Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа
Целью работы является изучение и рассмотрение роли и значения ДМС в охране здоровья работающего населения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) обосновать основные характеристики ДМС, а также рассмотреть его роль в повышении качества жизни рабочего населения; 2) рассмотреть организационную систему ДМС в России; 3) определить перспективы развития ДМС в России.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ……………………………………………………………..5
Понятие и сущность ДМС…………………………………………………...5
1.2 Особенности и принципы ДМС………………………………………….....7
1.3 Роль ДМС в повышении качества жизни рабочего населения…………..9
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДМС В РОССИИ……………..11
2.1 Экономический механизм взаимодействия субъектов ДМС в России….11
2.2 Пакеты услуг ДМС, предоставляемые страховыми компаниями………..14
2.3 Проблемы организации ДМС в России……………………………………17
Глава 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДМС В РОССИИ…………………….20
Заключение……………………………………………………………………....25
Список литературы………………………………………………………………27
2.2 Пакеты услуг
ДМС, предоставляемых
Сегодня страховые компании предлагают разнообразные пакеты услуг в области ДМС. Наиболее распространены следующие программы страхования: 1. Детский договор ДМС. Этот пакет услуг предназначен для оказания медицинской помощи ребенку. Детский полис добровольного медицинского страхования начинает действовать с самого рождения ребенка и до 15-16 лет9. Такой полис дает возможность пользоваться услугами личного детского врача, а также врачей-специалистов. На протяжении всего срока действия полиса здоровье ребенка будет находиться под надежной медицинской опекой. 2. Поликлинические программы. Таким пакетом услуг пользуются, в основном, те, кто устал от длинных очередей, невнимательного отношения врачей и других прелестей бесплатной медицины. Страховые компании сотрудничают со многими поликлиниками. Люди сами могут выбрать для себя подходящую поликлинику. Данный полис добровольного медицинского страхования включает в себя услуги врача-терапевта, консультации врачей-специалистов, выезд врача на дом, вызов скорой помощи и т.д. 3. Страховые программы, связанные с ведением беременности и родами. Наверное, не стоит объяснять, какую выгоду несет данный вид услуг добровольного медицинского страхования. В течение всего срока беременности за женской половиной населения будут наблюдать квалифицированные акушеры-гинекологи. При наступлении родов будут обеспечены комфортные условия в лучших родильных домах. Сами роды и послеродовое наблюдение буду проходить под пристальным присмотром лучших врачей. 4. Корпоративные программы ДМС. Остановимся на этом пакете услуг более подробно, так как он наиболее соответствует теме курсовой работы. Страхование здоровья сотрудников – это пусть к построению здоровых взаимоотношений в коллективе. Порой болезнь одного сотрудника может серьезнейшим образом отразиться на работе всей компании. Помочь работникам быстрее вернуться в коллектив – это первостепенная задача руководителя. Корпорации могут приобретать полисы ДМС для своих сотрудников в рамках социального пакета, создающего сотрудникам дополнительные моральные и материальные стимулы. Корпоративные программы добровольного медицинского страхования дают экономические преимущества как корпорациям, так и сотрудникам. Своевременное и квалифицированное медицинское обслуживание позволяет корпорации сократить потери рабочего времени по причинам болезней сотрудников. Сотрудники, в свою очередь, через корпоративные полисы ДМС получают более дешевую медицинскую страховку (за счет «оптовых» цен на страхование) или даже бесплатный полис, если корпорация берет на себя все расходы на страхование. Основной пакет услуг, предоставляемых страховыми организациями, включает10: 1) комплексная программа, которая включает амбулаторную и стационарную помощь); 2) экстренные услуги; 3) стоматологическая помощь; 4) педиатрическая помощь; 5) кардиологические услуги; 6) вакцинация; 7) профилактические программы. Преимущества корпоративных программ ДМС:
5. Лечение за рубежом. Таким пакетом услуг могут воспользоваться те, кто часто выезжает за границу. Медицинские услуги за границей весьма дороги. Если вдруг вам придется воспользоваться медицинской помощью за рубежом, полис ДМС поможет вам покрыть затраты.
