Социальное страхование в Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:22, реферат

Описание работы

Послевоенный период, с 1945 по 1970 годы, был временем беспрецедентного экономического процветания Швеции. Уровень жизни людей значительно вырос, улучшились жилищные и рабочие условия, повысился уровень обучения, попечения о детях, здравоохранения, заботы о людях старшего поколения, появилось большее разнообразие социальных пособий и систем страхования. Таким образом, постепенно создавалась шведская система социального обеспечения, отличающаяся трехкомпонентным подходом, в основе которого лежат общественные программы, совмещающие в себе и корпоративные элементы, и, к тому же, частные страховые полисы.

Файлы: 1 файл

Соцстрах_швеция.docx

— 31.07 Кб (Скачать файл)

Страхование от производственных травм. На протяжении долгого времени страхование от производственных травм было единственной обязательной формой страхования, предоставляющего компенсацию при болезни, за потерю трудоспособности или смерть. Однако в связи с введением общих программ страхования от болезни и пенсионного страхования, охватывающих все население, условия действия страховки от производственных травм постепенно менялись. Сегодня, помимо общих схем страхования от болезни и потери трудоспособности, в рамках страхования от производственных травм, предоставляются дополнительные выплаты. В случае получения производственной травмы, пособия, выплаты застрахованным гражданам, а также страховая пенсия пережившему супругу увязываются с пособиями, выплачиваемыми по общим схемам социального страхования. В случае заболевания, денежные пособия по болезни выплачиваются согласно общим положениям о страховании от болезни. Соответственно, стоимость страхования от производственных травм, как явствует из статистических данных, является лишь незначительной частью общих расходов на социальное страхование.

В принципе страхование  от производственных травм нацелено на создание таких экономических  условий для застрахованного  лица, которые существовали до травмы. Лицо, надолго/навсегда утратившее работоспособность  в результате производственной травмы, будут получать страховку/аннуитет, которая, как правило, полностью  компенсирует потерю дохода. Эта страховка  от производственного травматизма, наряду с пенсией по нетрудоспособности, если она выплачивается, будет равна 100 процентам утраченного дохода.

При неизлечимых  производственных травмах, когда человек  не способен продолжать работать, также  выплачивается пособие.

На работодателя возлагается ответственность за создание благоприятных условий  труда, дабы предотвратить уход сотрудников  на больничный, и способствовать реабилитации уже заболевших. Дабы подстегнуть  работодателя активно вносить свой вклад в снижение заболеваемости на рабочих местах, было принято  решение парламента о частичной  финансовой ответственности, ложащейся  на плечи работодателя в случае болезни  работника. Это означает, что 15% суммы  выплат по больничному приходятся на долю работодателя. Как только работник получает пособие на реабилитацию или  возвращается на рабочее место хотя бы на не полный рабочий день, вышеупомянутая частичная финансовая ответственность  с работодателя снимается. В страховых  кассах организованы информационные центры для работодателей.

Пособие по инвалидности. Эта форма пособия выплачивается в том случае, если инвалидность наступила до 65- летнего возраста. Например, можно получить ссуду на приобретение или переоборудование автомашины, для облегчения самостоятельного передвижения нуждающегося.

Некоторым инвалидам  оказывается помощь на дому, в размере, зависящем от их способности обслуживать  себя. Если есть такая необходимость, инвалиду выделяется личный ассистент-помощник (патронажный санитар). Ассистента может  нанять сам инвалид, и тогда ему  выплачивается материальная компенсация, либо социальный отдел муниципалитета сам наймет на работу и оплатит  услуги помощника. Его первые 20 рабочих  часов в неделю оплачиваются собесом  по месту жительства. Как и в  предыдущем случае, инвалидность должна была наступить до 65-илетнего возраста.

Стоматология. Существование стоматологического страхования дает право всему взрослому населению получать материальную помощь при лечении зубов. Страховая касса оплачивает определенную часть от общей стоимости стоматологического обслуживания. Эта сумма выплачивается непосредственно врачу-стоматологу, который сам устанавливает цены на свои услуги. Для пациентов старше 65 лет, нуждающихся в протезировании, установлен потолок цен, по достижении которого они имеют право на бесплатное обслуживание.

