Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:21, контрольная работа
В данной работе автор отвечает на два вопроса: какова организация страхового дела и каковы финансовые основы страхового дела
Общая характеристика страхового рынка.
Страховой рынок — это особая социально-экономическая среда, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение на нее.
Обязательным условием существования страхового рынка является наличие потребностей (спроса) на страховые услуги и страховщиков, способных удовлетворить эти потребности (рис. 1).
Экономические законы функционирования страхового рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения.
Страховой рынок предполагает:
1) самостоятельность субъектов рыночных отношений;
2) равноправное партнерство
по поводу купли-продажи
3) развитую систему
В структурном плане страховой рынок может рассматриваться в двух аспектах.
Организационно-правовой аспект. Страховой рынок представлен акционерными, взаимными, частными и государственными страховыми организациями (рис. 2).
Территориальный аспект. Страховой рынок представлен местным (внутренним), национальным (внешним) и мировым (глобальным); например, общеевропейский страховой рынок стран-членов ЕС.
Внутренний страховой рынок — местный рынок, в котором имеется непосредственный спрос на страховые услуги, удовлетворяемый конкретными страховщиками.
Основные составляющие: материальные и финансовые ресурсы страховой организации.
Главные задачи: формирование спроса на страховые услуги (маркетинг и реклама); заключение договоров и продажа страховых полисов (сертификатов); проведение целесообразной и гибкой тарифной политики; регулирование собственной инфраструктуры.
Внешний страховой рынок — находится за пределами внутреннего рынка и тяготеет к смежным страховым компаниям как в данном регионе, так и за его пределами.
Кроме того, страховой рынок представляет собой диалектическое единство двух систем: внутренней системы и внешнего окружения. Они взаимодействуют друг с другом и оказывают взаимное влияние.
Внутренняя система является полностью управляемой со стороны страховщика. К ней относятся:
- страховые продукты (условия конкретных договоров страхования данного вида);
- система организации продаж страховых полисов и формирование спроса;
- гибкая система тарифов;
- собственная инфраструктура страховщика;
- материальные, финансовые и людские ресурсы страховой компании;
- финансовое положение страхового общества на рынке;
- ликвидность страхового фонда;
- наличие высококвалифицированного персонала страховщика;
- компетентность руководящего состава страхового общества.
Внешнее окружение рынка
— это система
Рынок как система, в которой взаимодействуют внутренние и внешние силы, может быть представлен в виде спирали, которая раскручивается вокруг потенциальных потребителей страховых услуг и отражает динамику внешних и внутренних сил в их взаимодействии.
В качестве товара страхового
рынка выступает страховая
Цена страховой услуги
выражается в страховом тарифе и
складывается на конкурентной основе
при сопоставлении спроса и предложения.
Нижняя граница цены определяется принципом
равенства между поступлениями
платежей страхователя и выплатами
страхового возмещения и страховых
сумм. Верхняя граница —
Ассортиментом страхового рынка является перечень видов страхования.
Государственный страховой надзор.
Цель государственного регулирования
— обеспечение формирования и
развития эффективно функционирующего
рынка страховых услуг, создание
необходимых условий для
Орган государственного надзора
за страховой деятельностью
- выдачу лицензий на ведение страховой деятельности;
- ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
- контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
- установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
- мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров страхового надзора.
Департамент страхового надзора
в установленном порядке
Законом «О страховании» право выдачи лицензий предоставлено только федеральному органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью; территориальные органы страхового надзора таким правом не обладают.
Кроме того, созданный согласно
Положению «Об инспекции
- обеспечивает контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о страховании;
- контролирует исполнение страховщиками нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;
- следит за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
- обеспечивает соблюдение установленных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов;
- обобщает практику работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представляет в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;
- рассматривает заявления и жалобы физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства Российской Федерации о страховании;
- представляет в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности в вышестоящие органы.
Лицензирование и
Лицензирование страховой деятельности — один из главных методов регулирования процесса формирования страхового рынка. Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленности страховой организации к проведению страховой деятельности и в определении сферы этой деятельности.
Лицензия на осуществление страховой деятельности — документ, удостоверяющий право ее владельца на ведение данной деятельности на территории России.
Для получения лицензии юридическому лицу необходимо обратиться в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью — Департамент страхового надзора — с заявлением.
Заявления о выдаче лицензий подлежат рассмотрению Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в срок, не превышающий 60 дней.
Государственный страховой
надзор должен всесторонне оценить
финансовые возможности заявителя
обеспечить устойчивость страховых
операций и выполнить свои обязательства
перед страхователями по возмещению
ущерба (вреда), проверить соответствие
устанавливаемых тарифов
Лицензируемые виды страхования (рис. 3).
Личное страхование включает в себя:
1) страхование жизни;
2) страхование от несчастных случаев и болезней;
3) медицинское страхование.
Имущественное страхование охватывает:
1) страхование зданий, сооружений,
объектов незавершенного
2) страхование имущества, принятого на комиссию, хранение, переработку, ремонт, перевозку и др. (дополнительный договор);
3) страхование
4) страхование урожая сельскохозяйственных культур;
5) страхование финансовых рисков.
Страхование ответственности включает в себя:
1) страхование гражданской ответственности перевозчиков;
2) страхование ответственности
владельцев автотранспортных
3) страхование иных видов
ответственности (при котором
объектом страхования
Перестрахование включает:
1) страхование ответственности предприятий — источников повышенной опасности;
2) страхование профессиональной ответственности;
3) страхование ответственности за невыполнение обязательств.
В случае отказа в выдаче лицензии Министерство финансов РФ обязано сообщить об этом страховщику в письменной форме с указанием причин, послуживших основанием для такого отказа.
Действие лицензии может быть приостановлено в случаях:
1) проведения операций
по видам страхования, не
2) нарушения норм, определяющих
порядок формирования и
3) необоснованного снижения размеров страховых тарифов;
4) несоблюдения страховщиком гарантий платежеспособности;
5) систематического невыполнения
страховщиком обязательств
6) отказа страховщика
предоставить необходимые
7) установления факта
предоставления недостоверной
Плательщиками налога на доходы
от страховой деятельности, осуществляемой
на основе лицензии, считаются предприятия,
учреждения и организации, являющиеся
юридическими лицами по законодательству
РФ, включая предприятия с
Объектом обложения налогом выступает доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включаемых в себестоимость страховых услуг.
При расчете налогооблагаемой базы доход уменьшается на сумму:
- выплаченных страховых сумм и страховых возмещений;
- комиссионных вознаграждений, выплаченных посредникам (страховым агентам, страховым брокерам) по операциям страхования и перестрахования;
- страховых платежей (премий), переданных в перестрахование;
- возврата перестраховщикам их доли специальных страховых резервов предыдущего года;
- отчислений в специальные страховые фонды и резервы, образуемые в соответствии с законодательными актами;
- других расходов, связанных с особенностями страховой деятельности.
Информация о работе Организация и финансовые основы страхового дела