Проблемы пенсионного страхования Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных пенсий и их видов, а также анализ индексаций пенсий в 2009 году.
К основным задачам курсовой работы, посвященной государственным пенсиям, можно отнести:
1) рассмотреть понятие государственных пенсий, обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного страхования;
2) провести развёрнутый анализ по видам государственных пенсий;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Система пенсионного обеспечения в РФ..………………………….....5
1.1. Понятие государственных пенсий…………………………………………..5
1.2. Сущность и понятие обязательного пенсионного страхования…………...8
1.3. Сущность и понятие добровольного пенсионного страхования………...12
1.4. Программа государственного софинансирования пенсий……………….16
1.5. Фонды пенсионного страхования………………………………………….18
1.6. Внедрение персонифицированного учета…………………………………20
Глава 2. Анализ индексаций пенсий в 2009 году……………………………...28
2.1. Основные виды государственных пенсий………………………………....28
2.2. Индексация пенсий в 2009 году……………………………………………42
2.3. Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда РФ…………………….44
Глава 3. Динамика развития пенсионного страхования в России……………44
3.1. История возникновения пенсионного страхования………………………44
3.2. Развитие пенсионного страхования в 2010-2011 годах…………………..50
Заключение……………………………………………………………………….55
Список источников………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_Пример.docx

— 43.19 Кб (Скачать файл)

3. страховая  часть трудовой пенсии по случаю  потери кормильца;

4. социальное  пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.  

 Уплата денежных  средств для пенсионного страхования  производится в виде страховых  взносов. Существует определенный  тариф страховых взносов или  же размер страхового взноса  на единицу измерения базы  для их начисления.  

Можно выделить следующие виды тарифов  страховых взносов:

1) для  выступающих в качестве работодателей  страхователей, за исключением  выступающих в качестве работодателей  организаций, занятых в производстве  сельскохозяйственной продукции, родовых семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) для  выступающих в качестве работодателей  организаций, занятых в производстве  сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.  

 Контроль за  использованием средств на обязательное  пенсионное страхование бюджета  Пенсионного фонда РФ осуществляется  Счетной палатой РФ, а также  наблюдательным советом страховщика,  создаваемым в порядке, определяемом  Правительством РФ. Средства бюджета  Пенсионного фонда РФ являются  федеральной собственностью и  не входят в состав других  бюджетов. Бюджет Пенсионного фонда  РФ составляется страховщиком  на финансовый год с учетом  обязательного сбалансирования  доходов и расходов этого бюджета.  При формировании бюджета Пенсионного  фонд РФ на очередной финансовый  год, устанавливается норматив  оборотных денежных средств. Но, не смотря на свою стабильную  деятельность, сроки составления  не приносят нужного эффекта.  Бюджет Пенсионного фонда РФ  и отчет о его исполнении  утверждаются ежегодно по представлению  Правительства РФ федеральными  законами в порядке, определяемом  Бюджетным кодексом РФ. Бюджет  Пенсионного фонда РФ является  консолидированным.  
  
  
  
 

1.3. Сущность и  понятие добровольного пенсионного  страхования.  

 В соответствии  со статьей 29 Федерального закона  от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской  Федерации» физические лица имеют  право добровольно вступать в  правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию и осуществлять  уплату страховых взносов в  бюджет Пенсионного фонда Российской  Федерации за другое физическое  лицо, за которое не осуществляется  уплата страховых взносов. Закон  не ограничивает круг таких  лиц. Однако обязательным условием  является отсутствие уплаты страховых  взносов за указанное лицо.

Таким образом, гражданин вправе добровольно  вступать в правоотношения и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей за другое физическое лицо, являющееся безработным, студентом, школьником старших классов, домохозяйкой и др. Если человек в настоящее время нигде не работает, то страхователь за него страховые взносы не уплачивает.  

 На данный  момент не существует строго  урегулированного законом нормативного  документа в отношении добровольного  пенсионного страхования. Но стоит  в очереди на утверждение проект  ФЗ «О добровольном накопительном  пенсионном страховании в РФ».  Если обязательное пенсионное  страхование считается государственным,  то добровольное пенсионное страхование  относиться к негосударственному  пенсионному обеспечению.  