2.3 Проблемы организации ДМС в России
Организация ДМС в России имеет ряд своих сложностей и проблем. Во-первых, существует несоответствие между законодательными документами (Законом РФ «О медицинском страховании» и Законом «О страховании» в части возврата части страхового взноса, оформления договора ДМС и др.). Во-вторых, отсутствуют налоговые льготы на доход граждан в части средств, направляемых на ДМС (предоставление данных налоговых льгот представляется оправданным в связи с тем, что ДМС осуществляет частичное финансирование государственного здравоохранения). В-третьих, стремление большинства медицинских учреждений компенсировать недостаток бюджетных ассигнований за счет предоставления медицинских услуг в рамках ДМС зачастую становится в ущерб их качеству. В-четвертых, у страховых компаний отсутствует банк статистических данных (статистика заболеваемости, ее распределение по полу, возрасту, профессии, виду заболеваний и т.п.), который является основанием для расчета страховых взносов. В-пятых, в настоящее время программы обязательного и добровольного медицинского страхования не конфликтуют между собой, в связи с тем, что ОМС предоставляет гражданам гарантируемый минимум бесплатных медицинских услуг, а добровольное страхование - сверх этого минимума, что позволяет значительно расширить спектр предлагаемых медицинских услуг12. Однако, несмотря на видимые преимущества системы ДМС, ее существенным недостатком является то, что полис не обеспечивает страхователя покрытием на случай возникновения смертельно опасного заболевания. Включение подобных рисков в общее страховое покрытие значительно усложняет методику расчета страховых тарифов. Если обычное страхование расходов на лечение относится к группе рисковых видов страхования и расчет тарифов производится по методике, принятой в имущественных видах страхования, то страхование от критических заболеваний требует иных подходов к расчету платежей. Это объясняется, во-первых, долгосрочным характером страхового покрытия и, во-вторых, тем, что такой вид страхования сочетает в себе черты рискового и накопительного страхования. Помимо всех перечисленных проблем можно еще выделить более общие проблемы, которые стоят не только перед ДМС, но и перед медицинским страхованием в целом: возрастание числа пожилых людей, то есть «старение» населения и возрастающая стоимость медицинских услуг, которая опережает инфляцию. Проблема «старения» населения и наряду с ней социальной зашиты здоровья пожилых людей, обеспечения их медицинскими услугами и компенсации затрат на эти услуги сейчас особенно актуально как для Европы, так и для России. Население нашей страны ежегодно уменьшается на 0,2%,13 что обусловлено неблагоприятным соотношением рождаемости и смертности, которое определяется не только современной обстановкой, но и характером демографического развития в прошлом. В связи с этим вполне своевременно будет поставить вопрос о повышении расходов на социальное, в том числе медицинское обслуживание лиц пожилого возраста. Через несколько лет вполне может возникнуть ситуация, когда число пожилых людей достигнет предельного уровня и возрастут расходы на их лечение и обслуживание. Избежать этого полностью вряд ли возможно, но сгладить этот процесс необходимо. Другая не менее важная проблема частично сопряжена с рассмотренной нами проблемой «старения» населения. Это проблема повышения стоимости медицинских услуг, опережающей инфляцию. Она связана с недостаточно четкой организацией распределения финансов в системе охраны здоровья. Применительно к российским условиям данная проблема не стоит сейчас остро, поскольку оказание услуг в основном производится общественными лечебно-профилактическими учреждениями, а проблема роста цен на услуги ограничивается жестким бюджетным финансированием. Это, с одной стороны, является положительным фактором, но с другой - здравоохранение сталкивается с недостатком финансовых средств. Выход может быть найден в повышении размера отчислений на медицинское страхование до 5-7%. Таким образом, можно сделать вывод, что в организации ДМС существует множество проблем, которые мешают эффективно развиваться данному виду страхования. Однако, почти у каждой проблемы есть свой путь решения или, хотя бы, сглаживания.
