Система социального обеспечения и страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучить действующую систему социального страхования и обеспечения в Российской Федерации, рассмотреть возможность повышения эффективности данной системы.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать систему социального страхования, выявить негативные стороны российской системы.
2.Изучить законодательство РФ в области социальной защиты.
Объект исследования: система социального страхования и обеспечения в РФ.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 76.95 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночных отношений  проблема социального обеспечения  населения становится особенно острой и актуальной. В Конституции РФ записано, что каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность [15].

Основными видами социального  обеспечения являются:

- пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери  кормильца, за выслугу лет,  социальные;

- пособия по безработице,  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным  и одиноким матерям, на детей,  инвалидам с детства и др.;

- содержание и обслуживание  детей, престарелых и инвалидов  в стационарных учреждениях;

- профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов,  протезно-ортопедическая и медико-социальная  помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам  с целью их социальной поддержки  включает и компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы кругу  лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим  от гражданина.

Одной из важных социальных функций государства является обеспечение  граждан пенсиями и пособиями.

Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке.

Установлены трудовые и  социальные пенсии. Так, в связи с  трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается  в общий трудовой стаж, назначаются  пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу  лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи  с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается  социальная пенсия. Такая пенсия может  быть назначена в соответствующих  случаях вместо трудовой пенсии.

При этом должны соблюдаться  два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка  и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать  предусмотренный им максимум [16].

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам  ежемесячно, периодически либо единовременно  в установленных законодательством  случаях с целью возмещения утраченного  заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

Пособия и выплаты могут  носить постоянный, длительный и временный  характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия  выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.

В отличие от пенсий –  постоянного и основного источника  средств к существованию –  пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок  или служащий дополнением к основному  источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Особый вид социальной помощи – медицинская помощь. При  заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют  право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную  помощь, а также помощь по уходу  за больными, нетрудоспособными и  инвалидами, включая выплату пособий  по нетрудоспособности.

Неотъемлемой составной  частью социального обеспечения  граждан Российской Федерации является система льгот для особо нуждающихся  категорий населения. Эти льготы включают скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского  транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном  и водном транспорте пригородного сообщения  и в автобусах пригородных  маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном  транспорте, скидку на установленную  плату за пользование телефоном.

Особое место в системе  социального обеспечения занимает комплекс мер, направленных на государственную  защиту обездоленных групп населения. Речь идет о группах, наиболее подверженных социальной изоляции. В частности, это  касается детей-сирот, детей из проблемных семей, беспризорных детей, детей-инвалидов, одиноко проживающих людей старшего возраста, не способных к самообслуживанию, а также бездомных.

Регулирование уровня жизни  населения является одним из основных направлений деятельности любого государства, поскольку крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил, гибели людей.

Следовательно, основная цель государственного социального обеспечения заключается в поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, которые не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым. Среди малоимущих, прежде всего, частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат. Социальные выплаты обычно привязаны к потреблению конкретных благ, которые предоставляются их получателям либо бесплатно, либо со значительной скидкой. Таким образом, сначала выделяются социально значимые категории граждан, а затем они наделяются пакетами насущных, по мнению политиков, благ. В качестве таковых благ фигурируют, прежде всего, услуги жилищно-коммунальных служб, транспорта, связи и здравоохранения.

В развитии социального  обеспечения следует выделить еще  один важный этап, когда наряду с  государственным и производственным социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и  гарантирующие социальную помощь вне  связи с уплатой страховых взносов [17]

 2.2 Суть современного положения системы социального обеспечения в России

Система социального обеспечения  каждой страны имеет свои характерные  особенности в связи с конкретными  социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение  закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения  осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь. 

Социального обеспечения  в России включает в себя следующие  виды:

  • пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):
  • пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
  • содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах):
  • профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

        протезно-ортопедическую помощь

        врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов;

  • льготы и преимущества инвалидам.

 

 И хотя всей системе социального  обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет  свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности  механизма финансирования. Выплаты  по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых  сосредотачиваются собранные в  виде налогов средства. А государственные  вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских  и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной  службе и в фонде социального  страхования.

Существующая система  социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную  службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции  ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам  и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования  социальных нужд;

г) функция участия, которая  предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению  последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

- принципа приоритета  государственных начал в организации  социальной службы и гарантировании  прав граждан на получение  социальных услуг:

  • принципа опоры на общественное участие;
  • принципа территориальности;
  • принципа информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций [18].

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения  роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения  совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными  органами, государственными службами по делам молодежи и занятости  и иными органами управления, а  также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

Можно выделить три аспекта  в области социальной работы: а) оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшихся в сложной жизненной  ситуации; б) актуализацию потенциала самопомощи лиц; в) целенаправленное влияние  на формирование и реализацию социально-экономической  политики на всех уровнях.

В настоящее время активно  развиваются два уровня социальной работы. Первый уровень представляет собой социально-бытовое обслуживание: гуманитарная и благотворительная  помощь особо нуждающимся. Второй уровень  включает в себя такие аспекты  социальной работы как психолого-социальный, медико-социальный, социально-педогагический, социально-правовой и социально-реабилитационный.

Социальная деятельность осуществляется в рамках определенного  социального пространства, которое  представляет собой форму общественного  бытия и предстает в виде "поля", где осуществляются многообразные  социальные связи и отношения  между различными общественными  субъектами.

В этом "поле" осуществляются так же все экономические связи, социально-экономические функции  организаций и учреждений социального  обеспечения, социального страхования, занятости, попечительства, образования, здравоохранения, охраны общественного  порядка и т.д.

Следует выделить необходимость  принятия новой концепции социальной политики и социальной работы, которая  должна основываться на принципах апробированных мировой практикой и связанных  с моделями "социального государства" и "социальной рыночной экономики.

 

 

2.3 Основные структуры,  составляющие основу системы  социального 
обеспечения

Одним из важных факторов, влияющих на эффективность социального обеспечения, является такой социальный норматив как бюджет прожиточного минимума. К сожалению, этот принцип в настоящее  время существует больше теоретически, нежели практически, так как ухудшающееся социально экономическое положение  не позволяет окончательно определить эту константу. Считается также, что минимум пенсии должен соответствовать  минимуму заработной платы, но, однако уровень минимальной зарплаты оказался величиной непостоянной, да и практика показала, что финансово-экономическое  положение страны не позволяет прогрессивно увеличивать эти важнейшие социальные показатели.

Государство уделяет значительное внимание вопросам охраны материнства  и детства. Специальные пособия, связанные с этими вопросами, а также пособия по временной  нетрудоспособные и некоторые другие выплачиваются за счет фонда социального  страхования, Пенсионного Фонда  и других внебюджетных фондов. Современная  система социального обеспечения  предусматривает новый вид социальной помощи населению - пособие по безработице. В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает новые виды дополняющие систему пособий, такие как компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы пока еще узкому кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина [19].

Необходимым элементом федеральной  системы социального обеспечения  наряду с пенсионной системой и системой обеспечения граждан пособиями  является система социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных и семей  с детьми. В комплекс социальных услуг входят услуги, оказываемые  в медико-социальных учреждениях, содержание детей в детских учреждениях  бесплатно либо со скидкой, профессиональное обучение и трудоустройство лечения  как вид профилактическую, реабилитационную, инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами и средствами передвижения, а также протезно-ортопедическая помощь.

Информация о работе Система социального обеспечения и страхования в РФ