 Представленный  законопроект регулирует правовые, экономические и социальные отношения,  возникающие при осуществлении  добровольного накопительного пенсионного  страхования. Добровольным накопительным  пенсионным страхованием можно назвать система накопительного пенсионного страхования, которая основывается на добровольном участии физических и юридических лиц в формировании пенсионных накоплений с целью получения физическими лицами пенсий, дополнительных к видам пенсий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и государственном пенсионном обеспечении. Эта система включает в себя следующие виды накопительного пенсионного страхования:

1) личное  накопительное пенсионное страхование,  предусматривающее формирование, назначение  и выплату личных дополнительных пенсий на основании пенсионных договоров, заключённых физическими лицами в свою пользу, или физическими либо юридическими лицами в пользу третьих физических лиц, независимо от их места работы и жительства;

2) корпоративное  накопительное пенсионное страхование,  предусматривающее формирование, назначение  и выплату корпоративных дополнительных  пенсий на основании пенсионных  договоров, заключенных работодателем  в пользу физических лиц, состоящих  (ранее состоявших) в трудовых  отношениях с работодателем, по  условиям, определённым трудовым  договором, либо коллективным  договором, либо региональным (отраслевым, межотраслевым, территориальным,  профессиональным) соглашением;

3) региональное  накопительное пенсионное страхование,  предусматривающее формирование, назначение и выплату региональных дополнительных пенсий на основании пенсионных договоров, заключённых по единым для данного административно-территориального образования Российской Федерации условиям.   

 Деятельность  по добровольному накопительному  пенсионному страхованию включает  в себя приём и накопление  пенсионных взносов, инвестирование  и организацию инвестирования  активов добровольного накопительного  пенсионного страхования, учёт  пенсионных накоплений, назначение  и выплату дополнительных пенсий  пенсионерам. Добровольное накопительное  пенсионное страхование осуществляется  в соответствии с условиями  пенсионного договора, заключаемого  между вкладчиком и накопительным  пенсионным фондом. Добровольное  накопительное пенсионное страхование  осуществляется исключительно накопительными  пенсионными фондами, а именно, на базе осуществления данного  страхования создаётся фонд по  добровольному накопительному пенсионному  фонду.

Вкладчиком  в данный фонд могут быть различные  лица:

1) любое  физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства;

2) любое  юридическое лицо, зарегистрированное  на территории Российской Федерации,  а также иностранное юридическое  лицо;

3) исполнительные  органы государственной власти  субъектов Российской Федерации и (или) исполнительные органы местного самоуправления.

Участниками данного фонда могут быть различные  физические лица, заключившие пенсионные договоры.

Пенсионные  взносы по добровольному страхованию  уплачиваются вкладчиками в соответствии с выбранными ими пенсионными схемами, которые также могут быть различного вида:

1. с установленными  взносами (условия пенсионной схемы  устанавливают порядок уплаты  пенсионных взносов вкладчиком, а порядок выплаты дополнительной  пенсии участнику определяется  в момент её назначения);

2. с установленными  выплатами (условия пенсионной  схемы устанавливают порядок  выплаты дополнительной пенсии  участнику, в соответствии с  которым оговаривается порядок  уплаты пенсионных взносов вкладчиком).

Вкладчики и пенсионеры вправе требовать замены пенсионной схемы, выбранной при заключении пенсионного договора, на другую зарегистрированную пенсионную схему данного фонда. Вкладчики взносов несут обязанность по выбору определенной пенсионной схемы, но с правом её изменения на другую предоставленную. С одной стороны, данный способ уплаты взносов является эффективным и гарантированным, но с другой стороны - имеет некоторые несостыковки в распределении внесённых в фонд денежных средств.

Фонд  обязан осуществлять учет исполнения своих накопительных обязательств перед вкладчиками и пенсионных обязательств перед пенсионерами в форме ведения пенсионных счетов добровольного накопительного пенсионного страхования.

