Страхование багажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:09, реферат

Описание работы

Страхователями по договору страхования багажа могут быть юридические лица и дееспособные физические лица. Договор страхования может быть заключен как в пользу страхователя, так и в пользу Выгодоприобретателя - лица, имеющего законный имущественный интерес в сохранении принимаемого на страхование имущества. В случае если договор страхования заключен страхователем в пользу Выгодоприобретателя, на последнего распространяются права и обязанности страхователя. Выгодоприобретателями по рассматриваемому вопросу могут быть только физические лица.

Содержание работы

1. Страхование багажа 3
Объект страхования 3
Страховые случаи 3
Предметы багажа, не подлежащие страхованию. 4
Страховая сумма. Страховая премия 6
Действие договора страхования 7
Порядок заключения договора страхования 7
Действия сторон при наступлении страхового случая 8
Порядок рассмотрения споров 10
2. Страхование груза на морском транспорте 11
3. Случаи отказа в выплате страхового возмещения 23
Заключение 26

Файлы: 1 файл

Страхование багажа.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

При утрате (краже) отдельных предметов, входящих в состав комплекта, набора и т.п., сумма ущерба определяется как разница между стоимостью данного комплекта, набора и т.п. и стоимостью сохранившихся предметов.

Страховая выплата производится страхователю (Выгодоприобретателю) единовременно в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента окончания расследования страховщиком всех обстоятельств страхового случая и принятия решения о выплате страхового возмещения.

Порядок рассмотрения споров

 

Споры, связанные с  договором страхования, разрешаются путем переговоров. При недостижении соглашения спор передается на рассмотрение суда в соответствии с действующим российским законодательством.

 

2. Страхование груза на морском транспорте

Современное морское  страхование включает не только страхование судов, ответственности судовладельцев, но и страхование грузов (товаров, перевозимых морскими судами).

Конечно же, морское страхование  грузов обладает определенными особенностями  по сравнению с перевозками грузов иными видами транспорта. Тем не менее именно морское страхование грузов явилось основой для формирования страхования грузов на иных видах транспорта. До сих пор в правилах страхования грузов с тем или иным объемом ответственности страховщика можно встретить положения, относящиеся в большей мере к морскому страхованию грузов, однако применяемых и при транспортировках иными видами транспорта. Отражение основных принципов и особенностей страхования грузов именно в главе морского страхования выбрано не случайно, а традиционно следуя его историческим истокам и тому, что именно оно стало основой создания принципов страхования транспортных перевозок грузов воздушным, наземным, железнодорожным транспортом.

Особенности и условия  морского страхования, регулирующие взаимоотношения  сторон договора страхования, содержатся в Кодексе торгового мореплавания (далее КТМ), соответствующем международным правовым нормам в этой области.

Грузы страхуются в соответствии с основными типами торговых сделок, разработанных Международной торговой палатой в документе «Инкотермс».

В современных условиях страхование грузов непосредственно  связано с рядом других не менее  сложных видов коммерческой деятельности, в первую очередь с мировой  транспортной системой. Поэтому при  страховании грузов необходимо прежде всего иметь общее представление о транспортной системе и принципах ее функционирования.

Основными участниками  транспортной перевозки являются: • 

отправитель (или грузоотправитель) - физическое или юридическое лицо, отправляющее принадлежащий ему  груз из пункта А в пункт Б; •

получатель — физическое или юридическое лицо, которое  имеет право получить этот груз в  пункте Б. Это право предоставляет  ему отправитель, обозначив получателя в товарно-транспортных документах; • 

перевозчик - физическое или юридическое лицо (чаще всего транспортная организация), владеющее транспортным средством или арендующее его. Перевозчик должен доставить переданный ему отправителем груз из пункта А в пункт Б и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю) или доставить в пункт перевалки на другое транспортное средство; •

экспедитор — как  правило, юридическое лицо, которое  обеспечивает координацию и взаимодействие всех сторон, включенных в перевозку, осуществление перевалочных операций в пунктах перевалки и иных услуг, связанных с договором перевозки.

Стороны договора страхования  грузов

В качестве субъектов  страхования грузов выступают страхователь, страховщик, выгодоприобретатель.