Кроме того, все  кто охватываются системой государственного социального страхования в Швеции, имеют доступ к системе европейского медицинского страхования, которая  дает право на необходимую медицинскую  помощь на территории ЕС. Помимо этого  существует возможность получить компенсацию  затраченных на лечение средств.

Страхование от безработицы. Обстоятельства на рынке труда в начале 21 века значительно отличались от тех условий, которые существовали на этом рынке, на протяжении большей части 90-х годов. В 1999 году произошел резкий количественный скачок в части занятости, и ожидается, что этот рост сохранится.

Шведская политика на рынке труда нацелена на поддержание  стратегии «работа для всех», т.е. предоставление работы до оказания финансовой поддержки. Например, во время  последнего экономического спада, активные меры на рынке труда носили масштабный характер. Более 3-х процентов людей, из числа рабочей силы, прошли обучение, были вовлечены в практические или  иные формы активной реинтеграции. Ожидается, что безработные вернутся к нормальной трудовой деятельности как можно раньше. Следовательно, денежная помощь безработным предоставляется  лишь тогда, когда невозможно предложить работу или когда активные меры на рынке труда оказываются безуспешными.

Система страхования  от безработицы состоит из базового и добровольного компонентов, последний  включает пособие при потере дохода:

- Пособия при  потере дохода выплачиваются  только членам фонда страхования  от безработицы. Существуют определенные  условия обретения членства, такие  как срок работы и характер  работы. Сумма компенсации составляет 80 процентов от предыдущего повседневного  заработка, но не более установленного  максимума.

- По базовому  компоненту выплачиваются одинаковые  для всех пособия тем лицам,  которые не имеют права на  получение пособий по безработице,  исчисляемых на основании предыдущего  дохода.

- Страховые пособия  по безработице, также как пособия,  рассчитываемые по предыдущему  уровню дохода, выплачиваются за 300 дней (не больше) от периода  безработицы. Пособия оплачиваются  из расчета пять дней в неделю.

Членство в  фондах страхования от безработицы  обычно является обязательным для членов профсоюза, но все фонды должны быть открыты для добровольного вступления в них любого работника соответствующей  сферы деятельности. Членство в добровольном компоненте страхования от безработицы  свободно для всех работников и самозанятого населения без каких-либо ограничений. Около 80 процентов всех служащих/работающих по найму являются членами фондов страхования от безработицы.

Пенсионное  страхование. С 2003 года Швеция перешла на новую пенсионную систему из трех составляющих: трудовая пенсия, накопительная пенсия и гарантированный пенсионный минимум.

Трудовая пенсия составляет большую часть всеобщей государственной пенсии по старости. Размер этой пенсии определяется в  зависимости от трудовых доходов  в течение всей трудоспособной деятельности, при этом имеются в виду, как  зарплата, так и другие формы дохода, например, пособие по временной нетрудоспособности, по уходу за маленькими детьми, учебные  стипендии, довольствие во время  прохождения срочной военной  службы.

В новой системе, весь заработок от занятий, приносящих доход, за весь период работы, будет  давать право на получение пенсии. Все отчисления по этой схеме будут  добавляться к пенсии. Пенсионные отчисления собираются вместе с налогами, и работник и работодатель отчисляют  по половине суммы. Право на пенсию можно заработать, начиная с 16-летнего  возраста, и оно устанавливается  на ежегодной основе.

18,5% дохода каждого  жителя Швеции взимаются в  качестве пенсионного налога. Это  составляет 8,07 частей базовой расчетной  суммы (минимальная годовая заработная  плата). Эта часть пенсионных фондов  попадает в систему социального  перераспределения, что означает, что те деньги, которые вносит  работающий сегодня, выплачиваются  нынешним пенсионерам.

2,5%, из вышеупомянутых 18,5 отчисляются в накопительный  пенсионный фонд. Деньги помещаются  в фонды ценных бумаг, которые  каждый выбирает сам. Эта часть  пенсии накапливается для каждого  индивидуально и выплачивается  с момента выхода на пенсию. Ответственность за управление  накопительным пенсионным фондом  несет специально для этого  созданное государственное учреждение.

Гибкий  подход к возрасту выхода на пенсию. В новой системе можно подавать заявление о выходе на пенсию, начиная с 61 года. В этой системе нет верхнего возрастного предела, определяющего право на пенсию. Однако гарантированная пенсия выплачивается только по достижении 65 лет.

