Система страхования банковских вкладов: принципы, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 05:14, реферат

Описание работы

Цель данной работы, сформулировать краткие понятия деятельности системы страхования вкладов.
Для достижения цели, вытекают следующие задачи:
Изучить систему страхования вкладов, их принципы, цели и задачи;
Исследовать роль Банка России в организации системы страхования вкладов;
Изучить внедрение системы диффиринциации ставок.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
Система страхования банковских вкладов: принципы, цели и задачи…………………………………………………………………….4
Роль Банка России в организации системы страхования вкладов…11
Внедрение системы дифференциации ставок страховых взносов кредитных организаций……………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………….21

Файлы: 1 файл

страхов вкл.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

В связи с этим произойдёт рост общих фондов банковского управления, развитие операций индивидуального  банковского обслуживания и рост спроса на специалистов соответствующего профиля. Одновременно более активно  развивается рынок ценных бумаг  и паевые фонды. Таким образом, положительный  эффект от введения системы страхования  вкладов намного шире социальной защиты вкладчиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль Банка России в организации системы страхования вкладов

 

Взаимодействие федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и Банка России по отношению к АСВ строится на основе принципа невмешательства.

Отношения Банка России и  Агентства основаны в первую очередь  на взаимном информировании друг друга  по вопросам страхования вкладов.

Взаимоотношения Агентства  и банков осуществляются по следующим  направлениям.

Агентство вносит банк в  реестр банков на основании уведомления  о выдаче банку разрешения Банком России и таким образом ставит его на учет в системе страхования  вкладов.

Порядок ведения реестра  банков установлен решением правления  Агентства по страхованию вкладов  от 19 февраля 2004 г.

Внесение банка в реестр Агентства по страхованию вкладов  происходит в день получения уведомления  Банка России. Для банков, уже  имеющих лицензию - на день вступления в силу Закона о страховании вкладов, внесение в реестр производится на основании уведомления Банка  России, который констатирует факт соответствия банка критериям, позволяющим  участвовать в системе страхования  вкладов. Внесение в реестр банка  осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня получения сказанного уведомления Банка России.

В рамках организационных  основ системы страхования вкладов  действующее законодательство устанавливает  порядок взаимодействия Агентства  по страхованию вкладов (АСВ), органов  государственной власти, Банка России и кредитных организаций.

В целях выполнения отдельных  публичных государственно-властных полномочий Банк России осуществляет управление банковской системой, в  том числе путем реализации функций органа банковского регулирования и надзора. Одним из эффективных инструментов, способствующих достижению целей обязательного страхования вкладов физических лиц, выступает банковское регулирование и надзор за деятельностью банков, осуществляемые Банком России в области обязательного страхования вкладов. Преследуя аналогичные экономические и социальные цели, а именно цели поддержания и укрепления финансовой устойчивости банковской системы, обеспечения максимальной защиты прав и законных интересов вкладчиков, банковский надзор позволяет усилить эффективность функционирования системы обязательного страхования вкладов и укрепить к ней доверие со стороны вкладчиков и банковского сообщества.

В частности, по данным Банка  России, в 2010 году объем банковских вкладов граждан вырос более  чем на 1,5 трлн. рублей и составил 9 трлн. рублей. Хотя банковский депозит  является наименее рискованным и  наиболее консервативным инструментом приумножения средств. Фактически вклады в банках позволяют лишь компенсировать потери от инфляции: при росте цен в стране в 8,8% средняя ставка по рублевым депозитам, по данным ЦБ, составила 8,5%. Вложившись в ценные бумаги через ПИФы, можно было бы заработать значительно больше: в среднем не менее 22% годовых (по данным Центра макроэкономических исследований компании BDO в России).

Закон о страховании вкладов  предусматривает взаимодействие между  Агентством и Банком России в рамках закрепленных за ними полномочий, связанных  с функционированием системы  обязательного страхования вкладов.

Для организации обмена информацией  между Агентством и банками–участниками  системы обязательного страхования  вкладов разработан проект Соглашения об обмене электронными документами. Данный обмен осуществляется по открытым каналам  связи сети Интернет посредством  электронной почты с использованием средств криптографической защиты информации. Реализация Соглашения позволит ускорить и упростить обмен информацией между банками и Агентством и сократит затраты банков на участие в системе страхования вкладов.

В июле 2004 года депутаты Госдумы  приняли закон «О выплатах Банка  России по вкладам физических лиц, не участвующих в системе обязательного  страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

«Этот закон уже сыграл свою роль в стабилизации экономики  и налаживании доверия граждан. Его целями являются установление правовых, финансовых и организационных основ для осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, и укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации».

Согласно этому документу, государство обещает вернуть  деньги вкладчикам разорившихся банков. Банк России будет гарантировать  сумму вклада, не превышающую 700 тыс. рублей клиентам только тех кредитных  организаций, которые не участвуют  в системе обязательного страхования  вкладов.

Для того чтобы система  страхования вкладов в полной мере отражала ситуацию в банковской сфере, она должна обладать достаточными ресурсами, позволяющими производить  возмещения и покрывать свои расходы. При создании системы страхования  вкладов ключевыми параметрами, влияющими на возможность своевременного возмещения вкладов, являются размер резерва и величина взносов в систему.

В России при принятии Закона «О страховании вкладов» размер страховой  выплаты составлял 1,34 доли ВВП на душу населения. В связи с этим можно сказать, что национальная система защиты вкладов соответствовала  наилучшей мировой практике.

