Проблемы обязательного медицинского страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение сущности и структуры обязательного медицинского страхования в РФ.
Задачи работы:
рассмотреть и изучить систему обязательного медицинского страхования в РФ.
определить основных участников системы обязательного меди-цинского страхования и его финансирование.
изучить фонды обязательного медицинского страхования в Рос-сии, их задачи и функции.
рассмотреть проблемы обязательного медицинского страхования

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Сущность и структура обязательного медицинского страхования в РФ………………………………………………………………………………….5
1.1 Социально-экономическая природа и принципы обязательного медицинского страхования…………………………………………………………5
1.2 Финансирование медицинского страхования………………………10
Глава 2. Анализ состояния медицинского страхования в РФ и его финансиро-вание……………………………………………………………………………...12
2.1 Проблемы обязательного медицинского страхования в РФ……….12
2.2 Изменения на рынке ОМС……………………………………………..17
Глава 3. Пути совершенствования системы страхования…………………….20
3.1 Финансирование фондов обязательного медицинского страхова-ния……………………………………………………………………………….20
3.2 Добровольное медицинское страхование и его взаимодействие с ОМС………………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

Мировой опыт доказывает, что  система ОМС эффективно развивается  только при создании конкурентной среды  для страховых и медицинских  организаций, при широком внедрении страховых принципов.

Для создания идеальной модели страховой медицины необходимо использование «накопительного принципа» и за счет этого оказывать качественную медицинскую помощь застрахованному лицу.

Это можно достичь, по мнению экспертов, путём перехода страхования  на страховые принципы. Это считается  возможным при переходе на одноканальное финансирование медицинских организаций. Оплата медицинской помощи при одноканальном финансировании предполагает, что больницы получают финансовый ресурс за выполненные объемы работ по тарифам.

Считается, что введение одноканального финансирования здравоохранения — вопрос первостепенной важности. Суть одноканального финансирования проста: все деньги на деятельность больниц (кроме капремонта и строительства) идут через обязательное медицинское страхование. Однако чтобы запустить это механизм, нужно обеспечить ряд условий. Первое условие для введения одноканального финансирования: программа государственных гарантий оказания медицинской помощи населению должна быть бездефицитной. Второе условие: медицинская помощь, оказанная пациентам лечебным учреждением, должна оплачиваться по тарифам. Стоит заметить, что при одноканальном финансировании тарифы на медицинские должны возрасти. Иначе и быть не может. Они же включают в себя не пять базовых статей — зарплату, начисления на нее, питание, медикаменты, расходные материалы, но и расходы больниц на коммунальные услуги, текущий ремонт, расчеты со сторонними организациями. И, наконец, третье условие — наличие нормативной базы.

Финансирование медицинских  организаций из государственных  источников следует реализовать по принципу «деньги следуют за пациентом». Это означает концентрацию 80-90% государственных средств в системе ОМС и финансирование медицинских учреждений по результатам их работы. Из бюджета целесообразно финансировать лишь наиболее дорогостоящие высокотехнологичные виды помощи, а также часть социально значимых услуг (например, психиатрическую помощь в стационарных условиях).

В российской системе обязательного  медицинского страхования есть еще  один серьезнейший камень преткновения — это неработающие граждане и  платежи за них. Это особый элемент  финансовой поддержки в системе  ОМС, и очень важно ответственное  поведение регионов, органов власти субъектов. Ведь выбрав СМО, гражданин  должен еще суметь заставить своего номинального страхователя – работодателя либо государственный орган, заключить договор страхования в его пользу. Необходимо повысить роль застрахованного в системе ОМС. Он должен реально выбирать страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе – по результатам своего лечения давать «сигналы» страховщикам, какие медицинские организации и какие врачи пользуются его доверием.

