Система страхования банковских вкладов: принципы, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 05:14, реферат

Описание работы

Цель данной работы, сформулировать краткие понятия деятельности системы страхования вкладов.
Для достижения цели, вытекают следующие задачи:
Изучить систему страхования вкладов, их принципы, цели и задачи;
Исследовать роль Банка России в организации системы страхования вкладов;
Изучить внедрение системы диффиринциации ставок.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
Система страхования банковских вкладов: принципы, цели и задачи…………………………………………………………………….4
Роль Банка России в организации системы страхования вкладов…11
Внедрение системы дифференциации ставок страховых взносов кредитных организаций……………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………….21

Файлы: 1 файл

страхов вкл.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….....3

  1. Система страхования банковских вкладов: принципы, цели и задачи…………………………………………………………………….4
  2. Роль Банка России в организации системы страхования вкладов…11
  3. Внедрение системы дифференциации ставок страховых взносов кредитных организаций……………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………...20

Список использованной литературы…………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы определяется одним из факторов стабилизации российской экономики, а именно: динамикой роста  сберегательного потенциала через рост реальных доходов населения. Источником расширения ресурсной базы банковского сектора являются денежные накопления граждан, которые так необходимы для усиления инвестиционных возможностей экономики. В связи с этим, активизация процесса накопления финансовых ресурсов физических лиц во вклады имеет огромную значимость.

Цель данной работы, сформулировать краткие понятия деятельности системы страхования вкладов.

Для достижения цели, вытекают следующие задачи:

    • Изучить систему страхования вкладов, их принципы, цели и задачи;
    • Исследовать роль Банка России в организации системы страхования вкладов;
    • Изучить внедрение системы диффиринциации ставок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система страхования банковских вкладов: принципы, цели и задачи

 

Государство в первую очередь  заинтересовано в стабильном экономическом  росте, одним из условий которого является мобилизация внутренних ресурсов и, прежде всего, вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс. Для решения этих целей создана  Система страхования вкладов  населения.

Система страхования вкладов (ССВ) – это специальная государственная  программа, реализуемая в соответствии c Федеральным законом «О страховании  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Ее основная задача – защита сбережений населения, размещаемых  в российских банках. В настоящее  время она позволяет вкладчикам при наступлении страхового случая получить возмещение по вкладам в  размере до 700 тысяч рублей. Механизм страхования вкладов максимально  прост и не требует от вкладчика  никаких предварительных действий: вклады и счета физических лиц  страхуются «автоматически» со дня  вхождения банка в ССВ.

Банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит  привлекательность банковских услуг  для населения, закрепит доверие  к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия  для банков, привлекающих вклады физических лиц.

Что касается самих вкладчиков, то их заинтересованность в системе  страхования заключается в стремлении получить надежный, безопасный и доходный способ хранения своих сбережений.

Российский закон о  страховании банковских вкладов  в качестве целей создания системы  страхования последовательно называет цели, которые отвечают интересам  населения, банков и государства:

  • защита прав и законных интересов вкладчиков банков;
  • укрепление доверия к банковской системе;
  • стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

Концепция страхования вкладов  разрабатывалась на основе анализа  как позитивного, так и негативного  опыта различных государств в  этой сфере. В основу российской системы  страхования банковских вкладов  положены следующие основные принципы.

Обязательность участия  в системе страхования для  банков, привлекающих вклады населения.

Обязательный характер необходим  не только для равной защиты вкладчиков, но и для формирования одинаковых конкурентных условий для всех банков, в том числе и принадлежащих  государству. В мире число добровольных систем страхования неуклонно снижается. Если в середине 90-х годов прошлого века половина систем страхования депозитов  строилась на принципе добровольного  участия, то сегодня их осталось только 19%.

Директива Европейского парламента и Совета «О системах гарантирования депозитов» от 16 мая 1994 г. предписывает странам - участницам Европейского союза  создание таких систем.

Допуск в систему только финансово устойчивых банков. Одной  из главных проблем при формировании системы страхования вкладов  является ограничение принимаемых  ею финансовых рисков. Для ее решения  в систему страхования вкладов  будут допускаться только финансово-устойчивые, стабильно развивающиеся и адекватно  управляемые банки. Закон о страховании  вкладов предусматривает, что вхождение  банков в систему страхования  вкладов будет осуществляться на основании лицензии Банка России на осуществление операций со средствами физических лиц.

Для сохранения лицензии действующими банками к ним предъявляются  дополнительные требования относительно прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками, качества внутреннего контроля. Их финансовая устойчивость оценивается  также с учетом состояния активов, пассивов, ликвидности, доходов, расходов, финансового результата, собственных средств, состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Характерно, что требования к участию в системе страхования  вкладов носят не разовый, а постоянный характер и обязательны для соблюдения банками все время их участия  в системе страхования вкладов.

Вхождение банка в систему  страхования вкладов является в  каком-то смысле добровольным решением, вытекающим из бизнес-политики банка, и оформляется ходатайством в  Банк России о проверке его соответствия к участию в системе.

Соответствие банков установленным  требованиям будет определять Банк России по результатам специально проводимой проверки. Банки, в отношении которых  было сделано отрицательное заключение, а также банки, отказавшиеся от участия  в системе, будут в установленном  порядке лишены права на работу с  вкладами населения.

Накопительный характер формирования резервов системы

В России в качестве финансовой основы системы страхования вкладов  создается специальный фонд обязательного  страхования вкладов.

