Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:48, курсовая работа
Несмотря на изменения российского пенсионного законодательства в постсоветский период пенсионная система обеспечивает низкий уровень пенсий при дефиците страховых средств. Финансовое обеспечение жизни граждан вышедших на пенсию является предельно важной и серьезной социальной и экономической проблемой для государства, с учетом того, что пенсия зачастую составляет основной доход граждан, находящихся на пенсии.
Пенсионная реформа 2002 г. изменила организационное, экономическое, нормативно-правовое взаимодействие между участниками пенсионной системы, но не создали механизм, который сбалансировал бюджет Пенсионного Фонда России, именно поэтому сейчас происходят новые изменения в данной сфере.
Введение
Современное состояние пенсионной системы России
Смешанная система пенсионного обеспечения в РФ
Приоритеты в дальнейшем развитии пенсионного обеспечения
Заключение
Список используемой литературы
Капитальная гарантия |
2% гарантия |
Капитальная гарантия с учетом уровня инфляции |
Бессрочная капитальная гарантия |
4% гарантия с ежегодными взносами |
Плавающая гарантия | |
% чистой стоимости активов |
0,06 |
0,22 |
0,24 |
0,39 |
0,89 |
1,22 |
% отчислений |
1,24 |
4,94 |
5,58 |
18,36 |
18,71 |
26,09 |
Правила расчета выплаты при выходе на пенсию должны соответствовать прогнозируемой продолжительности жизни
Таблица 1. Стоимость различных гарантий возврата
По оценкам международных экспертов, в России обязательная накопительная пенсионная система сможет обеспечить коэффициент замещения в 40% от заработной платы. С 2009 года граждане получили возможность участвовать в программе государственного софинансирования пенсии. Таким образом, государственная субсидия должна была стать эффективным способом обеспечения большего количества пенсионных сбережений и повысить уровень будущих выплат, но на данный момент подводить итоги данной программы рано, хотя по некоторым оценкам главной проблемой является небольшая доля участников.
На мой взгляд, необходимо развитие добровольной, накопительной пенсионной системы, а не полный отказ данной составной части пенсионной системы. Все недостатки и ошибки совершенные после введения накопительной части связаны с недоработкой в регулировании, а так же смены людей в правительстве, курирующих данный вопрос, которые были заинтересованы в данном проекте, на людей оставивших всё без изменений.
3.Приоритеты в дальнейшем развитии пенсионного обеспечения
Проблемой для создания эффективной пенсионной системы является то, что она должна учитывать интересы трех групп: ныне существующих пенсионеров, поколение работающих граждан и будущих поколений граждан. Соответственно, для эффективной модели пенсионного обеспечения должны выполняться следующие условия:
1) Размер пенсий должен
быть адекватным рыночным
а) обеспечение сглаживания падения доходов граждан при завершении трудовой деятельности;
б) минимизация риска бедности среди нетрудоспособного населения.
2) Умеренные ставки социальных
отчислений. Данный критерий защищает
интересы поколения занятых
3) Устойчивость пенсионной
модели. Данный критерий важен
для всех поколений, поскольку
предполагает устойчивость
4) Возможность адаптации
системы. Пенсионная система должна
уметь приспосабливаться к
Для создания эффективной пенсионной системы необходимо учитывать все четыре критерия. Данные критерии должны находиться в равновесии, неприемлемо улучшение одного критерия, приводящее к ухудшению другого, так как это ведет к рискам в долгосрочной перспективе. Например, увеличение размера пенсий за счет повышения фискального бремени приведет к снижению темпов экономического роста. В случае финансирования дефицита пенсионной системы с помощью наращивания госдолга – это дополнительное бремя для будущих поколений. А если повысить размер пенсии при отсутствии источников финансирования, то в долгосрочном перспективе создаст риски нестабильности как пенсионной системы, так и экономики в целом.
Существующая сегодня пенсионная система не соответствует указанным выше критериям. При дальнейшем развитии экономики (с существующими темпами) с сохранением существующего пенсионного законодательства и дальнейшее продолжение наращивания пенсионных обязательств, ради голосов пенсионеров на выборах за действующую власть, связанно это с высоким уровнем политической активности пенсионеров в российском обществе, может привести к следующим социально-экономическим последствиям:
1) понижение занятости, рост количества «серых» и развитие «теневого» сектора экономики;
2) замедление темпов роста ВВП, снижение конкурентоспособности российской экономики, и как следствие рост налогооблагаемой базы;
3) отсутствие возможности поддержания пенсий на нормальном человеческом уровне, на фоне этого будет происходить рост уровня бедности среди пенсионеров.
