Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:15, реферат
Первоначальные формы страхования возникли в глубокой древности. Еще в рабовладельческом обществе были добровольные соглашения, в которых можно различить черты современного договора страхования. Самые древние правила страхования, дошедшие до нас, изложены в одной их книг Талмуда.
Операции, в которых отдаленно просматривались начала страховой деятельности, появились уже в Шумере (область в Месопотамии — Двуречье, ныне Южный Ирак, где в 4–3 тысячелетии до нашей эры сформировались первые классовые государства Ур, Урук и Лагаш); тамошним торговцам выдавалась финансовая гарантия или сумма денег (в форме займа или создания общей кассы) для защиты их интересов в случае утраты груза во время перевозки.
Во-первых, в условиях низких экономических показателей республики (период после Первой мировой войны и революции), преобладания сельского населения и натуральных продуктов производства государство через введение государственного имущественного страхования предоставило гарантии возмещения ущерба населению при наступлении страхового случая.
Во-вторых, в условиях полной государственной монополии ликвидирование коммерческих страховых компаний привело к снижению страховой защиты субъектов экономических отношений, а также оставило в прошлом накопленный бесценный опыт рыночного страхования и сложившуюся страховую культуру общества.
В
целях функционирования вновь определенной
страховой системы, регулирования
ее в условиях государственной монополии
18 сентября 1925 г. Советом народных комиссаров
СССР утверждено Положение «О государственном
страховании Союза Советских
Социалистических Республик» (далее -
Положение). Настоящим Положением определена
структура страховой отрасли
на основании прививавшихся
Таким
образом, указанное Положение создало
принципиально новую структуру
страховой отрасли в СССР на основе
государственной монополии, выражающейся
в полном административном регулировании
деятельности отрасли. Эта модель страховой
системы по своим принципам была
диаметрально противоположна существовавшей
в дореволюционной России. Положительной
чертой полного административного
регулирования страхования
Добровольные
виды в данный период развития не получили,
а в 1929 году началась одна из многих
реорганизаций Госстраха, после
чего центральный орган и страховые
подразделения на местах были упразднены
и до 1933 года не функционировали. Проведение
страховых операций возлагалось
на финансовые органы и сберегательный
банк, которые продолжали оказывать
страховые услуги, но как дополнительный
род занятий в своей основной
деятельности. В 1933 году ошибку осознали,
страховая система была восстановлена
и дальнейшая работа продолжалась в
системе Главного управления государственного
страхования СССР. C 1934 года постепенно
восстанавливалось добровольное страхование.
Особо важную роль в становлении
страхования и развитии добровольных
видов страхования сыграла
Во время Великой Отечественной войны возрождение страховой системы было подорвано. Постановлением Совнаркома СССР, принятым в июне 1941 г., органы Госстраха освобождались от ответственности по личным и имущественным видам страхования, возникшим в результате военных действий. После освобождения оккупированных территорий государством создаются самые благоприятные условия для развития страхования, вводятся льготные тарифы. Особенно широко распространяется страхование жизни. В послевоенный период страхование жизни активно развивалось и служило существенным дополнением к не слишком щедрому социальному обеспечению. Также в этот период были разработаны и утверждены новые правила личного страхования.
В 1947 году из состава Госстраха было выделено в качестве самостоятельного юридического лица управление иностранного страхования (Ингосстрах), после чего Госстрах концентрировал свою работу внутри страны, а Ингосстрах занимался обеспечением страхового покрытия внешнеторговых обязательств государства. С этого момента осуществлять страхование в СССР стали 2 страховые компании на принципах четкого разделения сфер деятельности в условиях государственной монополии.
Принципиально
новое развитие страхование получило
после принятия Постановления Совета
Министров СССР от 25 октября 1958 г. №
1187, утвердившего типовое положение
«Об органах государственного страхования
союзных республик». В соответствии
с этим положением органами административного
регулирования страховой
Предметом
регулирования положения «Об
органах государственного страхования
союзных республик» являлись административно-правовые
отношения органов
С
введением этого положения
Изменение
порядка регулирования
Национальный
страховой рынок в Республике
Беларусь стал формироваться одновременно
с частным сектором экономики
и демонополизацией страхования. Предпосылкой
к созданию института страхования
послужила необходимость в
Институт
страхования содержит экономическую
и юридическую категории. На основании
норм Гражданского кодекса Республики
Беларусь к экономическому содержанию
страхования относятся
Для обеспечения развития и контроля за страховым рынком постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 1991 г. № 394 «О мерах государственного регулирования страховой деятельности в республике» образован орган государственного управления, регулирующий взаимоотношения в сфере страхования, - Государственный страховой надзор Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь (далее - Госстрахнадзор). Его главной задачей являлось обеспечение выполнения всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании в целях развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства [10]. Впоследствии этот орган осуществлял свои функции с 13 октября 1995 г. при Министерстве финансов Республики Беларусь, а с 31 октября 2001 г. в составе этого же министерства в качестве главного управления страхового надзора. В настоящее время страховую деятельность в Республике Беларусь регламентирует Указ Президента Республики Беларусь № 530 от 25 августа 2006 г. «О страховой деятельности», утвердивший Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь. В Положении о страховой деятельности в Республике Беларусь определены участники страхового процесса, введены нормы по созданию, функционированию и ликвидации страховых организаций, укреплению их финансового состояния. В этом же документе определен перечень обязательных видов страхования и механизм работы по ним. В целях регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь в вышеуказанном Положении определены функции главного управления страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь, которое в настоящее время осуществляет надзор и контроль за страховой деятельностью. По своему предназначению и функциям надзор и контроль в сфере страхования имеют существенное различие, при чем каждый из них выполняет свои важные функции. Непосредственно надзор в отличие от контроля предполагает осуществление административным органом наименьшего непосредственного влияния на страховую деятельность, выраженную в анализе работы отдельных страховых компаний и отрасли в целом по вопросам соблюдения действующего законодательства и эффективности развития отрасли в целом (п. 70.1). Вместе с тем на страховой контроль возложены более широкие функции, которые предполагают более тесное взаимодействие страховых организаций и страхового надзора (отчетность, плановые проверки и т.д.), обусловленное объективной необходимостью для соблюдения законных прав субъектов страховой деятельности, более эффективного функционирования и развития рынка страховых услуг. В первую очередь вниманию страхового контроля подлежало финансовое состояние страховых компаний: минимальный размер уставного фонда, соотношение между финансовыми активами и принятыми страховыми обязательствами, платежеспособность и финансовая устойчивость компаний и другие финансовые показатели, влияющие на осуществление деятельности (п. 70.3). Правильное разделение функций между контролем и надзором, а также выбранные пределы влияния этих инструментов административного регулирования на рынок страховых услуг позволили создавать условия для дальнейшего становления национальной страховой отрасли в целом.