Источниками формирования фонда  будут регулярные денежные взносы банков, а также первоначальный взнос  государства. Другими источниками  его пополнения станут доходы от размещения (инвестирования) временно свободных  средств фонда, средства, получаемые в результате удовлетворения требований, приобретаемых системой страхования  после выплаты возмещения по вкладам, а также пени за несвоевременную  или неполную уплату банками взносов.

За расчетный период уплаты страховых взносов берется календарный  квартал года. Размер страховых взносов  не должен превышать 0,15% средней за отчетной период суммы остатка средств  на счетах граждан. При угрозе образования  краткосрочного дефицита фонда для  расчетов с вкладчиками страховой взнос может быть увеличен до 0,3%, но не более чем на два квартала.

Уплата взносов будет  осуществляться в валюте Российской Федерации. В случае если вклады выражены в иностранной валюте, уплата страховых  взносов производится в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день, предшествующий дню уплаты.

Распределение рисков потери сбережений между государством, банками  и вкладчиками

Систему страхования вкладов  в России предлагается построить  на основе защиты прежде всего средних  и мелких сбережений, что позволит защитить экономические интересы подавляющего большинства граждан.

В соответствии с законом  возмещение по вкладам устанавливается  в размере 100% суммы вклада, но не более 100 тыс. руб. По экспертным оценкам, указанный размер страхового возмещения в современных условиях позволит обеспечить эффективную защиту личных сбережений примерно для 85-90% вкладчиков.

Введение “плоской” шкалы  выплат на начальном этапе создания системы может рассматриваться  как оправданное, поскольку такая  шкала является простой для понимания  и наглядной для оценки степени  защиты сбережений со стороны широких  слоев населения.

Максимальная скорость выплат вкладчикам

Способность системы страхования  вкладов предотвращать массовое изъятие средств из банков в значительной мере зависит от сроков, в течение  которых владельцы депозитов  получают возможность воспользоваться  своими средствами в пределах установленного лимита страхового возмещения. В международной  практике оптимальным периодом, в  течение которого вкладчикам должен быть обеспечен доступ к застрахованным депозитам, считается срок до 30 дней с момента наступления страхового случая. При более длительных сроках выплат может произойти подрыв доверия  к системе страхования и возникнуть паника среди населения.

Закон предусматривает, что  в течение семи дней со дня получения  Агентством реестра обязательств банка  перед вкладчиками информация о  месте, времени, форме и порядке  приема заявлений вкладчиков о выплате  возмещения по вкладам будет направляться в соответствующий банк, а также  в “Вестник Банка России” и  печатный орган по месту расположения банка.

Непосредственно выплаты  вкладчикам должны начаться по истечении 14 дней со дня наступления страхового случая, что позволяет решить задачу быстрого доступа граждан к своим  средствам.

Помимо взносов банков фонд страхования вкладов формируется  также за счет взноса Российской Федерации, на сегодняшний день размер имущественного взноса РФ в фонд страхования вкладов  составляет 6,8 млрд руб., страховые взносы банков достигли 49,9 млрд руб., капитализированная прибыль - 4,88 млрд руб. (См.рис. 1)

 

 

 

Инвестирование средств  фонда страхования вкладов будет  осуществляться на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых  Агентством финансовых инструментов. Направления и порядок размещения средств фонда определены в законе и близки к условиям инвестирования пенсионных накоплений. Вложения допускаются в ограниченный набор финансовых инструментов:

  • государственные ценные бумаги Российской Федерации и ее субъектов;
  • облигации и акции российских эмитентов;
  • ипотечные ценные бумаги;
  • паи индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в ценные бумаги иностранных эмитентов;
  • ценные бумаги государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития;
  • депозиты и ценные бумаги Банка России.

Принципиальной позицией в инвестиционной политике размещения средств фонда является исключение вложений в финансовые инструменты  кредитных организаций во избежание  конфликта интересов.

Положительный политический, социальный и макроэкономический эффект от создания системы страхования  вкладов очевиден. Первая реакция  населения - это рост доли вкладов, эквивалентных  сумме гарантий. Это правило подтверждается опытом введения систем страхования  депозитов в странах СНГ и  в самой России.

Рост доли вкладов, эквивалентных  сумме гарантий осуществляется тремя  путями. Первые два - это приток средств  из сбережений на руках российских граждан и приток средств из стран  ближнего зарубежья. Введение в России системы страхования вкладов  происходило на фоне общего экономического роста и укрепления российского  рубля. Все это усиливало роль рубля как резервной валюты для  стран СНГ. Поэтому доля вкладчиков из ближнего зарубежья в российских банках также увеличилась.

Третий путь роста доли вкладов эквивалентных сумме  гарантий - это дробление более  крупных депозитов в связи  со стремлением вкладчиков полностью  застраховать свои суммы. С точки  зрения диверсификации рисков и более равномерного распределения вкладов по банковской системе данный процесс можно считать положительным явлением.

У такого дробления есть еще один положительный эффект. Он усиливает конкурентную борьбу среди  банков на данном сегменте розничного рынка и заставляет их искать способы  удержания клиентов. Отсюда следует, что повышается качество банковского  обслуживания, и процентные ставки от введения системы страхования  вкладов не упадут.

Введение системы страхования  вкладов даёт новый импульс для  развития целого блока иных банковских и финансовых операций. Это связано  с тем, что банки объективно заинтересованы в снижении отчислений в систему  страхования вкладов. Они обязательно  будут предлагать крупным вкладчикам новые банковские продукты и программы  обслуживания.

Информация о работе Система страхования банковских вкладов: принципы, цели и задачи