Соц. защита населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.

Файлы: 1 файл

Соц.защита с доработкой.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

- всем лицам, постоянно  проживающим на территории Республики  Беларусь, полное социальное обеспечение  независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;

- полное пенсионное  обеспечение в старости, в случае  болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;

- жесткое исполнение  законодательной регламентации  пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;

- осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;

- проживанию в семье;

- сохранению денежных  сбережений и ценных бумаг;

- имущественным интересам;

- достойному обеспечению  ритуальными услугами.

4. Социальная защита  семьи как основополагающей опоры  общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения. [5]

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

Сама система многопрофильной  целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.

Разработка механизма  функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

- определение роли  и места социальной защиты  населения в социальном развитии страны и регионов;

- нормативно-правовое  обеспечение социальной защиты, четко определяющее социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;

- разработка государственных  стандартов услуг в здравоохранении,  образовании, культуре и социальном  обслуживании населения (с учетом  региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;

- нормативно-правовое  регулирование профилактики свершения  социальных рисков;

- разработка стратегических  сценариев развития социального  комплекса;

- разработка структурного реформирования государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;

- институциональные и  организационные преобразования  социального комплекса: демонополизация; развитие инфраструктуры; приватизация социальных объектов; регулирование платных социальных услуг.

- инвестиционная политика  в социальной сфере;

- определение приоритетов  развития социальной сферы;

- инновационная политика  социальных технологий;

- формирование государственных  социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами;

- создание системы  информационного обеспечения населения  о правовом, трудовом и ином  регулировании жизни общества, с  направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе. [13]

Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.

Решение проблем социальной защиты населения Беларуси, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур. [17]

Очевидна необходимость  поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

Во многих регионах Республики Беларусь необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности. [13]

В Беларуси актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся  в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В различных территориях  Республики Беларусь отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.

Новая система социальной защиты должна формироваться на следующих  основных принципах:

1. Дифференцированный  подход к различным слоям и  группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности, адресность и целенаправленность.

Для нетрудоспособных –  престарелых, детей, инвалидов, акцент должен быть сделан на поддержание  достойного уровня жизни этой категории, обеспечение доступа к потреблению важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов.

2. Механизм социальной  защиты должен формироваться  не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий. Система не должна быть подобием «скорой помощи».

3. Система социальной  защиты должна действовать на  всех уровнях: государственном, областном, местном, даже на уровне предприятия или организации.

4. Хотелось бы отметить  еще несколько важных принципов:

- гуманность и милосердие  – готовность общества прийти  на помощь любому его члену,  попавшему в экстремальную ситуацию;

- гарантированность помощи  всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного бюджета прожиточного уровня;

- комплексность –  предоставление при необходимости  одновременно нескольких видов  помощи;

- динамичность – оперативный  пересмотр социальных нормативов  социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного уровня;

- самостоятельность органов  исполнительной власти на всех  уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих социальных программ. [5]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход к рынку, ухудшение  условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.

В Республике Беларусь нашли  свое правовое закрепление следующие  положения:

- всеобщность социального  обеспечения, достигнутая путем  расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.);

- применение дифференцированного  подхода в обеспечении различных  социально-демографических групп  и слоев населения;

- использование комплексных  мер по социальной защите населения; стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета;

- демократизация, во многих  случаях, условий назначения и  получения социальных выплат;

- предоставление возможности  судебной защиты прав человека в этой области.

Большое значение для  становления эффективной системы  социальной защиты населения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:

а) учет специфики видов  общественно полезной деятельности;

б) категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям.

Важной положительной  чертой белорусской действительности в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

Несмотря на то, что  особенно в последнее время государство  предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

Подводя итог работе, необходимо отметить, что негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты необходимы: а) время; б) различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические и др.); в) разработка адекватных белорусским условиям и менталитету, востребованных технологий; г) подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, ортопеды, протезисты, инженеры, архитекторы, педагоги, психологи и другие); д) активная поддержка общественных организаций, всего населения.

Социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алешкевич, И. Н. Фонд социальной защиты населения: модель финансового обеспечения // Экономика и управление – 2006. №1.
  2. Алешкевич, И. Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика развития // Финансы, учет, аудит. – 2006. № 8.
  3. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 1999 г.
  4. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета. //Человек и труд. – 2001. №8.
  5. Бершатская Е., Вешторт В., Германчук И. Социальное страхование // НЭГ. – 23.03.2007. 22(1041).
  6. Доходы Фонда в 2007 г. //www.ssf.gov.by
  7. Жуков В.И., Займышев И.Г. и др. Теория и методика социальной работы. – М.: Союз, 1994.
  8. Колпина Л.Г. Финансы и кредит: учеб. пособие для вузов – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005
  9. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  10. Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХП [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// www.ssf.gov.by
  11. Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. – 1999. №1-12.
  12. Основы социальной работы: Учеб/отв. ред. П.Д. Павленок. ИНФРА – М, 2001.
  13. Писарчик Л. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика // Директор – 2005. № 8.
  14. Расходы Фонда в 2007 г. //www.ssf.gov.by
  15. Селезнев А.З. Ограничения экономического роста в России. // Проблемы прогнозирования. – 2002. №6.
  16. Социальная политика в России: уроки 90-х – М : Гелиос АРВ, 2000.
  17. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика – 2002. № 10-11.
  18. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2003.
  19. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  20. Юрский В. С. Концептуальные модели государственного социального страхования. – М.: РГИУ, 2001.
  21. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. – М.: ВШЭ, 2000.

Информация о работе Соц. защита населения Республики Беларусь