Индексация. В солидарной пенсионной системе потенциальные пенсии индексируются ежегодно. Этот индекс отражает средний рост дохода в обществе. В страховой резервной пенсионной программе нет необходимости проводить индексирование, поскольку доход от инвестирования будет покрывать такой рост. Когда пенсии уже выплачиваются из солидарной пенсионной системы, годовой размер пенсии индексируется с применением экономических коэффициентов, отражающих индекс потребительских цен, а также прогнозное годовое увеличение реального дохода.

Гарантийный пенсионный минимум обеспечивается гражданам  с низким уровнем доходов или  при полном отсутствии таковых. Эта  часть пенсии финансируется из налоговых  средств. Далее следует упомянуть  пенсию по случаю потери кормильца (пережившему  супругу), дополнительное пособие на оплату жилья, а так же целевую  субсидию престарелым.

На граждан, родившихся между 1938 и 1953 г.г., распространяются особые правила. Эта группа населения получает так называемую дополнительную пенсию, как часть пенсии по старости, зависящую  от трудовых доходов. Дополнительная пенсия исчисляется по старой системе (АТП) пенсионных выплат, за выслугу лет  и из всеобщей государственной пенсии («народной пенсии»). Чем старше пенсионер, тем большую часть его пенсии составляет дополнительная пенсионная надбавка. В обязательное пенсионное страхование входят: трудовая пенсия, накопительная пенсия и, для некоторых  граждан, гарантийный пенсионный минимум.

Социальное  страхование финансируется, главным образом, за счет отчислений работодателей и работников, недавно введенных государственных выплат в связи с пенсией по возрасту, доходов от инвестированного пенсионного капитала, государственных бюджетных ассигнований. Отчисления и взносы достигают примерно две-три общей суммы выплат. Та часть, что финансируется за счет налогов, составляет менее одной четвертой, а доля дохода, получаемая из национального пенсионного фонда и идущая на выплату пенсий, соответствует примерно одной десятой годовых затрат.

Все формы страхования  и различных пособий, входящие в  систему государственного страхования  в Швеции находятся - Страховой кассе (фёршекрингс касса). Эта структура  в целом насчитывает 16 000 сотрудников  и находится в каждой губернии, куда можно обращаться по общим вопросам и с личными проблемами.

Заключение

У Швеции долгая история развития системы социального  обеспечения. Система развилась  за последнее столетие.

Система социального  страхования имеет большое значение для каждого индивида в отдельности, защищая его материально, и общества в целом, с точки зрения национальной экономики.

Путем перераспределения  материальных ресурсов между различными группами населения в различные  периоды их жизни, система социального  страхования дает возможность своим  гражданам спокойно оставаться дома во время болезни или по уходу  за маленькими детьми, а также не бояться грядущей старости. В общем  и целом, насчитывается более 50-и  различных выплат, компенсаций и  пособий.

 

 

В настоящее  время стоимость всей системы  общественного благосостояния, здравоохранения  и социальных служб составляет около 36 процентов валового внутреннего  продукта.

Стоимость системы  социального страхования, включая  страхование от безработицы и  семейные пособия, равна приблизительно 20 процентам от ВВП.

Другая возможность  продемонстрировать масштаб социального  страхования заключается в предоставлении данных о том, что пособия, выплачиваемые  как возмещение заработка, составляют примерно 25 процентов всего уровня индивидуального потребления.

Таким образом, в среднем гражданин Швеции получает из национальной системы социального  страхования одну четвертую всех ресурсов, которые он тратит на удовлетворение ежедневных потребностей

Список  используемой литературы

1. Антропов, В.В. Социальная  защита в странах  Европейского союза.  История, организация,  финансирование, проблемы / В.В. Антропов. - М.: Экономика, 2006. - 271 с.

2. Райзберг, Б.А.  Современный экономический словарь  / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский,  Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

3. Система социального  страхования Швеции. География. Все  страны мира. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geolive.ru/data/euro /sweden/7.htm, свободный

4. Социальное  страхование в Швеции и других  Северных: Шведская национальная  система социального страхования  / Книга - помощь в интеграции. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rurik.se/index.php?id=61, свободный


Информация о работе Социальное страхование в Швеции