Социальное страхование в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:22, реферат

Описание работы

В Беларуси система социального страхования в современном его понимании существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства. В начале 1922 года Советом Народных Комиссаров Беларуси было принято постановление "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах" и в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано управление социального страхования. С 7 июня 1922 года управление социального страхования было переведено на самоокупаемость.

Файлы: 1 файл

Социальное страхование в Беларуси.docx

— 25.62 Кб (Скачать файл)

Социальное страхование  в Беларуси

В Беларуси система социального  страхования в современном его  понимании существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства.  
 
В начале 1922 года Советом Народных Комиссаров Беларуси было принято постановление "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах" и в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано управление социального страхования. С 7 июня 1922 года управление социального страхования было переведено на самоокупаемость.  
 
В 1933 году социальное страхование передано в ведение профсоюзов. Им были переданы все средства социального страхования, санатории, дома отдыха и другие учреждения.. Непосредственное руководство осуществлялось отраслевыми, а также территориальными межсоюзными организациями. Тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам. При профсоюзных комитетах работали комиссии по социальному страхованию и комиссии по пенсионным вопросам.  
 
Провозглашенная в конце 80-х годов в бывшем СССР перестройка вызвала изменения в организации и финансировании социального страхования. Были приняты Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года №818 "Об организации пенсионного Фонда СССР" и №827 "О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение". В соответствии с этим Советом Министров Белорусской ССР и Федерацией профсоюзов Белоруссии принято Постановление от 20 декабря 1990 года №327 "Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР". В 1991 году Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление от 20 декабря 1991 года №481 "Об организации Пенсионного Фонда Республики Беларусь". Состав Правления Пенсионного Фонда утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1992 года №278. Эти документы фактически положили начало внедрению страховых принципов в пенсионную систему республики.  
 
В целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования (последний находился в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси) был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь.  
 
Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.  
 
Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

Щёткина Марианна Акиндиновна

Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь ( председатель правления)


| Бачило Людмила Тимофеевна

Управляющий Фондом ( заместитель председателя правления)

Статья 1. Утвердить бюджет государственного внебюджетного фонда  социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда) на 2013 год  по расходам в сумме 69088074600 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов  в сумме 69936504600 тыс. рублей с превышением  доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 848430000 тыс. рублей.

Распорядителем средств  бюджета фонда является Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд). 

 

Статья 2. Установить, что  в 2013 году:

1. Доходы бюджета фонда  составляют 69936504600 тыс. рублей согласно приложению 1.

2. Доходы бюджета фонда  формируются за счет:

2.1. взносов на государственное  социальное страхование, в том  числе:

обязательных страховых  взносов в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;

взносов на профессиональное пенсионное страхование;

2.2. неналоговых доходов,  в том числе:

процентов, уплачиваемых банками  за пользование денежными средствами;

доходов от капитализации  временно свободных средств государственного социального страхования;

доходов от размещения взносов  на профессиональное пенсионное страхование;

административных штрафов  за нарушение законодательства о  государственном социальном страховании;

других поступлений.


ПОЛОЖЕНИЕ О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Фонд  социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты Республики Беларусь (далее  - Фонд) является органом государственного  управления средствами государственного  социального страхования в структуре  Министерства труда и социальной  защиты.

Фонд  является департаментом с правами  юридического лица Министерства труда  и социальной защиты, имеет самостоятельный  баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

Финансирование  деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального  страхования.

2. В своей  деятельности Фонд руководствуется  Конституцией Республики Беларусь, настоящим Положением, иными актами  законодательства и осуществляет  по вопросам своей компетенции  взаимодействие с республиканскими  органами государственного управления, местными Советами депутатов,  исполнительными и распорядительными  органами, общественными объединениями  и международными организациями.

3. Средства  государственного социального страхования  образуются за счет:

обязательных  страховых взносов;

взносов на профессиональное пенсионное страхование;

ассигнований  из республиканского бюджета;

доходов от капитализации временно свободных  средств государственного социального  страхования;

доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

сумм  недоимок, пеней и административных штрафов;

других  поступлений.

Данные  средства являются республиканской  собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством  о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

4. Имущество  Фонда является республиканской  собственностью и закрепляется  за ним на праве оперативного  управления.

5. В структуру  центрального аппарата Фонда  входят управления, отделы, секторы.

6. В систему  Фонда входят областные и Минское  городское управления с правами  юридического лица, а также городские,  районные и районные в городах  отделы (далее - территориальные  органы). В структуру территориальных  органов входят отделы, секторы.

7. Основными  задачами Фонда являются реализация  государственной политики по  управлению средствами государственного  социального страхования, разработка  в пределах его компетенции  предложений о совершенствовании  законодательства о государственном  социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

8. Фонд  в соответствии с возложенными  на него задачами:

организует  и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

осуществляет  сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование (далее - взносы);

финансирует расходы на выплату трудовых и  профессиональных пенсий, пособий в  установленных законодательством  случаях, мероприятия по обеспечению  занятости населения, а также  иные расходы, предусмотренные законодательством  о государственном социальном страховании;

организует  и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах  для целей государственного социального  страхования, в том числе профессионального  пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

финансирует расходы на санаторно-курортное  лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;

размещает средства профессионального пенсионного  страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы;

осуществляет  капитализацию временно свободных  средств государственного социального  страхования;

разрабатывает и вносит в установленном порядке  предложения о размерах и тарифах  взносов;

назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

осуществляет  контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;

контролирует  правильность использования средств  государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты  трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных  законодательством случаях;

осуществляет  в установленном законодательством  и международными договорами порядке  выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также  прибывшим в Республику Беларусь;

сотрудничает  с международными организациями  по вопросам своей компетенции, участвует  в разработке и реализации международных  договоров по вопросам государственного социального страхования;

в установленном  порядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании  законодательства о государственном  социальном страховании;

осуществляет  разработку и внедрение информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по вопросам государственного социального страхования, назначения и выплаты профессиональных пенсий;

создает и ведет базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям  профессиональных пенсий;

в установленном  порядке ведет бухгалтерский  учет и государственную статистическую отчетность;

в установленном  порядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств, предусмотренных  сметой на содержание Фонда на очередной  финансовый год;

проводит  ревизии финансово-хозяйственной  деятельности территориальных органов;

в установленном  порядке вносит предложения о  размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат из средств государственного социального страхования;

подает  в суд заявления об обращении взыскания на имущество должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств;

дает  разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, информирует  общественность о своей деятельности;

осуществляет  мероприятия по комплектованию центрального аппарата и системы Фонда квалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует руководящий  кадровый состав и его резерв, организует непрерывное обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

рассматривает в соответствии с законодательством  обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

обобщает  практику применения законодательства в области государственного социального  страхования и обеспечивает единообразное  его применение;

осуществляет  иные функции, предусмотренные законодательством.

10. Доходы  и расходы бюджета Фонда осуществляются  в соответствии с законодательными  актами Республики Беларусь на  очередной финансовый год.

11. Коллегиальным  органом управления Фонда является  его правление. В состав правления  входят Министр труда и социальной  защиты (председатель правления), управляющий  Фондом (заместитель председателя  правления) и его заместители  по должности, представители Министерства  финансов, Министерства экономики,  Национального банка, республиканских  объединений нанимателей и профсоюзов. Количественный и персональный состав правления Фонда утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Информация о работе Социальное страхование в Беларуси