Глава 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДМС В РОССИИ
Медицинское страхование может по праву считаться одним из столпов страхового рынка в России. Его доля в общем сборе страховых взносов составляет около 34%14. В основном это обязательное медицинское страхование, но и добровольное медицинское страхование вносит свой вклад в развитие рынка. Одна из основных предпосылок активного развития ДМС – это плачевное состояние формально бесплатной медицины, финансирование которой осуществляется через систему ОМС. Ежегодный прирост объемов ДМС оценивается в 25-30%15 и обеспечивается, прежде всего, за счет корпоративных клиентов. На них приходится около 90% взносов, собранных по программе добровольного медицинского страхования. Объяснений этому несколько: с одной стороны, это рост социальной ответственности бизнеса, когда страхование сотрудников становится неотъемлемой частью компенсационного пакета во все большем количестве компаний. При этом программы ДМС на многих предприятиях, особенно в высокотехнологических отраслях, рассматриваются уже не только как способ материального стимулирования сотрудников, но и как важный инструмент повышения эффективности бизнеса за счет улучшения здоровья персонала. Кроме того, компенсацию медицинских расходов обеспечивают полисы страхования от несчастных случаев и полисы страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам. С учетом этих составляющих доля его в общем объеме сборов страховых премий, по оценкам, превышает 35%16, подсчитали аналитики агентства Discovery Research Group. В целом для системы здравоохранения характерно наличие многих каналов финансирования и чрезвычайно слабая нормативная база обоснования издержек. Экономика здравоохранения крайне непрозрачна, а желание сделать ее более прозрачной полностью отсутствует. Это обстоятельство сказывается на деятельности всех медицинских страховщиков, в частности добровольного медицинского страхования. Чтобы сделать медицинское страхование более эффективным в деле защиты интересов людей, надо, на мой взгляд, решить две задачи: во-первых, усилить позиции ОМС, а, во-вторых, оптимальным образом сочетать функции ОМС и ДМС, что должно придать развитию ДМС наибольший стимул. Потребность в ДМС непосредственно зависит от уровня развития ОМС. Чем полнее покрываются потребности людей в медицинских услугах по линии ОМС, тем меньше спрос на услуги по ДМС. В этом отношении шансы ДМС чрезвычайно высоки. Это объясняется не только недостаточно высоким уровнем бесплатных медицинских услуг, но и глобальными тенденциями кризиса всех систем обязательного социального страхования. Этот кризис связан с демографическими характеристиками современного общества России. В условиях, когда соотношение между числом работающих и неработающих складывается в пользу неработающих, а фонды социального страхования формируются за счет работающей части населения, принцип коллективной солидарности уже не может работать как основополагающий принцип социального страхования. Это стимулирует к расширению палитры предложения страховых услуг в сфере медицинского страхования. Одной из проблем развития ДМС является то обстоятельство, что в нашей стране по полису ДМС покрываются расходы только на те медицинские услуги, которые оплачиваются программой ОМС частично или не оплачиваются вообще (например, дорогостоящие операции и процедуры). ДМС дает право пациенту на привлечение ведущих врачей-специалистов, выбор больницы и врача, обеспечение комфортных условий лечения и т.д. Вместе с тем ДМС может носить совершенно самостоятельный характер и не зависеть от ОМС (например, страхование лиц, выезжающих за рубеж, тех, кто не охвачен ОМС). В связи с дискуссиями о реформе ОМС высказываются радикальные предложения оставлять часть причитающихся взносов на ОМС на предприятиях, так как это делается со взносами в ФСС. Работодатель мог бы использовать эти средства вместе с собственными затратами на ДМС на качественное лечение своих работников. Привлекательность такого предложения очевидна. Однако, его принятие неизбежно приведет к разрушению единой системы ОМС. В России значительная часть населения относится к неработающим. Кроме того, немало людей, занятых на малых и средних предприятиях и в госсекторе, так что покупка полисов ДМС в большинстве случаев для них нереальна. Опыт развитых стран доказывает, что именно ДМС – наиболее эффективный механизм финансирования медицины. Тем не менее, развитие добровольного медицинского страхования в нашей стране на современном этапе развития, несмотря на большой потенциал его востребованности, наталкивается на преграды. Важнейшим сдерживающим фактором