Перспективы и тенденции развития системы страхования финансовых рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 11:32, реферат

Описание работы

Таким образом, страхование инвестиций напрямую помогают какой-либо стране, привлечь дополнительные объемы инвестиционных средств. И там, где плохо развита страховая защита инвестиционных вложений, ситуация с внедрением и реализацией каких либо инвестиционных проектов или просто привлечение средств в банковскую сферу или на фондовый рынок остается сложной. Из этого вытекает актуальность изучения данной тематики - развитие системы страхование инвестиций особенно важно для роста инвестиционных вложений, и соответственно для развития экономики страны в целом.

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 75.25 Кб (Скачать файл)

 

3. Государственное регулирование  страхования в зарубежных странах  
Индустриально развитыми странами накоплен богатый опыт государственного регулирования страхового рынка, который частично используется в отечественной практике.  
Необходимость использования западного опыта обусловлена рядом причин. Во-первых, исторически страховая система России (и как следствие и Республики Беларусь) всегда формировалась с некоторым отставанием по сравнению с индустриально развитыми странами. Особенно усилился разрыв за период государственной страховой монополии 1918-1988 г. Сейчас мы делаем только первые шаги по преодолению этого отставания, эти шаги тормозятся внутренними негативными процессами отечественного страхового рынка.  
Во-вторых, в современных условиях страхование в отдельной стране не может развиваться изолированно, без участия в международном перераспределении рисков через каналы перестрахования. Республика Беларусь, в силу ее исторических и географических особенностей обладающая крупными рисками, требующими адекватной перестраховочной защиты, все больше вовлекается в мировые процессы перераспределения рисков.  
В-третьих, в современной страховой деятельности участвуют многочисленные международные страховые и перестраховочные организации, обладающие развитой сетью филиалов, дочерних компаний и представительств в разных странах мира. Именно эти организации являются признанными лидерами сегодняшнего рынка. В преддверии допуска иностранных компаний на отечественный страховой рынок и предстоящего соперничества между ними и отечественными страховщиками, зарубежный опыт организации страхового дела становится особенно ценным.  
В-четвертых, на современном этапе, в связи с происходящими процессами глобализации рыночной экономики (и страхового рынка, в частности), государственное регулирование выходит за рамки национальных страховых систем. В значительной части регулирующие функции переносятся на межгосударственный уровень (в частности, в максимальной степени это реализовано в Европейском сообществе). Республика Беларусь, по мере ее интеграции в международный страховой рынок, сталкивается с необходимостью внедрения международных стандартов страхового дела и его регулирования.  
Из отечественных специалистов в области страхования исследованиям зарубежных рынков и систем их регулирования наибольшее внимание уделяли В.В. Шахов, К.Е. Турбина, Н.Ф. Галагуза, Л.Н. Клоченко, Р.Т. Юлдашев, Т.А. Федорова, Т.А. Плахова, А.П. Плешков, И.В. Орлова, А.Л.Мотылев, А.Н. Зубец и другие. В их исследованиях анализируется широкий спектр информации о рынках различных стран, организации работы страховых компаний и органов страхового надзора, нормативных актах, регулирующих страхование, проблемах глобализации страхового рынка и его регулирования.  
Однако при всем обилии исследований в области зарубежного опыта государственного регулирования страхового рынка, комплексного сравнительного анализа систем регулирования различных стран и систематизированной классификации моделей регулирования представлено не было, тогда как необходимым условием для эффективного использования зарубежного опыта в отечественной практике является его систематизация и обобщение.  
Мировая практика выработала два принципиальных подхода к государственному регулированию страхового рынка. Каждый из подходов реализуется в рамках определенной системы права — «континентальной» и «англо-американской».  
Система «континентального» права («романо-германская» или «кодифицированная», существующая в Германии, Франции, Италии, Испании, Японии и других странах) основана на строгой законодательной регламентации деятельности субъектов рынка, при этом основными источниками права являются законы и кодексы. В рамках континентальной системы права действует модель жесткого регулирования страхового дела (континентальная модель), характеризующаяся детальной регламентацией всех сторон деятельности страховщиков и систематическим контролем за соблюдением законодательства при проведении страховых операций.  
Для континентальной модели регулирования страхования, в особенности для ранних этапов ее развития, были характерны такие формы регулирования, как утверждение органами страхового надзора страховых тарифов или установление рамок колебания тарифов, утверждение содержания типовых форм договоров страхования, проверка исполнения бизнес-планов, надзор за текущими операциями, регулярные проверки страховых компаний и т.п. Забегая вперед, отметим, что именно эту модель регулирования при переходе к рынку в начале 90-х гг. стала развивать Республика Беларусь.  
Основную черту «англо-американской» системы права (системы «общего» или «прецедентного» права, действующей в США, Великобритании, Австралии, Канаде и других странах) юристы видят в том, что в ней закон не является единственным преобладающим источником права, наряду с ним важную роль играет судебный прецедент. Большинство сторон хозяйственной жизни не кодифицировано. Законодательство определяет наиболее общие условия, правовые рамки экономической деятельности, без детальной регламентации. В рамках данной правовой системы строится либеральная модель регулирования страхования, в которой основное внимание уделяется контролю финансового состояния компаний на основе изучения их отчетности; отсутствует жесткая регламентация страховых операций, утверждение страховых тарифов и.п.  
Либеральная модель имеет две разновидности — децентрализованную и централизованную. Различия в степени централизации государственного регулирования страхования обусловлены принципами государственного устройства страны (федеративное или унитарное государство).  
Децентрализованная модель государственного регулирования (США) соответствует принципам экономического федерализма. Каждый штат имеет собственную, автономную страховую систему и, соответственно, собственный орган страхового надзора, устанавливающий нормативы страховой деятельности в штате и контролирующий отчетность функционирующих в штате страховщиков. Единого органа страхового надзора нет. На федеральном уровне регулируются лишь отдельные участки деятельности страховых компаний, основные же регулирующие действия осуществляются органами страхового надзора в штатах. Большая часть нормативов и требований к страховщикам не унифицирована. Децентрализованное регулирование приводит к тому, что в разных штатах страховщики поставлены в совершенно различные по некоторым позициям условия.  
Централизованная модель (Великобритания) характеризуется единством системы регулирования. В британской системе действует единый орган страхового надзора. Все страховщики в стране подчиняются общим правилам и нормативам. Такая система удобнее как для целей государственного регулирования страхования, так и для самой страховой деятельности.  
Британская модель внешне кажется наиболее либеральной по отношению к страховщикам. Важное значение в ней, наряду с государственным регулированием, имеют механизмы саморегулирования. Именно поэтому при анализе британской модели не следует забывать о том, что в рамках данной модели многие регулирующие функции переданы государством саморегулируемым организациям, а не исключены вообще. Операции по страхованию, как и в континентальной модели, подлежат лицензированию, но надзор за деятельностью страховщиков со стороны государственных органов сравнительно слабый и относится преимущественно к контролю финансового состояния страховщиков.  
Британская модель регулирования страхования была принята за основу при создании унифицированной системы регулирования на уровне Европейского Союза.  
На сегодняшний день европейские страны располагают развитой страховой системой, позволяющей предлагать клиентам около 400-500 видов страхования. Богатые страховые традиции каждой из стран Европы, а также активизировавшиеся после второй мировой войны процессы экономической интеграции создали предпосылки объединения национальных страховых систем в единый европейский страховой рынок, характеризующийся очень высоким уровнем развития страхования. Датой создания Единого страхового рынка сами европейцы называют 1 июля 1994 года, на нем функционируют около 5000 страховщиков, общая сумма активов которых на конец 1993 года — около 2000 миллиардов ЭКЮ, страховая премия — около 400 миллиардов ЭКЮ. Как отмечает руководитель ЕКС Ф.Лояк, «Европейский страховой рынок представляет собой уникальный пример интегрированного страхового пространства: около 5000 страховых компаний в настоящее время могут продавать свои продукты во всех европейских странах по разрешению, полученному от страны своего происхождения (принцип единственной лицензии); около 380 миллионов европейских потребителей теперь могут выбирать продукты, предлагаемые им страховщиками всего Союза и в наибольшей степени удовлетворяющие их потребностям».  
Заключение