У человека должно быть реальное право на выбор поликлиники, больницы через свободу выбора страховой медицинской компании. Должны быть лишь показания, направление участкового врача к хирургу, офтальмологу или гастроэнтерологу. В какую больницу человек пойдет за врачебной помощью, туда за ним пойдут и государственные деньги. Появившаяся у пациента возможность идти с полисом ОМС как в частную, так и в муниципальную поликлинику - это реальный шаг к конкуренции в медицине. Это обеспечит доступ к бюджетным ресурсам на конкурсной основе частным и негосударственным структурам, это откроет дорогу реальной конкуренции в сфере здравоохранения. Участие частных клиник в системе ОМС как раз и обеспечивает конкурентную основу выбора. Не секрет, что многие государственные больницы являются своеобразными монополистами в оказании медицинских услуг.

В принципе, система ОМС  должна гарантировать гражданам  возможность получения медицинской помощи независимо от того, где она оказана, будь то государственное, муниципальное учреждение или частная структура.

Также разработан метод подушевого финансирования амбулаторной службы. Поликлиники должны получать средства на прикрепившихся к ним застрахованных. Чем больше прикрепленных, тем больше плановый объём финансирования. Для того чтобы из планового он стал фактическим, нужно, чтобы прикрепленное население меньше болело. Участковому врачу становится выгодно предупредить болезнь, своевременно провести диспансеризацию, пролечить человека в дневном стационаре или стационаре на дому.

Система обязательного медицинского страхования показала свою способность к совершенствованию. Являясь по понятным причинам одним из центров внимания общества, система ОМС претерпела в последние годы значительные изменения в части сбора страховых взносов. Наметились новые пути развития обязательного медицинского страхования, его финансирование, развитие конкурентной основы в области страхования и предоставление медицинских услуг, а также повышения качества услуг и их контроля.

И все-таки дополнительные вливания в отрасль крупных инвестиционных средств позволит ещё больше увеличить уровень качества гарантируемой государством медицинской помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Закон РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2006 г.).

2. Четыркин Е. «Медицинское  страхование на западе и в 
России»//Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 12, с.93

3. Фёдорова Т.А. Медицинское  страхование и защита здоровья  населения /Т.А.Фёдорова // Финансы. – 2008. - №10. – С.48-51.

4. Архипов А.П., Резников  А.А. Трансформация рынка обязательного  медицинского страхования /А.П.Архипов., А.А.Резников // Финансы. – 2006. - №6. – С.46-50.

5. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева 3.А. Право социального обеспечения: Учебник. - М.: ТК Велби, КноРус, 2007. - 384 с.

6. Махов В.В. Страхование:  учебник для вузов. – М.:Юнити, 2000. – 311с.

7. Право социального обеспечения России: Учебник. / Под ред. К. Н. Гусова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 488 с.

8. Анисимов В. Правовые  и организационно-экономические  основы формирования территориальных  программ ОМС. Страховое дело 1999г. № 3 с.26 – 32.

9. Устав Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования. Утвержден Правительства  РФ от 29 июля 1998 г, № 857.

10.   Андреева О., Тэгай Н. Контроль качества медицинской помощи – основа защиты прав пациентов // Медцинский вестник 2007 № 34.

11.   Общественная палата Российской Федерации. Решения комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения. 2006 г. 72 стр.

12.   (Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А. и др. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы /Отв. редактор Шишкин С.В. WP1/2002/07 Независимый институт социальной политики.- М., ООО «Пробел – 2000», 2002г. 178 с.)

13.   Решетников А.В., Алексеева В.М., Е.Б. Галкин и др. Экономика здравоохранения. Учебное пособие для вузов. М., ООО «Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007, 271 с.

14.   Гришин В.В. Система ОМС работает без сбоев уже 15 лет. //Медицинский вестник №16 (443), 2 мая 2008 г. стр. 4.

15.   Доклад о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2007 году /Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. – Электрон. дан. – М., 2008. – Режим доступа:#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.expert-rating.ru/research/service/market_strahovaniy.html

 

 


Информация о работе Проблемы обязательного медицинского страхования в России