Страховая защита грузов, как и транспортных средств, осуществляется путем заключения договоров страхования. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 930 ГК РФ груз может быть застрахован в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого груза. При отсутствии такого интереса договор страхования является недействительным.

Выгодоприобретателем  может быть юридическое или физическое лицо, в пользу которого заключен договор  страхования груза, и которое  вправе получить от страховщика страховое  возмещение в пределах страховой суммы при страховом случае с грузом. Таким лицом является получатель, указанный в товарно-транспортных документах. Получателем может быть, как указано выше, и непосредственно сам покупатель товара (он же грузоотправитель) или уполномоченное им лицо. Например, коммерсант или его представитель (доверенное лицо) закупил в другом регионе продовольственные товары и отправил их морским транспортом, указав в товарно-транспортных документах в качестве получателя самого себя.

Действующее страховое законодательство новой правовой нормой позволяет заключать договор страхования груза без указания имени при наименовании выгодоприобретателя. Страхователю выдается в этом случае полис «на предъявителя». При страховом случае с грузом предъявитель полиса вправе выставлять требование о выплате страхового возмещения (ч. 3 ст. 930 ГК РФ). Страховой полис «на предъявителя» позволяет значительно упростить решение вопроса переоформления договора страхования груза на нового его владельца при продаже, например, груза (товара) на той или иной стадии его перевозки.

Условия договора страхования грузов

Предметами страхования грузов всегда являются конкретные материальные ценности (грузы) или иные ценности, предусмотренные правилами страхования  того или иного страховщика.

Объектом страхования грузов являются имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с  сохранением, восстановлением того или иного предмета страхования  грузов при наступлении страхового случая и с потребностью в дополнительном источнике средств для этих целей.

Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Это может  быть реализовано путем составления  одного документа или путем вручения страховщиком страхователю страхового полиса. Страховой полис - это документ, подтверждающий факт страхования, и к его оформлению при страховании грузов обычно предъявляют достаточно жесткие требования. Наиболее жесткие требования предъявляют к полисам при страховании внешнеторговых перевозок, так как в практике внешнеторговых расчетов полис - один из основных документов, по которым банк производит расчеты. Поэтому в полисе необходимо идентифицировать данную отправку груза, указав номер транспортной накладной или номер счета, или номер накладной на отпуск товара со склада.

Договоры перевозки грузов можно классифицировать по разным признакам: по видам транспорта (договоры железнодорожной, морской, внутриводной, автомобильной и воздушной перевозки); по территории (внутригосударственные и международные перевозки); по количеству участвующих перевозчиков (местные перевозки, перевозки в прямом сообщении, прямые смешанные перевозки и т.д.).

Страхование перевозимых грузов —  один из видов страхования имущества, необходимый элемент международных  торговых контрактов - имеет существенные особенности, отличающие его от страхования других видов имущества, и требует специальных подходов для учета этой специфики.

Во-первых, при страховании груза  страховая сумма может значительно  превышать стоимость груза на месте его приобретения (производства), поскольку его цена в пункте доставки значительно выше. Именно эта разница составляет ту часть имущественного интереса покупателя, которая также должна быть защищена страхованием. В обычаях делового оборота принято увеличение страховой суммы над стоимостью товара в месте его приобретения в размере 10%.

Во-вторых, технология и состав страховой  защиты должны учитывать технологию процесса доставки груза и то, что  в процессе доставки груз исключается, как правило, из-под контроля его  собственников (и продавца, и покупателя) и в процессе доставки оказывается под контролем перевозчика, принимающего на себя ответственность за его доставку (причем таких перевозчиков может быть несколько и виды транспорта могут взаимодействовать в процессе доставки).

Кроме этого, доставка груза может происходить по территории разных стран, т.е. является международной. Это накладывает на страховые отношения дополнительные условия, связанные с обеспечением страховой защиты таможенных рисков. Эта вторая группа особенностей требует использования при организации страховой защиты грузов признанных в мировой практике условий, конвенций и терминов, однозначно понимаемых всеми участниками доставки грузов. Одновременно это требует установления пределов ответственности перевозчиков за утрату груза и правил распределения такой ответственности между перевозчиками, установления ответственности таможенных перевозчиков и других таможенных посредников. С этим связано условие свободной передачи страхового полиса любому участнику процесса доставки для удостоверения факта наличия страховой защиты груза в пути следования и гарантий возмещения ущерба при организации его спасания при попадании в рисковую ситуацию.