Исходя  из вышесказанного следует, что пенсионное страхование выступает в нескольких формах, одной из которых является государственное пенсионное страхование, регулируемое Пенсионным фондом РФ. А второй формой является негосударственное страхование - добровольное накопительное страхование, имеющее свои отличительные признаки.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

1.4. Программа государственного  софинансирования пенсий.

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить  свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации  действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии (граждане 1966 года рождения и старше). Чтобы получить право на государственное софинансирование пенсии, нужно подать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации.  Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года. Государство будет ежегодно софинансировать дополнительные пенсионные накопления в пределах от 2000 до 12000 рублей включительно в течение 10 лет с момента уплаты первых взносов в рамках Программы. Граждане вправе сами определять и менять размер своих взносов, а также прекратить или возобновить выплаты в любое удобное время.  

 Каждую 1 000 рублей, которую гражданин добровольно  отложит себе на пенсию, государство  удвоит, добавив еще столько же  из бюджета. Такая система начала  действовать в России с начала  этого года. Существует два условия:  взнос гражданина должен быть  не менее 2 000 рублей в год  (около 170 рублей в месяц), а  государство готово выделить  на каждого не более 12 000 рублей      (1 000 рублей в месяц). То есть, если гражданин ежемесячно откладываете на свой пенсионный счет по 1 000 руб., в начале следующего года государство перечислит на него дополнительно 12 000 руб. В результате пенсионные накопления ежегодно пополняются на 24 000 рублей. (Приложение 2).  
  
  
  
  

 

 

 Рис. 1.  
  
  
  
 

1.5. Фонды пенсионного  страхования.

В нашем  государстве довольно остро стоит  проблема обеспечения гражданами себе достойного существования в старости. Задайте любому пенсионеру вопрос – устраивает ли его размер собственной пенсии? И Вам ответят, что с уходом на пенсию уровень жизни ощутимо понижается. Поэтому государством уделяется много внимания вопросам деятельности фондов пенсионного страхования.

Что касается обязательного пенсионного страхования, - роль страховщика в данном случае выполняет Пенсионный фонд РФ. Это  государственное учреждение, и его  территориальные фонды пенсионного  страхования – это стройная централизованная система, призванная управлять средствами обязательного пенсионного страхования в России. По обязательствам российского фонда пенсионного страхования государство несет перед застрахованными лицами полную субсидиарную ответственность.

Законодательной основой для деятельности государственного фонда пенсионного страхования и его территориальных подразделений является Федеральный закон «Об управлении средствами гос. пенсионного обеспечения» и ряд других законодательных актов. Территориальные органы Пенсионного фонда России являются юридическими лицами, и Положения об их деятельности проходят процедуру утверждения в Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Формирование  бюджета государственных фондов пенсионного страхования Российской Федерации происходит за счет нескольких источников: страховых взносов; сумм финансовых санкций, пеней и пр.; средств федерального бюджета; доходов от инвестирования свободных средств фондов пенсионного страхования; взносов организаций и физических лиц, которые уплачиваются ими на добровольной основе;  
других источников, разрешенных законодательством Российской Федерации.

Наряду  с государственными пенсионными  фондами действуют и негосударственные  фонды пенсионного страхования. Это мировая практика, надежный метод  обеспечения лиц пенсионного  возраста в большинстве экономически развитых стран с рыночной экономикой. Государственная поддержка пенсионеров ограничивается там лишь минимальными выплатами. Остальные суммы граждан за долгие годы трудовой деятельности аккумулируют на персональных счетах негосударственные фонды пенсионного страхования. При этом подавляющая часть денежных средств вносится работодателями.

Цели  и задачи негосударственных фондов пенсионного страхования следующие:  
1. повышение размеров пенсий граждан России до уровня, позволяющего вести достойное существование на склоне лет;

2. стимулировать  развитие пенсионной реформы  в сторону развития накопительных  принципов;

Информация о работе Проблемы пенсионного страхования Российской Федерации