Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:48, курсовая работа
Несмотря на изменения российского пенсионного законодательства в постсоветский период пенсионная система обеспечивает низкий уровень пенсий при дефиците страховых средств. Финансовое обеспечение жизни граждан вышедших на пенсию является предельно важной и серьезной социальной и экономической проблемой для государства, с учетом того, что пенсия зачастую составляет основной доход граждан, находящихся на пенсии.
Пенсионная реформа 2002 г. изменила организационное, экономическое, нормативно-правовое взаимодействие между участниками пенсионной системы, но не создали механизм, который сбалансировал бюджет Пенсионного Фонда России, именно поэтому сейчас происходят новые изменения в данной сфере.
Введение
Современное состояние пенсионной системы России
Смешанная система пенсионного обеспечения в РФ
Приоритеты в дальнейшем развитии пенсионного обеспечения
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Во второй половине 2012 года Правительство Российской Федерации начало осуществлять запланированную третью реформу пенсионной системы, основные моменты которой изложены в «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации». В конце ноября 2012 депутаты Госдумы поддержали поправки в пенсионное законодательство, согласно которым меняется формула уплаты взносов в накопительную часть пенсии. Поиск новой концепции пенсионной системы идёт во всех развитых странах. И он необходим, потому что условия жизни в XXI веке, отличаются от XX – го и демографические, и экономические.
В 1990-е годы переход от государственной экономики к частному предпринимательству объективно диктовал создание новой системы социальной защиты граждан, и 22 декабря 1990 года был основан Пенсионный Фонд России основной задачей которого являлось управление средствами пенсионной системы.
Несмотря на изменения российского пенсионного законодательства в постсоветский период пенсионная система обеспечивает низкий уровень пенсий при дефиците страховых средств. Финансовое обеспечение жизни граждан вышедших на пенсию является предельно важной и серьезной социальной и экономической проблемой для государства, с учетом того, что пенсия зачастую составляет основной доход граждан, находящихся на пенсии.
Пенсионная реформа 2002 г. изменила организационное, экономическое, нормативно-правовое взаимодействие между участниками пенсионной системы, но не создали механизм, который сбалансировал бюджет Пенсионного Фонда России, именно поэтому сейчас происходят новые изменения в данной сфере.
Широкое международное обсуждение вопрос о реформе пенсионной системы получил в 1994 году на фоне публикации доклада Всемирного банка «Предупреждение всемирного кризиса старения». В данном докладе освещалось то, что в текущем положении, при наличии сформировавшейся тенденции увеличения продолжительности жизни пенсионеров, многие страны столкнутся с дефицитом денежных средств в пенсионной системе, созданной только на солидарном принципе, что подразумевает перераспределение денежных средств между поколениями (Pay-As-You-Go). Эксперты Всемирного банка в отношении реформы национальных пенсионных систем формулировали следующие решение: ввести обязательный накопительный элемент — накопительные пенсии. Однако возник спор о накопительной доле и перераспределительной доле в системе пенсионного обеспечения. На данный момент достигнуто политическое согласие по данному вопросу — каждой стране необходимо сформировать собственную модель, соответствующую национальной специфике и уровню экономического развития, поскольку нет универсальной системы и ситуация каждой страны уникальна.
На данный момент в России пенсионная система похожа на системы таких стран как Польша и Швеция, где существуют и PAYG-компонент типа условно-фиксированных взносов, и накопительный компонент типа фиксированных взносов. Для граждан, поступающих на работу, при наличии у них полного трудового стажа и в случае их выхода на пенсию в стандартном пенсионном возрасте (не досрочно), будущая структура пенсионных выплат изображена на Рисунке 1, где рассматривается сравнение ставок замещения для работников с разным уровнем зарплаты и производится разбивка на три компонента (базовый, компонент фиксированных взносов, зависящий от заработка, а также накопительный компонент). На нижнем левом графике показана ставка замещения (до уплаты налогов), в сравнении со ставкой после уплаты налогов. По данным ОЭСР, для будущего пенсионера со средним уровнем дохода общая чистая ставка замещения в существующей, на данный момент, пенсионной системе РФ составляет примерно 75%, что выше среднего значения для стран.
Рисунок 1. Модель пенсионной системы в РФ.
