Социальное страхование в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:28, реферат

Описание работы

В большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений", когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Эта система на Западе именуется "Pay as You Go" (PAYG), что можно перевести как "выплата по ходу". Это так называемая первая опора существующих в разных странах пенсионных систем. Однако эта "первая опора" становится все более шаткой. Она подтачивается старением населения развитых стран, в результате чего уменьшается соотношение числа работающих и количества пенсионеров.

Содержание работы

Введение 2
1. Пенсионные системы развитых стран 7
1.1. Германия 5
1.2. Финляндия 8
1.3. Нидерланды 11
2. Пенсионные реформы пост социалистических стран 14
2.1. Венгрия 14
2.2. Польша 16
2.3. Китай 17
3. Чили – особенный путь реформирования 21
Заключение 25
Библиографический список 26

Файлы: 1 файл

страхование.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

 СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                              2

1. Пенсионные системы развитых  стран                                                          7 

1.1. Германия                                                                                                     5 

1.2. Финляндия                                                                                                  8 

1.3.  Нидерланды                                                                                               11

2. Пенсионные реформы пост социалистических  стран                                 14 

2.1. Венгрия                                                                                                       14 

2.2. Польша                                                                                                        16 

2.3. Китай                                                                                                           17

3. Чили – особенный  путь реформирования                                                     21

Заключение                                                                                                           25

Библиографический список                                                                                26

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ    

 В центре дискуссий  о реформировании систем пенсионного обеспечения, развернувшихся  научных и политических круга западных стран и стран с переходной экономикой,  поиск новых более эффективных страховых методов и механизмов; создана многоуровневых, взаимодополняющих и взаимоувязанных пенсионных систем; активное привлечение частного сектора и самих застрахованных к финансированию пенсионных затрат; методы вовлечения в процесс коллективного и личного страхования пенсий лиц;

занятых в теневом  рынке труда: создание комплексных, взаимоувязанных институтов социальной защиты престарелых слоев населения.    

 В большинстве стран мира  до сих пор преобладает пенсионная  система, основанная на принципе "солидарности поколений", когда  пенсии выплачиваются из обязательных  платежей, которые в настоящее  время платят работающие граждане. Эта система на Западе именуется "Pay as You Go" (PAYG), что можно перевести как "выплата по ходу". Это так называемая первая опора существующих в разных странах пенсионных систем. Однако эта "первая опора" становится все более шаткой. Она подтачивается старением населения развитых стран, в результате чего уменьшается соотношение числа работающих и количества пенсионеров. Рост среднего уровня жизни требует установления все более "щедрых" пенсий. Это приводит к увеличению обязательств государства перед пенсионерами, к вынужденному росту обязательных пенсионных отчислений, к росту расходов на финансирование пенсионной системы PAYG, которые даже в самых благополучных странах достигают 10% ВВП Решением проблемы является переход к более современным и эффективным системам - "второй опоре", основанной на взносах предприятий и возможности инвестирования этих активов, а также к добровольным пенсионным накоплениям граждан - так называемой третьей опоре пенсионной системы.

        Реформы в каждой стране проводятся по-своему - с учетом демографических, культурных, социальных, политических, финансовых особенностей и возможностей. Реформы имеют цену, и вопрос состоит в том, кто и когда платит, насколько открыто или, напротив, замаскировано, они проводятся. Страны, недавно вставшие на путь  капиталистического развития, имеют даже некоторое преимущество:"цена перехода" может быть ниже благодаря сравнительно низкому исходному уровню пенсий и более высоким темпам экономического роста.

 

 

 

Это в принципе позволяет  более эффективно использовать для  пенсионных накоплений рыночные инструменты. Пенсионные активы, в свою очередь, становятся важным источником роста рынка капитала. В официальных документах Европейского экономического сообщества для осуществления этого перехода установлены конкретные цели, охватывающие период с 1998-го по 2020 год. Предполагается, что за этот период доля в пенсионных выплатах PAYG ("первой опоры") снизится с 84 до 64%, намного возрастет роль "второй опоры" (с 12 до 29%), а незначительная сегодня доля "третьей опоры" утроится (с 1,5 до 4,5%). При этом сумма частных пенсионных активов возрастет с 2 млрд до 11,8 млрд евро в 2020 году. Очевидно, сохранится тенденция к ослаблению ограничений для инвестиций пенсионных активов.    