 

Страховая защита инвестиций не получила пока необходимого развития среди отечественных страховщиков. Основными причинами данного факта являются: отсутствие государственной политики по поддержке отечественных страховых компаний, которая обеспечена финансами; дефицит собственного капитала, который не позволяет принять на себя ответственность в полной мере по наиболее крупным рискам; недоразвитость инфраструктуры, которая должна гарантировать качественную предстраховую экспертизу инвестиционных исков; недостаточность опыта и квалифицированного персонала. Кроме этого, основная клиентская база при страховой защите инвестиций - это международные корпорации, а также крупные инвестиционные институты (в основном, выбирающие партнера по страховому сопровождению своего бизнеса с достаточным уровнем капитала и опыта страховщикам). Перспективы повышения значимости отечественных страховых компаний в страховой защите инвестиций связаны: со взаимодействием и образованием страховых пулов (сюда могут входить и международными страховщики) с целью распределения рисков при страховой защите серьезных инвестиционных проектов; со значительным расширением пределов перестрахования; с участием в организации (в основном за счет государственных средств) национальных гарантийных агентств для зарубежных инвесторов; с объединением усилий в границах профессиональных органов (Всероссийского союза страховщиков, региональных профессиональных объединений страховщиков и др.) по лоббированию своих интересов в законодательной и исполнительной ветвях власти.

 

Список использованной литературы

 

  1. ФЗ "Об организации страхового дела в РФ" от 08.11.2007 № 256-ФЗ, от 29.11.2007 N 287-ФЗ
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  3. Основы страховой деятельности: Учебник/Отв. ред. проф. Т.А. Федорова-М.: Издательство БЕК, 2006. - 768 с.
  4. Страхование: Учебник для вузов / В.В. Шахов. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 311 с.
  5. Финансовое право Е.И. Майорова, Л.В. Хроленкова. - Москва: Форум - ИНФРА-М, 2005 г.
  6. Финансы, денежное обращение и кредит О.Е. Янин, 2006 г.
  7. Капитаненко В.В. Инвестиции и хеджирование. - Москва. : - 2007.
  8. Рэдхед К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. - М. : ИНФРА-М. - 2006. - С.335.
  9. Журнал "Страхование", №1, январь 2008
  10. Журнал "Страховое ревю", №4, 2008, ст.16-20
  11. http://www.directorinfo.ru/issue. aspx? iid=894
  12. http://www.promved.ru/articles/? nomer=21
  13. http://www.rusconsult.ru/glossary/? word=%D1%F2%F0%E0%F5%EE%E2%E0%ED%E8%E5+%E8%ED%E2%E5%F1%F2%E8%F6%E8%E9
  14. http://www.dtkt.com.ua/debet/rus/2001/23/index.html

 


Информация о работе Перспективы и тенденции развития системы страхования финансовых рисков