Таким образом, на мой взгляд, реформа пенсионной системы, которая бы соответствовала сформулированным выше вызовам в имеющихся макроэкономических условиях, должна включать следующие ключевые моменты:
1) настройку и модернизацию
обязательной накопительной
2) стимулирование развития
добровольной накопительной
3) развитие таких финансовых
инструментов как страхование
жизни, обратная ипотека и т.д.,
которые способствуют
Необходимо сформировать комплексную систему пенсионного страхования для граждан с разными уровнем дохода, для достижения данной цели требуется стимулирование создания добровольной пенсионной системы. Пенсионные взносы, на мой взгляд, необходимо в большем объеме направлять в накопительную часть пенсионной системы и учитывать на индивидуальном пенсионном счете будущего пенсионера. Ныне действующую государственную программу софинансирования пенсий требуется продлить и расширить, а так же необходимо приложить больше усилий для её популяризации.
Необходимо так же создать развитый, конкурентный рынок добровольных корпоративных пенсий и стимулировать развитие дополнительных индивидуальных пенсионных накоплений. Для достижения данной цели требуется максимально прозрачный рынок добровольных накопительных пенсий, соответственно у гражданина должна быть возможность выбора инвестиционной стратегии, результаты которой он может отслеживать.
Для развития накопительной части (добровольной и обязательной) пенсионной системы нужно осуществить совершенствование деятельности накопительных институтов. Соответственно изменения требуются в деятельности НПФ, и других финансовых институтов. Соответственно требуется:
Для стабилизации состояния пенсионной системы нужны шаги по решению проблем связанных со старением населения, для этого можно постепенно повышать пенсионный возраст. По данному вопросу давно ведется много дискуссий, но главной причиной, по которой повышение пенсионного возраста до 63 лет для обоих полов произойдет в 2030 году, это отрицательное влияние на политическую стабильность.
Для развитых стран 63 года в настоящее время является стандартом. Для увеличения пенсионного возраста необходимо откорректировать методы индексации пенсий, ввиду того, что на текущий момент индексация пенсии производится исходя из уровня доходов от пенсионных сборов на каждого пенсионера. На мой взгляд, необходимо экономически стимулировать гражданина к более позднему выходу на пенсию, как это было предложено в новой формуле расчета пенсий, которую предлагает Минздравсоцразвития России и способствующий к более позднему выходу на пенсию за счет нового мультипликатора (зависящий от стажа). Возникают проблемы по определению срока, по которому усредняется зарплата работника, поскольку если усредняется на года, в которые производилась выплата взносов, то в таком случае формула буден аналогичной текущей, но при этом увеличивается стимул для более позднего выхода на пенсию.
Перечисленные выше меры необходимо осуществлять комплексно, так как проблемы пенсионной системы связаны со здоровьем населения, с недоразвитостью российского финансового рынка и финансовых инструментов, с недостатками нашей экономики, с неэффективностью государственного участия в экономике. Для достижения положительных результатов в реформировании пенсионной системы предложенных выше шагов может быть недостаточно, поскольку они не являются комплексными, но их реализация поможет создать более эффективную пенсионную систему.
Заключение
В России идет реализация третьей пенсионной реформы. Главными положениями являются: реформирование (другими словами сворачивание) накопительной части пенсии и зависимость размера пенсии от трудового стажа. Но, несмотря на указы президента, нет до сих пор утвержденной пенсионной формулы и точных шагов по реализации утвержденной стратегии реформирования. Дискуссии о повышении пенсионного возраста и отмене накопительной части с каждым днем становятся все жарче, участники рынка накопительной части пенсии начали свои программы по привлечению клиентов и ещё остается много нерешенных задач и ещё больше вопросов.
Для изменения демографической ситуации в России необходимо улучшать систему здравоохранения и прививать положительное отношение к спорту у молодого поколения граждан, а так же принимать большое количество других мер связанных со здоровьем, поскольку несбалансированность отношения пенсионеров и работающих невозможно решить только экономическими мерами. На мой взгляд, отказ от накопительной части пенсии не даст положительного результата, необходимо развивать финансовый рынок, а пенсионные накопления могут стать «драйвером роста», поскольку являются длинными деньгами, которые остро необходимы экономике, а так же являются одним из условий создания в России мирового финансового центра. Для решения проблем с «серыми» зарплатами необходимо стимулировать работодателя работать по общепризнанным правилам, а для этого нужны прозрачные механизмы регулирования финансовых рынков и эффективные налоговые режимы, так же необходимо создать систему страхования, аналогичную вкладам в банках. На мой взгляд, необходимо повышение уровня доверия граждан к финансовым институтам, а так же повышение экономической грамотности населения, поскольку людям порой тяжело разобраться в пенсионной формуле и в своих возможностях обеспечить себе более достойную старость.
Пенсионная система
России требует изменений, но
реформирование её как
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Современное состояние пенсионной системы России