Рассмотрим рынок НПФ, по оценкам экспертов, в системе добровольных пенсионных накоплений участвует около 10% занятого населения (6,6 миллионов). Сейчас в России зарегистрировано 145 Негосударственных пенсионных фондов, из которых 103 также работают в рамках обязательной системы. В активах НПФ находилось 1,2 триллионов рублей (по данным на июнь 2012 года), из которых 0,7 триллионов рублей – в системе добровольных пенсионных накоплений, а 0,5 триллионов рублей – в обязательной системе (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Активы, аккумулированные в накопительной пенсионной системе Российской Федерации (обязательной и добровольной, миллиардов рублей).
По мнению некоторых экспертов, изменения, которые происходят в пенсионной системе могут создать неопределенность относительно размеров пенсии в будущем. По словам Кудрина и Гурвича (в 2012 г.), пенсионная система требует регулярной оценки финансовой устойчивости и долгосрочного планирования, для обеспечения достаточного уровня пенсионных выплат. Также важна стабильность пенсионной, поэтому необходимо внесение постепенных изменений, которые позволят населению адаптироваться к изменениям и сохранить уверенность в том, что пенсионная система способна обеспечить достаточный уровень доходов в старости.
Из графика можно сделать вывод о том, что Российская смешанная система пенсионного обеспечения соответствует международному опыту. В долгосрочной перспективе накопительная часть может ослабить фискальную нагрузку пенсионной системы на государство, одновременно повышая диверсификацию и размеры пенсионных доходов, но в правительстве при утверждении стратегии развития пенсионной системы посчитали, что полученный опыт работы с накопительным элементом неудовлетворительный.
2. Смешанная система пенсионного обеспечения в РФ
Объединение страховых и накопительных компонентов в рамках одной пенсионной системы может объясняться необходимостью диверсификации источников пенсионного дохода. Накопительная и страховая системы по-разному реагируют на риски (финансовые, временные, политические риски и т.д.), при объединении этих двух систем в одну появляется большая устойчивость пенсионной модели за счет диверсификации и снижения рисков.
Данная смешанная структура пенсионного обеспечения становится все более популярной в странах ОЭСР. Она существует или скоро будет существовать в 15 из 34 стран ОЭСР, включая Австралию, Чили, Мексику, Норвегию, Польшу, Швецию и Швейцарию. Кроме того, Италия, Новая Зеландия и с октября 2012 г. Великобритания ввели в национальные схемы пенсионных накоплений систему автоматической регистрации.
ОЭСР считает, что благодаря пенсионной реформе 2002 года, которая сделала пенсионную систему России смешанной, государственные расходы на пенсионное обеспечение будут иметь меньшие темпы роста, чем в других странах ОЭСР, несмотря на негативные тенденции демографического развития. Темпы старения населения в России сравнимы со средним значением в ОЭСР. К 2050 году относительный показатель людей пожилого возраста в России, по некоторым оценкам, вырастет вдвое. При этом, в 2011 году при росте ВВП России на 8,7% государственные расходы на пенсию были выше среднего показателя по развитым странам, стремительно увеличившись с уровня в 5,1% в 2007 году.
Действующая общая (страховая плюс накопительная) ставка отчислений, которая составляет 22%, является выше среднего значения для большинства стран (см. Рисунок 3.). Кудрин и Гурвич в своих публикациях утверждают, что существующий уровень социальных отчислений может снизить предложение рабочей силы и нанести ущерб конкурентной позиции Российской экономики. Но, несмотря на эти отчисления, ПФР получает из бюджета все больше субсидий для покрытия растущего дефицита.
Венгрия |
Италия |
Испания |
Чехия |
Словения |
Австрия |
Эстония |
Россия |
Норвегия |
Финляндия |
Великобритания |
Греция |
Турция |
Швейцария |
Германия |
Польша |
Швеция |
Словакия |
Голландия |
Среднее по ОЭСР |
Франция |
Бельгия |
Люксембург |
Португалия |
Япония |
США |
Исландия |
Чили |
Канада |
Корея |
Австралия |
Израиль |
Мексика |
Дания |
Новая Зеландия |
Рисунок 3. Обязательные отчисления в пенсионный фонд в процентном отношении к валовым доходам в 2007 году (в 2011 году для Российской Федерации)
Примечание: график не включает минимальную или стандартную ставку отчисления в системе автоматической регистрации.
Сейчас гражданин имеет возможность выбрать процент накопительной части пенсии или снизить его до 2% или оставить на уровне 6%, с 1 января 2014 года граждане, не написавшие заявление в ПФР или не заключившие контракт с НПФ, будут автоматически отчислять только 2% на накопительную часть пенсии. По данным на декабрь 2011 года из 73,4 миллионов работников, включенных в обязательную пенсионную систему (PAYG и накопительная), 61 миллион относился к ПФР, 11,8 относились к НПФ и 0,6 миллионов пользовались услугами частных компаний по управлению активами.
