Понятие страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

Наиболее характерной чертой страхования является образование резервов (денежных фондов) за счет децентрализованных источников – взносов страхователей. Эти фонды находятся в распоряжении самостоятельного юридического лица - страховой организации, которой выдана лицензия (разрешение) на право заниматься страховой деятельностью. При наступлении страхового случая и производятся выплаты либо самому страхователю, либо иному указанному в законе или договоре лицу.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...2
1. Понятие страхования……………………………………………………….5
1.1. История развития страхования…………………………………………..5
1.2. Что такое страхование…………………………………………………...12
2. Отрасли, подотрасли, виды и формы страхования………………………13
3. Принципы обязательного и добровольного страхования…………..17
4.Государственное регулирование страховой деятельности………….19
Заключение………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.26 Кб (Скачать файл)

Бессрочность обязательного  страхования. Она действует в  течение всего 
периода, пока страхователь пользуется застрахованным имуществом. Только 
бесхозное и ветхое имущество не подлежит страхованию. При переходе 
имущества к другому страхователю страхование не прекращается. Оно теряет силу только при гибели застрахованного имущества. 
Нормирование страхового обеспечения по обязательному страхованию. В 
целях упрощения страховой оценки и порядка выплаты страхового возмещения устанавливаются нормы страхового обеспечения в процентах от страховой оценки или в рублях на один объект.

По обязательному личному  страхованию в полной мере действуют 
принципы сплошного охвата, автоматичности, нормирования страхового 
обеспечения. Однако оно имеет строго оговоренный срок и полностью 
зависит от уплаты страхового взноса (например, по обязательному страхованию пассажиров). Добровольная форма страхования построена на соблюдении следующих принципов:

Добровольное страхование  действует в силу закона, и на добровольных 
началах. Закон определяет подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие условия страхования. Конкретные условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком. 
Добровольное участие в страховании в полной мере характерно только для 
страхователей. Страховщик не имеет права отказываться от страхования 
объекта, если волеизъявление страхователя не противоречит условиям 
страхования. Данный принцип гарантирует заключение договора страхования по первому (даже устному) требованию страхователя.

Выборочный охват добровольным страхованием, связанный с тем, что  не все 
страхователи изъявляют желание в нем участвовать. Кроме того, по 
условиям страхования действуют ограничения для заключения договоров. 
Добровольное страхование всегда ограниченно сроком страхования. При этом начало и окончание срока особо оговариваются в договоре, если страховой случай произошел в период страхования. Непрерывность добровольного страхования можно обеспечить только путем повторного перезаключения договоров на новый срок. Добровольное страхование действует только при уплате разового или периодических страховых взносов. Вступление в силу договора добровольного страхования обусловлено уплатой разового или первого страхового взноса. Неуплата очередного взноса по долгосрочному страхованию влечет за собой прекращение действия договора. Страховое обеспечение по добровольному страхованию зависит от желания страхователя. По имущественному страхованию страхователь может определять размер страховой суммы в пределах страховой оценки имущества. По личному страхованию страховая сумма по договору устанавливается соглашением сторон.

Действующее в настоящее  время условия всех видов страхования 
выработаны многолетней практикой его проведения с учетом опыта 
зарубежных стран. Они постоянно совершенствовались в целях более полного удовлетворения интересов страхователя. Развитие страхового рынка и конкуренции между страховщиками создают благоприятную почву для 
дальнейшего улучшения как существенных, так и несущественных условий 
страхования. 
4. Государственное регулирование страховой деятельности.

Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, ибо страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства. Несчастье одного страхователя является социально значимым для всего народного хозяйства. Страхование позволяет достаточно быстро восстановить нарушенное страховым случаем имущественное положение страхователя, восстановить разрушенные связи в хозяйственных правоотношениях воспроизводства. В функционировании страхового механизма, в страховой деятельности заинтересованы каждый из страхователей и государство.

Долгое время в нашей  стране, как и во многих странах  мира на определенном этапе общественного  развития, существовала государственная монополия на страхование. Монополия страхования давала возможность широкого привлечения страхователей, большей устойчивости страховых организаций, но вследствие отсутствия конкуренции происходило ограничение круга предоставляемых страховых услуг, снижение размера страховых премий. Однако в период перехода к рыночной системе хозяйствования нельзя полностью отказаться от государственного страхования.

Государственное воздействие  на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности.

Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий.

К предварительному надзору  относится проверка соответствия страховых  организаций установленным требованиям  и выдача лицензий на право осуществления  определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров.[9,44]

К текущему надзору относится  проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.п.

Основным источником правового  регулирования страховой деятельности и страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации и принятые Росстрахнадзором: Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 1994г, Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, от 19 июня 1995 г., Положение о страховом пуле от 18 мая 1995 г., Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации от 19 февраля 1995 г., Правила размещения страховых резервов от 14 марта 1995 г., Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни от 18 марта 1994 г., Положение о порядке проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию, утвержденное ЦБ РФ 15 декабря 1995 г.

Страховой надзор в настоящее  время осуществляет департамент  страхового надзора Министерства финансов РФ. Основные функции надзора определены в ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»: а) выдача страховщиками лицензий на осуществление страховой деятельности; б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности; е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Для исполнения возложенных  обязанностей федеральный орган  исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе: а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении. Многие сведения поступают от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан; б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности; в) при выявлении нарушений страховщиками требований закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий; г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Для осуществления текущего надзора за деятельностью страховых организаций постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993 г. «О территориальных органах страхового надзора» предусмотрено создание территориальных органов страхового надзора, которые вправе проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также граждан.

 

Заключение.

Наиболее характерной  чертой страхования является образование  резервов (денежных фондов) за счет децентрализованных источников – взносов страхователей. Эти фонды находятся в распоряжении самостоятельного юридического лица - страховой организации, которой  выдана лицензия (разрешение) на право  заниматься страховой деятельностью. При наступлении страхового случая и производятся выплаты либо самому страхователю, либо иному указанному в законе или договоре лицу.

В условиях рыночной экономики  страхование выступает гарантом финансовой стабильности ее субъектов, независимо от их организационно-правой формы. Кроме того, оно, являясь источником возмещения потерь, распределяет сумму  понесенных убытков между всеми  страховщиками, что облегчает несение  тягот отдельного страховщика. Страховая  деятельность в Российской Федерации  осуществляется на основе государственной  лицензии, выдаваемой федеральным органом  исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Осуществление страхования  без лицензии влечет за собой признание  всех заключенных сделок недействительными. Порядок и условия выдачи лицензий на проведение страховой деятельности закреплены “Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации”, утвержденными  Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. № 02-02/08.

Государственный контроль за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Основные функции этого органа перечислены в ст. 30 Закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации”.

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Александрова Т. Коммерческое страхование: Справочник. М., 2011.
  2. Гражданский Кодекс РФ (часть вторая) принят Государственной Думой 22декабря 1995 года.
  3. Информационно-правовая система «Консультант – плюс».
  4. Никитина Т. В. Страхование коммерческих и финансовых рисков.— СПб.: Питер, 2010.
  5. Организационно-экономические основы страхового бизнеса / Р.Т. Юлдашев. М.: Изд-во: Анкил, 2007.
  6. Страховое дело. Учебник под редакцией профессора Рейтмана Л. И. М., 2009.
  7. Страховой портфель. Рубина Ю. Б., Солдаткин В. И. - М. : “СОМИНТЕК”, 2008 .
  8. Федеральный закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 “О страховании”
  9. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект. - М.: Финансы и статистика, 2008.

Информация о работе Понятие страхования