Пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Пенсионное страхование является социально значимым видом страхования, так как затрагивает интересы всех граждан. Оно возникло в России в начале XX века и не получило широкого распространения. До 1917 г. страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданских работ в связи с наступлением установленного возраста.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 28.96 Кб (Скачать файл)

СЧ = СЧn / КН,

где СЧ – размер страховой  части трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

СЧn - размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, установленный умершему кормильцу по состоянию на день его смерти.

Размер страховой части  трудовой пенсии по случаю потери кормильца  не может быть менее размера страховой  части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, которая была первоначально  назначена другим членам семьи умершего кормильца в связи со смертью  того же самого кормильца.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле:

П = БЧ + СЧ,

где П – размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

БЧ – базовая часть  трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

СЧ – страховая часть  трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца не может  быть менее 660 руб. в месяц.

При установлении размера  трудовой пенсии по случаю потери кормильца, в состав которой входит размер страховой  части указанной пенсии, средства, учтенные на индивидуальном лицевом счете умершего кормильца, списываются с указанного счета, а счет закрывается.

Размер страховой части  трудовой пенсии по старости или страховой  части трудовой пенсии по инвалидности пересчитывается по формуле:

СЧ = СЧn + ПКn / (Т*К),

где СЧ – размер страховой  части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности;

СЧn – установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

Т – количество месяцев  ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий  перерасчет.

К – коэффициент для  исчисления размера трудовой пенсии по старости, равный 1, а для исчисления размера трудовой пенсии по инвалидности – с учетом соотношения фактической  продолжительности стажа и нормативной. При этом нормативная продолжительность  страхового стажа инвалида учитывается  по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет.

Размер базовой части  трудовой пенсии индексируется с  учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти  цели в федеральном бюджете и  бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

Перерасчет размера накопительной  части трудовой пенсии производится по формуле:

НЧ = НЧn + ПНn / Т,

где НЧ – размер накопительной  части трудовой пенсии;

НЧn – установленный размер накопительной части трудовой пенсии по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

ПНn – сумма дополнительных пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии, либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии;

Т – количество месяцев  ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости определяемого по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет.

Трудовые пенсии назначаются  на следующие сроки:

трудовая пенсия по старости – бессрочно;

трудовая пенсия по инвалидности – на срок, в течении которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе и бессрочно;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца – на срок, в  течение которого соответствующее  лицо считается нетрудоспособным, в  том числе и бессрочно.

В соответствии с Федеральным  законом РФ «О государственном пенсионном обеспечении» от 15 декабря 2001 г. № 166–ФЗ (с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 № 122-ФЗ) назначаются  следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

социальная пенсия.

Социальная пенсия назначается  нетрудоспособным гражданам. Пенсия за выслугу лет устанавливается  к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с  Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с измен. От 26 июня 2005 г. № 3-ФЗ) и выплачивается  одновременно с ней.

Совокупность различных  методов финансирования пенсий, а  также моделей, на основании которых  определяется размер пенсионных выплат с их последующим перераспределением среди страхователей, представляет собой пенсионную систему. По условиям финансирования различают нефондируемые (распределительные) и фондируемые (накопительные) пенсионные системы.

Нефондируемые (распределительные) системы аккумулируют средства из бюджетов государства, профсоюзов, иных источников и затем распределяют их для текущих  выплат пенсий. Они не инвестируют  свободные средства, чтобы получить дополнительные денежные поступления. В нефондируемых пенсионных системах налог на фонд зарплаты перечисляется  в централизованный пенсионный фонд, средства которого используются для  содержания пенсионеров безотносительно  их индивидуального трудового вклада. При начислении пенсии работнику  учитываются такие общие показатели, как трудовой стаж, размеры заработка  за определенный период времени, льготы.

