Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:06, реферат
Наиболее характерной чертой страхования является образование резервов (денежных фондов) за счет децентрализованных источников – взносов страхователей. Эти фонды находятся в распоряжении самостоятельного юридического лица - страховой организации, которой выдана лицензия (разрешение) на право заниматься страховой деятельностью. При наступлении страхового случая и производятся выплаты либо самому страхователю, либо иному указанному в законе или договоре лицу.
Введение……………………………………………………………………...2
1. Понятие страхования……………………………………………………….5
1.1. История развития страхования…………………………………………..5
1.2. Что такое страхование…………………………………………………...12
2. Отрасли, подотрасли, виды и формы страхования………………………13
3. Принципы обязательного и добровольного страхования…………..17
4.Государственное регулирование страховой деятельности………….19
Заключение………………………………………………………………….23
Бессрочность обязательного
страхования. Она действует в
течение всего
периода, пока страхователь пользуется
застрахованным имуществом. Только
бесхозное и ветхое имущество не подлежит
страхованию. При переходе
имущества к другому страхователю страхование
не прекращается. Оно теряет силу только
при гибели застрахованного имущества.
Нормирование страхового обеспечения
по обязательному страхованию. В
целях упрощения страховой оценки и порядка
выплаты страхового возмещения устанавливаются
нормы страхового обеспечения в процентах
от страховой оценки или в рублях на один
объект.
По обязательному личному
страхованию в полной мере действуют
принципы сплошного охвата, автоматичности,
нормирования страхового
обеспечения. Однако оно имеет строго
оговоренный срок и полностью
зависит от уплаты страхового взноса (например,
по обязательному страхованию пассажиров).
Добровольная форма страхования построена
на соблюдении следующих принципов:
Добровольное страхование
действует в силу закона, и на
добровольных
началах. Закон определяет подлежащие
добровольному страхованию объекты и наиболее
общие условия страхования. Конкретные
условия регулируются правилами страхования,
которые разрабатываются страховщиком.
Добровольное участие в страховании в
полной мере характерно только для
страхователей. Страховщик не имеет права
отказываться от страхования
объекта, если волеизъявление страхователя
не противоречит условиям
страхования. Данный принцип гарантирует
заключение договора страхования по первому
(даже устному) требованию страхователя.
Выборочный охват добровольным
страхованием, связанный с тем, что
не все
страхователи изъявляют желание в нем
участвовать. Кроме того, по
условиям страхования действуют ограничения
для заключения договоров.
Добровольное страхование всегда ограниченно
сроком страхования. При этом начало и
окончание срока особо оговариваются
в договоре, если страховой случай произошел
в период страхования. Непрерывность добровольного
страхования можно обеспечить только
путем повторного перезаключения договоров
на новый срок. Добровольное страхование
действует только при уплате разового
или периодических страховых взносов.
Вступление в силу договора добровольного
страхования обусловлено уплатой разового
или первого страхового взноса. Неуплата
очередного взноса по долгосрочному страхованию
влечет за собой прекращение действия
договора. Страховое обеспечение по добровольному
страхованию зависит от желания страхователя.
По имущественному страхованию страхователь
может определять размер страховой суммы
в пределах страховой оценки имущества.
По личному страхованию страховая сумма
по договору устанавливается соглашением
сторон.
Действующее в настоящее
время условия всех видов страхования
выработаны многолетней практикой его
проведения с учетом опыта
зарубежных стран. Они постоянно совершенствовались
в целях более полного удовлетворения
интересов страхователя. Развитие страхового
рынка и конкуренции между страховщиками
создают благоприятную почву для
дальнейшего улучшения как существенных,
так и несущественных условий
страхования.
4. Государственное
регулирование страховой деятельности.
Как ни в какой другой
отрасли предпринимательской
Долгое время в нашей стране, как и во многих странах мира на определенном этапе общественного развития, существовала государственная монополия на страхование. Монополия страхования давала возможность широкого привлечения страхователей, большей устойчивости страховых организаций, но вследствие отсутствия конкуренции происходило ограничение круга предоставляемых страховых услуг, снижение размера страховых премий. Однако в период перехода к рыночной системе хозяйствования нельзя полностью отказаться от государственного страхования.
Государственное воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности.
Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий.
К предварительному надзору
относится проверка соответствия страховых
организаций установленным
К текущему надзору относится проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.п.
Основным источником правового
регулирования страховой
Страховой надзор в настоящее время осуществляет департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Основные функции надзора определены в ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»: а) выдача страховщиками лицензий на осуществление страховой деятельности; б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности; е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Для исполнения возложенных
обязанностей федеральный орган
исполнительной власти по надзору за
страховой деятельностью
Для осуществления текущего надзора за деятельностью страховых организаций постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993 г. «О территориальных органах страхового надзора» предусмотрено создание территориальных органов страхового надзора, которые вправе проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также граждан.
Заключение.
Наиболее характерной
чертой страхования является образование
резервов (денежных фондов) за счет децентрализованных
источников – взносов страхователей.
Эти фонды находятся в
В условиях рыночной экономики страхование выступает гарантом финансовой стабильности ее субъектов, независимо от их организационно-правой формы. Кроме того, оно, являясь источником возмещения потерь, распределяет сумму понесенных убытков между всеми страховщиками, что облегчает несение тягот отдельного страховщика. Страховая деятельность в Российской Федерации осуществляется на основе государственной лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Осуществление страхования без лицензии влечет за собой признание всех заключенных сделок недействительными. Порядок и условия выдачи лицензий на проведение страховой деятельности закреплены “Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации”, утвержденными Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. № 02-02/08.
Государственный контроль за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Основные функции этого органа перечислены в ст. 30 Закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации”.
Список используемой литературы: