Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:23, реферат
При формировании и развитии законодательной базы страхового дела, в России важно понять, к какому виду рыночной системы направлен процесс.
Отказавшись от монополии государства в страховании, сложившейся в советский период, страховой рынок может быть одним из двух систем – монополистической конкуренции или олигополии.
Законы, принимаемые в РФ в последнее время, дают основание оценивать государственную политику как процесс формирования олигополистического страхового рынка.
По определению, олигополистический рынок - рынок, на котором небольшое количество продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга, торгует с большим количеством покупателей.
Отчисления на финансирование предупредительных мероприятий не признаются расходом страховых организаций для целей налогообложения. На это указано в Письме Минфина РФ от 15.04.02 № 24-00/КП-51 «О резерве предупредительных мероприятий».
По ст. 26 Закона РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» страховщики в порядке, установленном законодательством РФ, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности. В аналогичном порядке страховщики могут создавать и резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. Но резерв предупредительных мероприятий по своей природе и экономической сути не является страховым резервом, т. е. не имеет отношения к страховым обязательствам страховщика. Поэтому страховые организации не вправе включать этот резерв в состав страховых резервов. Это, однако, не лишает их права при условии включения таких отчислений в состав страхового тарифа производить и учитывать их в качестве расходных статей при формировании прибыли. Порядок формирования финансового результата регулируется нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, а не НК РФ. Средства для резерва предупредительных мероприятий имеют целевое назначение и предназначены только для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. Они не могут быть использованы на иные цели. Если в структуре страхового тарифа предусмотрены отчисления в резерв предупредительных мероприятий, страховщик должен производить такие отчисления и расходовать их в соответствии с целевыми направлениями. При этом при определении базовой страховой премии для расчета страховых резервов размер брутто-премии уменьшается на отчисления в резерв предупредительных мероприятий.
Резерв предупредительных мероприятий (РПМ) предназначен для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. В соответствии со ст. 26 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (от 27 ноября 1992 г. N 4015-1) страховщики вправе в добровольном порядке формировать данный резерв. Порядок его формирования аналогичен порядку формирования страховых резервов - за счет отчисления установленного процента от начисленной страховой премии по данному виду страхования.
При этом понятия "страховые резервы" и "резерв предупредительных мероприятий" различны по экономической сути: страховые резервы формируются для обеспечения обязательств по страховым выплатам, то есть для исполнения обязательств по договорам страхования; резерв предупредительных мероприятий - для финансирования мероприятий по предупреждению страховых случаев, то есть не имеет непосредственного отношения к страховым обязательствам, к конкретным договорам страхования. Однако страховые организации заинтересованы в уменьшении размера возможных страховых выплат и, следовательно, в уменьшении вероятности наступления страховых событий. Осуществление превентивных мероприятий является способом ограничения возможных неблагоприятных событий.
Таким образом, отчисления
в РПМ не могут быть учтены в
составе расходов в целях налогообложения
прибыли страховой организации,
как это предусмотрено
Размер отчислений в РПМ определяется исходя из процента, предусмотренного в структуре страхового тарифа по видам страхования. Наиболее часто отчисления в РПМ предусматриваются по следующим видам страхования: страхование от несчастных случаев; страхование грузов; страхование имущества юридических лиц; страхования имущества физических лиц. Размер подобных отчислений по добровольным видам страхования не может превышать 15% от общего размера тарифной ставки (п. 4 Письма Росстрахнадзора от 18 января 1995 г. N 15/1-1р "О примерном Положении о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования" с изменениями, внесенными Письмом Росстрахнадзора от 2 августа 1996 г. N 06/1-68р/16).
Если в структуре страхового тарифа предусмотрены отчисления в РПМ, страховщик должен производить такие отчисления, а также расходовать их в соответствии с целевыми направлениями. При этом при определении базовой страховой премии для расчета страховых резервов размер брутто-премии уменьшается на отчисления в РПМ.
Формирование и использование
средств РПМ осуществляется страховщиками
самостоятельно на основании разработанного
ими Положения о резерве
В Положении о резерве предупредительных мероприятий должны найти отражение основные направления использования аккумулированных средств. За счет этих средств могут финансироваться, в частности:
- строительство и реконструкция пожарных депо, испытательных пожарных лабораторий и полигонов;
- приобретение транспортных средств и наем транспорта (наземного, воздушного, водного), используемого для организации мероприятий по тушению пожара;
- строительство и реконструкция
диагностических станций
- закупки оборудования,
автотранспортных средств,
- проведение профилактических
и санитарно-гигиенических мер
по охране здоровья населения
и снижению травматизма и
Финансирование
Учет РПМ ведется на счете 96 "Резервы предстоящих расходов", на котором открывается субсчет 96 "Резерв предупредительных мероприятий" (субсчет 96 "РПМ").
Поскольку формирование РПМ осуществляется за счет отчисления установленного процента от начисленной страховой премии по данному виду страхования, то в бухгалтерском учете после начисления страховой премии по договору страхования.
Величина РПМ соответствует сумме отчислений в данный резерв в отчетном периоде, увеличенной на величину РПМ на начало отчетного периода и уменьшенной на сумму израсходованных средств на предупредительные мероприятия в отчетном периоде:
где ОРотч - отчисления в РПМ отчетного периода;
РПМпред - величина РПМ на начало отчетного периода;
ПМотч - сумма средств, израсходованных на предупредительные мероприятия в отчетном периоде.
В соответствии с Письмом Росстрахнадзора от 03.07.95 № 08/2-32р/02 «Об определении доли перестраховщиков в страховых резервах и формировании резерва предупредительных мероприятий» с учетом целей формирования и использования средств РПМ, не связанных с исполнением страховых обязательств, РПМ формируется только страховщиком. Расчет перестраховочной премии производится страховщиком за минусом отчислений в РПМ.
Аналитический учет РПМ ведется в разрезе форм страхования: обязательное, добровольное страхование, с выделением РПМ по обязательному медицинскому страхованию.
Информация о резерве предупредительных мероприятий представляется в следующих формах отчетности: Бухгалтерский баланс (форма N 1-страховщик); Отчет об использовании средств резерва предупредительных мероприятий (форма N 9-страховщик).
Список литературы:
1. Арихипов А.П., В.Б. Гомеля Страхование: Современный курс. Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2007. 2. Просветов Г.И. Задачи и решение: Учеб. Пособие – М.: Альфа-Пресс, 2008. 3. Шахов В.В., Ахвледиани Ю.Т. Страхование. Учебник для вузов. -3-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2010. 4. Шихов А.К. Страхование: Учеб. пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 5. Шахов В.В. Страхование: 6. Гвозденко А.А. Основы 7. Практикум по страховому делу: Учеб. пособие для вузов/Под ред. В.И.Рябикина. - М.: Финстатинформ, 2005. 8. Гражданский кодекс РФ, ч.2 гл.48 "Страхование".-М.:Юрист, 1997. |