 Реформы пенсионных  систем уже начались в Германии, США, Италии, Франции, Японии, Венгрии, Польше, Чехии. Они сводятся к различным комбинациям следующих мер: плавное повышение пенсионного возраста, снижение размеров отдельных видов пенсий, увеличение размеров страховых взносов, и периодов страхования, обособление институтов социального страхования и социальной помощи, ограничение практики досрочного выхода на пенсию, стимулирование создания частных пенсионных фондов.    

 Главный институт  пенсионного Совершенствование  систем пенсионного обеспечения  по старости в странах Европейского Союза связано со стремлением приспособить национальные пенсионные системы к меняющимся экономическим условиям на основе новых социальных компромиссов.                Основной предмет споров специалистов о путях реформирования пенсионных систем – Выбор между распределительными и накопительными механизмами их финансирования. В странах ЕС преобладает распределительный метод. Системы обязательного пенсионного страхования, а также пенсионные системы для государственных служащих в большинстве западноевропейских стран, а также ряд частных пенсионных систем во Франции финансируются посредством распределения.  

 Накопительный метод  в странах ЕС используется главным образом в корпоративных и отраслевых пенсионных системах.  

 Большинство   специалистов считает, что государственные пенсионные системы, построенные на принципах социального страхования, еще не исчерпали своего потенциала. Развитие накопительных механизмов они видят, в основном, в сфере добровольного дополнительного пенсионного страхования.  

 

 

 

 

        В странах ЕС, как и в других развитых западных странах, в случаях возникновения кризисных ситуаций с финансированием национальных пенсионных систем применяется достаточно широкий арсенал методов. Обычно это - повышение нормативного возраста: выхода на пенсию в сочетании с экономическим стимулированием отсроченного выхода на пенсии: увеличение периода учета заработков при определении размера пенсии; повышение абсолютных размеров и доли страховых взносов, уплачиваемых работниками и работодателями; сокращение числа получателей различного рода пенсионных льгот; экономическое стимулирование развития дополнительных форм пенсионного обеспечения в виде профессиональных, корпоративных и других частных  пенсионных  систем .     

 Оптимальное сочетание  названных и других мер позволяет решать острые вопросы, связанные с финансированием пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   1.   ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТЫХ СТРАН  

1.1. Германия    

 С первого января 1992 года в Германии существует единая пенсионная система для западных и восточных земель, которая обеспечивает выплату пенсий 4,2 миллиона пенсионеров. При проведении пенсионной реформы 1992 г. ставилась задача сохранения тех элементов прежней системы, которые были проверены практикой и подтвердили свою эффективность. В первую очередь это относится к роли государства в финансировании пенсионного обеспечения. Государство по-прежнему несет долю ответственности за наступление пенсионных рисков. Плательщики пенсионных взносов, пенсионеры и федеральное правительство разделили бремя увеличения расходов, связанное с демографической ситуацией (повышением доли пенсионеров в общей численности населения). Размеры федеральных субсидий и взносов растут пропорционально динамике перерасчета пенсий в связи с инфляцией. Важнейшей чертой пенсионной системы любой страны является сфера охвата, т.е. категории населения, подлежащие обязательному пенсионному страхованию. /1, с. 62/.    

 Модель пенсионной  системы, сложившейся в ФРГ, характерна для Австрии, Италии, Франции и большинства других стран Западной Европы. В целом система защиты старости в ФРГ характеризуется сосуществованием ряда различных отдельных систем. В настоящее время эти отдельные системы значительно отличаются друг от друга, например, по кругу застрахованных лиц, по принципам финансирования и предоставления услуг и пособий, по организационным структурам, а также по уровню защиты, к которой стремятся эти структуры. Несмотря на существующие значительные различия, вся система предоставления защиты старости в Федеративной Республике Германии характеризуется как «система трех уровней». /2, с. 36/.

К первому уровню относятся  все те отдельные системы, которые  функционируют на основе законодательных  норм и являются обязательным для определенного круга лиц. В целом в ФРГ существуют четыре «обязательные системы» такого типа:    

-    установленное законом пенсионное страхование, которое является обязательной системой для рабочих и служащих, а также для некоторых особых категорий само занятого населения (например, деятели искусств и публицисты; лица, имеющие ремесленные специальности; надомники и т.д.);   

 

 

 

     -    пенсионное обеспечение чиновников, которое является обязательной системой для госаппарата;    

-    помощь по старости для фермеров, представляющая собой обязательную систему для всех фермеров, а также для членов их семей;    

-    пенсионное обеспечение по профессиональным группам, которое представляет собой обязательную систему для т.н. «лиц свободных процессий» (врачи, аптекари, ветеринары, архитекторы, адвокаты, нотариусы и другие).