«Таким образом, можно  сказать, что система страхования  вкладов в нашей стране на данном этапе продолжает активно развиваться, но о полном завершении ее становления говорить пока рано. Формирование системы страхования вкладов должно закрепить положительную тенденцию роста вкладов населения, работая на рост прибыли банков за счет увеличения ресурсной базы и сроков размещения привлеченных ресурсов. Необходимо осуществить меры, позволяющие и заинтересовать население в размещении средств на длительный период с получением дохода, превышающего уровень ожидаемой инфляции, и предусматривающие компенсацию при досрочном изъятии средств и связанные с этим непредвиденные расходы банка».

Закон о страховании вкладов  предусматривает взаимодействие между  Агентством и Банком России в рамках закрепленных за ними полномочий, связанных  с функционированием системы  обязательного страхования вкладов.

Правление Агентства по страхованию  вкладов может принять решение  о включении банка в реестр и об исключении банка из реестра

Банки представляют Агентству  информацию об уплаченных страховых  взносах, о состоянии учета и  состоянии сформированного реестра  обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчиков перед  банком, исполненных банком иных обязанностей на основании мотивированного запроса  Агентства.

Банк, у которого наступил страховой случай также должен предоставлять  Агентству информацию, составляющую служебную, коммерческую и банковскую тайну банка.

Агентство осуществляет комплекс действий, направленных на возмещение сумм вкладов при наступлении  в банке страхового случая. Агентство  совместно с Банком России проводит проверки банков по обязательствам банков перед вкладчиками, по уплате страховых  взносов, а также по исполнению банками  иных обязанностей по страхованию вкладов.

«Финансовую основу системы  страхования вкладов составляет - Фонд обязательного страхования  вкладов (фонд), принадлежащий Агентству  на праве собственности и предназначенный для финансирования выплаты возмещения по вкладам, в настоящее время его размер составляет 92,3 млрд. руб. (данные на 31 декабря 2009 г.)»1.

Фонд представляет собой  совокупность денежных средств и  иного имущества, которые формируются  и используются в целях страхования  вкладов. К числу характерных  особенностей относятся:

  • фонд обособляется от иного имущества Агентства; соответственно, по фонду ведется обособленный учет;
  • денежные средства фонда учитываются на специально открытом счете Агентства в Банке России;
  • на фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам.

Фонд обязательного страхования  вкладов сформирован за счет:

  • страховых взносов банков;
  • пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов банками;
  • денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам, выплаченным в связи с неплатежеспособностью банка;
  • средств федерального бюджета;
  • доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда;
  • первоначального имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства;
  • других доходов, не запрещенных законодательством (cм. приложение 2).

«Денежных средств фонда  обязательного страхования могут  размещаться в ценные бумаги, если:

  • ценные бумаги обращаются на рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством РФ для размещения денежных средств институциональных инвесторов - для государственных ценных бумаг РФ;
  • ценные бумаги обращаются на организованном рынке и отвечают критериям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам, - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, облигаций российских эмитентов; акций российских эмитентов, созданных в форме акционерных обществ; ипотечных ценных бумаг»2.

Финансовые инструменты, приобретаемые за счет свободных  денежных средств фонда обязательного  страхования вкладов, отражаются на балансе, на котором учитывается  этот фонд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внедрение системы дифференциации ставок страховых взносов кредитных организаций

 

Важным моментом в дальнейшем развитии системы страхования вкладов следует считать внедрение системы дифференциации ставок страховых взносов кредитных организаций. История вопроса берет свое начало с 2008 года.

Все это потребует значительных усилий и времени, как минимум, два-три года. Но начинать работу следовало бы уже сегодня – благо, что успешный опыт функционирования таких систем достаточно обширен, и количество стран, применяющих такую систему взносов, постоянно растет. В числе последних примеров можно назвать Казахстан и Малайзию, внедривших системы дифференцированных взносов в 2007 – 2008 гг., а также США и Турцию, недавно кардинально изменивших действовавшие ранее методы оценки рисков для целей взимания взносов с банков.

Готовится предложение по дифференциации нормативов отчислений кредитных организаций в фонд страхования вкладов.

В 2005 году впервые был поставлен вопрос о мониторировании банковских ставок по депозитам.

Предполагается, что размер отчислений кредитных организаций в фонд страхования вкладов должен находиться в прямой зависимости от «внутреннего рейтинга» и должен устанавливаться Агентством страхования вкладов.

Система дифференциации может быть готова к внедрению к 2014 году. Участники рынка поддерживают инициативу, подчеркивая, что банкам давно пора отчислять средства в страховой фонд АСВ с учетом своих рисков. Т.к. будет установлена прямая зависимость между степенью «рискованности» политики и отчисляемых банком страховых взносов.

«Однако эта программа потребует некоторых изменений закона о страховании вкладов, поэтому нам предстоит еще много работы, прежде чем она начнет действовать», — отметил заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников3.

В вопросе конкретных сроков внедрения системы дифференциации важно учитывать следующие моменты:

  1. Необходимо внесение изменений в федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», поскольку его действующая редакция устанавливает, что взносы для всех банков едины.
  2. Необходимо время на разработку и согласование с Банком России, а также обсуждение с банками – участниками системы страхования вкладов (в лице банковских ассоциаций) самой методологии ранжирования банков и шкалы ставок взносов.
  3. Система дифференцированных взносов может быть введена только при условии, когда все участники системы обеспечения финансовой стабильности придут к мнению о достаточно высоком качестве отчетности банков.
  4. Необходимо также обеспечить разработку механизма получения Агентством информации, позволяющей определить ставки взносов для каждого банка-участника. Для решения этой проблемы, как показывает мировая практика, существует три подхода:

Информация о работе Система страхования банковских вкладов: принципы, цели и задачи