

-  контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

- установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

- мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров страхового надзора.

Департамент страхового надзора  в установленном порядке осуществляет контакты с аналогичными учреждениями других государств, представляет интересы России в международных организациях, связанных с надзором и регулированием страховой деятельности, и участвует  в их работе; по поручению Правительства  Российской Федерации участвует  в подготовке международных договоров  и соглашений по вопросам страхования, содействует сотрудничеству страховых  организаций России со страховыми организациями  других стран.

Законом «О страховании» право  выдачи лицензий предоставлено только федеральному органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью; территориальные органы страхового надзора таким правом не обладают.

Кроме того, созданный согласно Положению «Об инспекции Федеральной  службы России по надзору за страховой  деятельностью» Департамент страхового надзора, который входит в систему  государственного страхового надзора:

- обеспечивает контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о страховании;

- контролирует исполнение страховщиками нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;

- следит за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

- обеспечивает соблюдение установленных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов;

- обобщает практику работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представляет в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;

- рассматривает заявления и жалобы физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства Российской Федерации о страховании;

- представляет в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности в вышестоящие органы.

Лицензирование и налогообложение  страховой деятельности.

Лицензирование страховой  деятельности — один из главных  методов регулирования процесса формирования страхового рынка. Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленности страховой организации к проведению страховой деятельности и в определении сферы этой деятельности.

Лицензия на осуществление  страховой деятельности — документ, удостоверяющий право ее владельца  на ведение данной деятельности на территории России.

Для получения лицензии юридическому лицу необходимо обратиться в федеральный  орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью —  Департамент страхового надзора  — с заявлением.

Заявления о выдаче лицензий подлежат рассмотрению Федеральной  службой России по надзору за страховой  деятельностью в срок, не превышающий 60 дней.

Государственный страховой  надзор должен всесторонне оценить  финансовые возможности заявителя  обеспечить устойчивость страховых  операций и выполнить свои обязательства  перед страхователями по возмещению ущерба (вреда), проверить соответствие устанавливаемых тарифов условиям страхования, обоснованность размера  тарифов.

Лицензируемые виды страхования (рис. 3).

Личное страхование включает в себя:

1) страхование жизни;

2) страхование от несчастных  случаев и болезней;

3) медицинское страхование.

Имущественное страхование  охватывает:

1) страхование зданий, сооружений, объектов незавершенного капитального  строительства, транспортных средств,  товарно-материальных ценностей  и другого имущества, принадлежащего  организации (основной договор);

2) страхование имущества,  принятого на комиссию, хранение, переработку, ремонт, перевозку и  др. (дополнительный договор);

3) страхование сельскохозяйственных  животных, пушных зверей, кроликов, домашней птицы, семей пчел;

4) страхование урожая  сельскохозяйственных культур;

5) страхование финансовых  рисков.

Страхование ответственности  включает в себя:

1) страхование гражданской  ответственности перевозчиков;

2) страхование ответственности  владельцев автотранспортных средств;

3) страхование иных видов  ответственности (при котором  объектом страхования выступают  имущественные интересы лица, о  страховании которого заключен  договор, — о возмещении ущерба, нанесенного третьим лицам).

Перестрахование включает:

1) страхование ответственности предприятий — источников повышенной опасности;

2) страхование профессиональной ответственности;

3) страхование ответственности за невыполнение обязательств.

В случае отказа в выдаче лицензии Министерство финансов РФ обязано  сообщить об этом страховщику в письменной форме с указанием причин, послуживших  основанием для такого отказа.

Действие лицензии может  быть приостановлено в случаях:

1) проведения операций  по видам страхования, не предусмотренным  лицензией;

2) нарушения норм, определяющих  порядок формирования и использования  (размещения) страховых резервов;

3) необоснованного снижения  размеров страховых тарифов;

4) несоблюдения страховщиком  гарантий платежеспособности;

5) систематического невыполнения  страховщиком обязательств перед  страхователями;

6) отказа страховщика  предоставить необходимые документы,  затребованные Министерством финансов  РФ, связанные с проведением страховой  деятельности данной организации;

7) установления факта  предоставления недостоверной или  умышленно искаженной страховщиком  информации в документах, явившихся  основанием для выдачи лицензии.

Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основе лицензии, считаются предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями. Кроме того, налог  на доходы от страховой деятельности уплачивают также компании, фирмы, любые  другие организации, образованные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, которые  осуществляют в установленном порядке  страховую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

Объектом обложения налогом  выступает доход от страховой  деятельности, уменьшенный на сумму  затрат, включаемых в себестоимость  страховых услуг.

При расчете налогооблагаемой базы доход уменьшается на сумму:

- выплаченных страховых сумм и страховых возмещений;

- комиссионных вознаграждений, выплаченных посредникам (страховым агентам, страховым брокерам) по операциям страхования и перестрахования;

- страховых платежей (премий), переданных в перестрахование;

- возврата перестраховщикам их доли специальных страховых резервов предыдущего года;

- отчислений в специальные страховые фонды и резервы, образуемые в соответствии с законодательными актами;

- других расходов, связанных с особенностями страховой деятельности.

Информация о работе Организация и финансовые основы страхового дела