Ко второму уровню защиты в старости относится обеспечение  по старости от предприятий. Многие предприятия  выплачивают своим бывшим сотрудникам  при выходе на пенсию по возрасту т.н. «пенсии от предприятий» дополнительно к пенсиям, заработанным в системе установленного законом пенсионного страхования.    

 Однако в ФРГ  эта форма защиты в старости  не является обязательной, она  - добровольна. В конечном итоге  предприятие само решает, будет ли оно предоставлять пенсии от предприятия, и если да, то в каком объеме. Система оформления предоставления пенсий от предприятий может быть оговорена в тарифном соглашении между профсоюзами и ассоциациями работодателей. Эта система пенсионного обеспечения может быть также урегулирована на уровне производственного соглашения для лиц, работающих на каком-либо одном предприятии, путем особого способа оформления трудовых договоров для отдельных работников.    

 В ФРГ почти половина  работников охвачена договорами об обеспечении по старости от предприятий. Однако другая половина работников не имеет права на получение пенсии от предприятия. /3, с. 70/.    

 Третий уровень  защиты в старости - это забота  о своей старости частным способом. Эта форма защиты в старости также является добровольной. В данном случае каждый может сам принимать решение, будет ли он что-то предпринимать для обеспечения своей старости и если да, то в каком виде и в каком объеме. Для этого приемлемы все формы создания частного капитала. Сюда, например, относятся: покупка недвижимости, создание фонда ценных бумаг или заключение договоров о долгосрочных сберегательных вкладах. Хотя в действительности эти формы создания капитала часто направлены на другие цели, а не на обеспечение в пенсионном возрасте. Типичной же формой создания частного капитала является заключение договора о страховании жизни с целью накопления средств или заключение индивидуального договора о пенсионном страховании.   

 

 

 

  Особое  значение в общей системе предоставления защиты в старости имеет установленное законом (обязательное) пенсионное страхование. 78 % всего населения в возрасте от 15 до 65 лет являются застрахованными лицами. Объем выплат в системе установленного законом пенсионного страхования составляет около 63% от объема услуг и пенсий, предоставляемых всей системой защиты в старости. /4, с. 6/.    

 Особое значение  установленного законом пенсионного  страхования заключается еще  и в том, что пенсия, получаемая  из этой системы, уже сама  по себе является достаточной, чтобы обеспечить пенсионеру достойный уровень жизни в старости. Это относится прежде всего к лицам, имеющим большой трудовой стаж, в течение которого выплачивались страховые взносы.

Обеспечение по старости от предприятий и возможность  частным способом позаботиться о своей старости имеют только дополнительную функцию, т.е. они дополняют доход пенсионера, который он получает из системы установленного законом пенсионного страхования, и не могут в обычном случае служить единственным источником, достаточным для обеспечения достойного уровня жизни в старости.    

 Это становится  совершенно очевидным, если обратиться  к средним показателям размеров  пенсии. Лицо, постоянно получавшее  на протяжении 45 лет участия в  системе установленного законом  пенсионного страхования заработную плату, равную средней заработной плате в стране, при выходе на пенсию будет получать ежемесячную выплату в размере около 2.000 марок. Это равняется примерно 70 % «чистой» средней зарплаты работников, после вычетов. Средний же размер пенсии, предоставляемой от предприятий, составляет только около 500-800 марок.    

 Индивидуальный размер  пенсии исчисляется по принципу  зависимости размера пенсии от  размера заработной платы и  факта уплаты страховых взносов.  Смысл данного принципа заключается  в том, что размер пенсии застрахованного лица, в основном, зависит от того, как долго данное лицо было застраховано в системе пенсионного страхования и какую по размеру зарплату застрахованный получал в период уплаты страховых взносов. /5, с. 44/.    

 Применяемая концепция трех уровней, состоящая из положительных элементов распределительного и накопительного способов, хорошо зарекомендовала себя на практике. Высокий потенциал пенсионной системы ФРГ позволил без особых потрясений вобрать в себя пенсионную систему бывшей ГДР. Опыт ФРГ оказывает большое влияние на развитие и формирование пенсионных систем во многих странах.      

 

 

           1.2. Финляндия    

 Совершенствование  финской пенсионной системы  в течение последних лет преследовало две основные цели: сохранить, насколько это возможно, достигнутый уровень потребления стариков и гарантировать минимальный размер пенсии за счет суммирования национальной (государственной) и трудовой. Принятые недавно поправки к законодательным актам повышают возраст, при достижении которого возникает пpaвo досрочного выхода на пенсию, уменьшают размеры пенсий по инвалидности и досрочной пенсии по старости.     

Информация о работе Социальное страхование в развитых странах