являются низкие доходы значительной части населения и запаздывание формирования среднего класса, приводящие к дефициту массового спроса на коммерческое медицинское страхование. Возможным вариантом решения этой проблемы в перспективе могли бы стать субсидии государства малоимущим гражданам для использования ими программ ДМС. В таком случае страховые компании могли бы стать мощным инструментом финансирования здравоохранения за счет создания собственной инфраструктуры или инвестиций в существующие лечебные учреждения. Часто развитию добровольного медицинского страхования препятствуют и сами лечебно-профилактические учреждения. Низкая конкуренция на рынке приводит к росту цен на медицинское обслуживание, при этом медицинских учреждений, способных полноценно обслуживать такого рода программы, постоянно не хватает. Во многих, даже больших городах существует несколько больниц или поликлиник, с которыми страховщики мог ли бы работать. Важной проблемой остается и распространенность «серой» медицины, препятствующей повышению культуры получения платных медицинских услуг. Наиболее критичный среди факторов, тормозящих развитие рынка ДМС – фактор легитимности, иными словами проблемы с налоговым законодательством в этой сфере. По закону отчисления на ДМС, которые можно относить на себестоимость, не должны превышать 3% от фонда оплаты труда предприятия. При этом в социальных пакетах крупных зарубежных компаний до 40% затрат на персонал относится к непрямым денежным выплатам, включающим и медицинское страхование, и пенсионный план, и страхование жизни. Также, проблемой на пути развития ДМС является то, что ни одним документом в России не закреплена практика использования тарифов как базы для расчета с медицинскими учреждениями. При этом на лицо прямое давление со стороны медицины на страховщиков, связанное с отсутствием конкуренции на рынке медицинских услуг. Исключение составляет лишь стоматология, где уровень конкуренции достаточно высок. В целом, по оценкам специалистов, рост цен на медицинские услуги составляет в среднем за год 20-30%17, а на страховые полисы – 10-15%18. Существует проблема повышения стоимости медицинских услуг, опережающей инфляцию. Она связана с недостаточно четкой организацией распределения финансов в системе охраны здоровья. Результат – быстрый рост убыточности ДМС, которая в среднем по рынку составляет 60%19 и имеет тенденцию к повышению. Вследствие диспаритета цен падает качество страховой услуги. В целях снижения затрат страховщики вынуждены сокращать оплату диагностических и лечебных процедур, ставя под сомнение необходимость их проведения. Не смотря на все проблемы в развитии добровольного медицинского страхования, агентство «Эксперт РА» прогнозирует, что к концу 2012 года объем рынка ДМС составит 100,3 млрд рублей +12 %20. Агентство также прогнозирует передел рынка ДМС в связи с возможностью выбора лечебно-профилактического учреждения и врача по программе ОМС, а также включением в систему ОМС частных клиник. В этой ситуации возможны 2 сценария развития событий: 1) при возможности выбора по программе ОМС клиники с высоким уровнем сервиса и качества предоставляемых услуг отпадает необходимость покупки полиса дополнительного медицинского страхования. В будущем система ОМС вполне может оказать серьезную конкуренцию ДМС; 2) клиники высокого уровня не захотят войти в систему ОМС, а вместо них войдут клиники более низкого уровня. Тогда спрос на ДМС увеличится, а из-за отсутствия качественной конкуренции между клиниками не будет стимулов к повышению сервиса и качества предоставляемых услуг муниципальными клиниками. Государство в последнее время старается уделять серьезное внимание совершенствованию системы здравоохранения – был создан национальный проект «Здоровье» и объявлен в качестве одного из приоритетных направлений развития страны. Позитивное влияние национального проекта также оказало позитивное влияние на развитие добровольного медицинского страхования. Улучшилось качество медицинских услуг, в том числе и оказываемых по программе добровольного медицинского страхования. Часто недостаточное оснащение лечебно-профилактических учреждений, прежде всего в регионах, является серьезным препятствием для развития ДМС. Таким образом, перспективы развития добровольного медицинского страхования позитивны, но вряд ли это вопрос ближайшего будущего. Для того, чтобы оно стало по-настоящему массовым видом страхования, должны произойти значительные изменения, как в уровне благосостояния людей, так и в их психологии. К тому же, было бы целесообразно постепенно внедрять в практику здравоохранения положения новой финансовой модели отрасли.