Для фондируемых (накопительных) пенсионных систем характерно систематическое  долгосрочное накопление средств с  целью обеспечения выплат пенсий. В накопительных системах работающие граждане платят взносы, которые накапливаются, инвестируются и вместе с полученными  от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения  тех, кто осуществлял накопление. Накопительная пенсионная система  позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочного инвестирования в экономику. Особенность фондируемых (накопительных) систем в том, что  для обеспечения выплат пенсий создаются  целевые фонды.

 

Государственные и негосударственные пенсионные системы

 

Пенсионное обеспечение  в Российской Федерации реализуется  через систему обязательного  государственного пенсионного страхования. На уровень пенсионного обеспечения  влияют такие факторы, как социально-экономическое  положение страны, демографическая  ситуация, особенности трудовых отношений, система оплаты труда, налоговое  законодательство, бюджетная политика и др.

Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного  лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Оно предназначено для реализации государственных социальных гарантий трудящимся на получение пенсии и  обеспечение старости. Как правило, этот вид страхования распространяется на всех граждан. При обязательном пенсионном страховании размер пенсий, условия  их получения, размеры страховых  взносов на финансирование пенсионной системы регламентируют законодательными актами.

Обязательное пенсионное обеспечение представляет собой  способ реализации конституционных  прав граждан на материальное обеспечение  в старости, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца.

Субъектами обязательного  пенсионного страхования являются федеральные органы государственной  власти, страхователи и застрахованные лица.

Страхователями по обязательному  пенсионному страхованию являются:

лица, производящие выплаты  физическим лицам, в том числе  организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие  на территории Российской Федерации  иностранные лица и лица без гражданства:

работающие по трудовому  договору или по договору гражданско-правового  характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также авторскому и лицензионному  договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной  практикой нотариусы, адвокаты);

являющиеся членами крестьянских хозяйств;

работающие за пределами  территории Российской Федерации, в  случае уплаты страховых взносов, добровольно  вступившие в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию, если иное не предусмотрено международным  договором РФ;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному  пенсионному страхованию возникают  в соответствии с Федеральным  законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В качестве страховщика выступает  Пенсионный фонд Российской Федерации, который вместе с его территориальными органами действует на основании  Федеральных законов «Об управлении средствами государственного пенсионного  обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Финансирование выплаты  базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального  налога, зачисляемых в федеральный  бюджет, а финансирование выплаты  страховой и накопительной части  трудовой пенсии – за счет средств  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части  трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица.

Суммы страховых взносов, поступившие в бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации, учитываются  на его индивидуальном счете. Базой  для начисления страховых взносов  являются объект налогообложения и  налоговая база по единому социальному  налогу, установленные гл. 24 «Единый  социальный налог (взнос)» Налогового кодекса Российской Федерации.

В качестве страховщика по профессиональному пенсионному  страхованию деятельность НПФ включает в себя аккумулирование средств  пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному  пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному  страхованию.

В целях защиты прав и  интересов вкладчиков и участников деятельности НПФ подлежит обязательному  лицензированию государственным уполномоченным органом - Инспекцией негосударственных  пенсионных фондов – в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения своей  платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует  пенсионные резервы. Пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся  в собственности фонда и предназначенных  для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами. Участник – физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и пенсионным договором должны производиться  выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв, и формируется за счет:

пенсионных взносов;

дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

целевых поступлений.

Для обеспечения своей  платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления. Пенсионные накопления – совокупность средств, находящихся в собственности  фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными  лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании  и договорами о создании профессиональной пенсионной системы. Пенсионные накопления формируются за счет:

досрочно выплаченных  из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд по заявлению  застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части  трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей  передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании;

средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей  компанией в соответствии с настоящим  Федеральным законом, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменение рыночной стоимости  инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату;

средств, поступивших в  фонд от управляющих компаний для  выплаты застрахованным лицам или  их правопреемника и еще не направленных на выплату накопительной части  трудовой пенсии;

средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в  связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном  настоящим Федеральным законом  порядке;

Информация о работе Пенсионное страхование