Большая часть средств (55 млрд. долл. США) обязательной накопительной пенсионной системы находится под управлением ПФР и инвестированы государственным банком, ВЭБ. Тем не менее, за последние шесть лет растет доля выбирающих частные компании по управлению активами вместо ВЭБ (См. Рисунок 4). Доля активов в НПФ увеличилась с 3% в 2007 года до 22% в декабре 2011 года.
Конкуренция между различными управляющими компаниями и НПФ позволит обеспечить снижение расходов и повышение качества услуг на рынке пенсионного страхования для граждан. Расходы на управление пенсионными фондами сейчас велики, так же существует проблема недобросовестных участников рынка нарушающих закон. Данные проблемы необходимо решать через механизм регулирования, эффективные методы коммуникации и повышение финансового образования населения.
Источник: Министерство финансов Российской Федерации.
Рисунок 4. Активы в обязательной накопительной системе (млрд. долл. США)
Примечание: VEB (ВЭБ) - государственный банк, осуществляющий управление активами, MC (УК) - (частная) компания по управлению активами, NPF (НПФ) - Негосударственный пенсионный фонд.
Сейчас инвестиционный режим пенсионных накоплений жестко регулируется государством. И инвестиции Пенсионных фондов сделаны, в большинстве случаев, до 80%, в Российские государственные облигации (финансирование PAYG также является формой – косвенной – государственного долга), с точки зрения сохранности накоплений, самой эффективной стратегией инвестирования безусловно является консервативный портфель инвестирования, на мой взгляд, необходима система выбора стратегии инвестирования для каждого гражданина. Так же можно предложить работнику вкладываться в инфраструктурные проекты, поскольку в российской экономике наблюдается дефицит длинных денег.
Инвестиционные возможности особо ограничены для активов под управлением ВЭБ. Ни консервативный, ни стандартный портфель не имеют никаких вложений в акционерный капитал. В стандартном портфеле только иностранные инвестиции составляют 1,1% размещения в облигациях, эмитированных международными организациями.
Источник: Министерство финансов Российской Федерации
Рисунок 5. Размещение активов в обязательном накопительном компоненте под управлением ВЭБ
(% общих активов, декабрь 2011 года)
При существующем консервативном подходе размещение активов существуют высокие риски связанные с инфляцией в стране, поэтому ВЭБ не всегда показывал доходность пенсионных вложений выше инфляции, но по итогам 2012 года Внешэкономбанку впервые удалось обогнать инфляцию в 6,6% и показать доходность по расширенному портфелю, где аккумулируются средства "молчунов" в 9,21% годовых. По консервативному портфелю доходность составила 8,47% годовых. Поэтому существует острая необходимость пересмотреть режим инвестирования для обязательной накопительной пенсионной системы.
Важным усовершенствованием, которое должно упростить сравнение доходов среди различных компаний по управлению активами и их эффективности, является разработка Министерством финансов контрольного показателя, который будет состоять из показателей различных категорий активов, в которые будут инвестировать пенсионные фонды.
Система вложений накопительной части пенсий требует проведения изменений для раскрытия ее потенциала и обеспечения более высоких доходов, и повышение ее устойчивости к финансовым потрясениям. Требование обеспечения отчислений в пенсионные фонды важно, однако оно не должно применяться на ежегодной основе. Вместо этого данное требование должно применяться только при выходе на пенсию, как это делается в случае пенсий Ристера (Riester) в Германии.
В Таблице 1 ниже показана стоимость различных гарантий в процентном отношении к отчислениям и в процентном отношении к чистой стоимости активов. Бессрочная гарантия применяется ежегодно. Отчисления, кроме бессрочной гарантии, применяются только при выходе на пенсию, в конце периода отчислений. Самой недорогой гарантией является беспроцентная гарантия номинального возврата, которая предлагает защиту первоначального вложения (или капитальная гарантия). Такая гарантия в настоящее время существует в Российской накопительной пенсионной системе. Стоимость бессрочной капитальной гарантии в шесть раз превышает стоимость капитальной гарантии, используемой при выходе на пенсию. Тем не менее, она не предлагает участнику плана никаких дополнительных затрат пока он хранит свои сбережения в виде капиталовложений до выхода на пенсию. Поэтому гарантия, предоставляемая на окончательном этапе, является предпочтительной.
Информация о работе Современное состояние пенсионной системы России