Заключение
В ходе работы была достигнута основная цель - изучение и рассмотрение роли и значения ДМС в охране здоровья работающего населения. Также были решены все поставленные задачи, а именно: были обоснованы основные характеристики ДМС, конкретно рассмотрена роль ДМС в повышении качества жизни рабочего населения; была рассмотрена и изучена организационная система ДМС в России, а также определены перспективы его развития в нашей стране. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы: 1) ДМС позволяет полностью или частично покрывать расходы застрахованного лица на медицинское обслуживание, не предусматриваемые системой обязательного медицинского страхования. 2) Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. При коллективном страховании на страхование принимается коллектив, а страхователем является организация. При индивидуальном ДМС на страхование принимается конкретное физическое лицо. 3) Добровольное медицинское страхование осуществляется на основании договора между страхователем и страховщиком. Договор ДМС является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе ДМС. 4) Субъектами договора добровольного медицинского страхования являются: страхователь (граждане, либо предприятие, представляющее интересы граждан) и страховщик (страховая организация) и все взаимодействия между субъектами ДМС осуществляются на основе договора страхования. 5) Система ДМС имеет очень много преимуществ для здравоохранения в целом, для страхователей и, конечно же, для самих застрахованных, особенно для работающего населения. 6) Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан. Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование устанавливаются по соглашению сторон. 7) Сегодня страховые компании предлагают разнообразные пакеты услуг в области ДМС. Наиболее распространены следующие программы страхования: детский договор ДМС, поликлинические программы, страховые программы, связанные с ведением беременности и родами, корпоративные программы ДМС, лечение за рубежом. 8) Организация ДМС в России имеет ряд своих сложностей и проблем. Во-первых, существует несоответствие между законодательными документами Во-вторых, отсутствуют налоговые льготы на доход граждан в части средств, направляемых на ДМС. В-третьих, стремление большинства медицинских учреждений компенсировать недостаток бюджетных ассигнований за счет предоставления медицинских услуг в рамках ДМС зачастую становится в ущерб их качеству. В-четвертых, у страховых компаний отсутствует банк статистических, который является основанием для расчета страховых взносов. В-пятых, в настоящее время программы обязательного и добровольного медицинского страхования не конфликтуют между собой, в связи с тем, что ОМС предоставляет гражданам гарантируемый минимум бесплатных медицинских услуг, а добровольное страхование - сверх этого минимума, что позволяет значительно расширить спектр предлагаемых медицинских услуг. 9) Агентство «Эксперт РА» прогнозирует передел рынка ДМС в связи с возможностью выбора лечебно-профилактического учреждения и врача по программе ОМС, а также включением в систему ОМС частных клиник. В этой ситуации возможны 2 сценария развития событий: 1) при возможности выбора по программе ОМС клиники с высоким уровнем сервиса и качества предоставляемых услуг отпадает необходимость покупки полиса дополнительного медицинского страхования. В будущем система ОМС вполне может оказать серьезную конкуренцию ДМС; 2) клиники высокого уровня не захотят войти в систему ОМС, а вместо них войдут клиники более низкого уровня. Тогда спрос на ДМС увеличится, а из-за отсутствия качественной конкуренции между клиниками не будет стимулов к повышению сервиса и качества предоставляемых услуг муниципальными клиниками.
Список литературы