К третьей особенности относится  возможность и зачастую необходимость  применения упрощенной технологии страхования грузов вследствие относительного постоянства торговых связей и транспортных потоков сырья, энергоносителей, промышленных товаров и продуктов питания из традиционных центов производства в традиционные центры потребления. Покупатели и продавцы заключают долгосрочные (годовые и более) договоры купли-продажи, поставки товаров в течение договорного периода, а перевозка грузов по этим договорам производится относительно мелкими партиями (контейнерами, повагонными отправками, зафрахтованными судами периодически, несколько раз в год и т.п.). Страховая защита таких грузоперевозок ведется по открытому генеральному полису, позволяющему максимально упростить формальности по страхованию.

Для заключения договора страхования груза между страхователем  и страховщиком должно быть достигнуто соглашение по существенным условиям договора, т.е. о грузе, который подлежит страхованию; страховых рисках (страховых случаях), покрываемых страхованием, размере страховой суммы; сроке действия договора страхования; уплачиваемой страхователем страховой премии.

Страховой стоимостью груза, определяющей его страховую сумму  по договору, следует считать его  цену, указанную в договоре купли-продажи, с добавлением расходов по перевозке, если они не включены в цену и потому осуществляются покупателем. Применительно к внешнеторговым грузам целесообразно ориентироваться на правила Инкотермс, которые приравнивают к страховой стоимости товаров, приобретенных на условиях СИФ или СИП, цену товара, предусмотренную в договоре купли-продажи, плюс 10% и оговаривают, что страхование должно быть произведено в валюте договора купли-продажи.

В договоре страхования  груза стороны могут предусмотреть  согласованный размер франшизы (условной или безусловной) в процентах от страховой суммы или в абсолютной денежной величине.

Срок действия договора страхования грузов устанавливается  по соглашению страхователя и страховщика. Договор страхования грузов может  заключаться на разовую перевозку, на несколько перевозок в течение определенного периода времени, а также генеральный договор (генеральный страховой полис), заключаемый обычно на год по любой схеме перевозки.

При подготовке условий  страхования грузов особое внимание следует уделять определению периода страхования, а также необходимо установить, распространяется ли страховое покрытие на погрузку (разгрузку), промежуточное хранение и т.д. В случаях, когда точно определить период перевозки сложно (например, при железнодорожных перевозках на большие расстояния), обычно устанавливают временной лимит действия страхового покрытия на перевозку. После его истечения страховщик вправе либо потребовать уплаты дополнительной страховой премии, либо договор считается прекратившим свое действие.

При соблюдении общего требования для вступления договора страхования груза в силу —

уплаты страховой премии или первого ее взноса (ч. 1 ст. 957 ГК РФ) - страхование (страховая защита) груза может начинаться в зависимости  от схемы перевозки, согласованного со страховщиком решения страхователя и стандартных условий поставки товаров с момента: •

взятия груза для  погрузки в транспортное средство со склада изготовителя товара, оптового торговца или с места хранения, нахождения перевозимого имущества  юридического, физического лица, но не ранее даты, указанной в страховом полисе, и доставки его в пункт отправления железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом; •

погрузки в вагон, водное или воздушное судно, на магистральный (внутренний или международный) автотранспорт; •

прохождения таможни; • 

достижения промежуточного пункта или начала установленной  договором страхования груза  части транспортного маршрута.

Страхование груза может  заканчиваться: • 

после доставки груза  на склад грузополучателя, обозначенный как конечный пункт доставки, или иное место хранения в указанном пункте назначения; •

после доставки на любой  другой склад или место хранения, которое до или в указанном  пункте назначения было выбрано страхователем; • 

или по истечении 60 дней после окончания разгрузки застрахованного груза с борта судна в порту в зависимости от того, какое из трех событий произошло раньше.

В случаях, когда точно  определить период перевозки сложно (например, при железнодорожных перевозках на большие расстояния), обычно устанавливают временный лимит действия страхового покрытия на одну перевозку. После его истечения страховщик вправе либо потребовать уплаты дополнительной страховой премии, либо договор считается прекратившим свое действие.

Информация о работе Страхование багажа